Россия в международной трудовой миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:12, контрольная работа

Описание

1.Причины, масштабы, направления эмиграции рабочей силы из России.
2.Причины, масштабы иммиграции в Россию ,профессионально-квалификационная структура иммигрантов.
3.Социально-экономические последствия участия России на мировом рынке труда. Государственное регулирование миграции в Россию.

Работа состоит из  1 файл

мир.эк (Автосохраненный).docx

— 58.80 Кб (Скачать документ)

     Спросом на рынке труда КНДР, КНР, Бразилии, Аргентины, Мексики, Ирака пользуются ученые и специалисты в области  фундаментальных и прикладных исследований, преподаватели высших учебных заведений, специалисты  со знанием технологий двойного назначения (военных и гражданских).

     Российские  ученые  и специалисты уезжают  за границу из-за низкого уровня жизни, а также из-за неудовлетворенности  условиями труда в России.

     Ученые  выезжают из России по причине невозможности  в полной мере реализовать свои знания из-за недостаточного финансирования науки, низкого уровня информационного  и материально-технического обеспечения  исследовательского процесса, из-за распаданаучных школ.

     Международная трудовая миграция для значительной части россиян является важным средством  выживания в условиях отсутствия работы на родине и низких реальных доходов период проводимых в России рыночных реформ. По оценке МВФ, официальные  размеры денежных переводов, идущих   в Россию от российских трудовых мигрантов, увеличились с 200 млн. долл. в 1994 г. До 600 – в 2000 г. С  учетом переводов  по неофициальным каналам поступления  валюты в Россию семьям оценивают  в 3 млрд. долл. Эти средства тратятся домохозяйствами на потребление  товаров и услуг, стимулируют  рост некоторых российских отраслей легкой и пищевой промышленности, повышают спрос россиян на жилье.

     Часть доходов от бизнеса, полученных за рубежом, российские предприниматели инвестируют  в российскую экономику. Крупные  капиталовложения в Россию идут с  Кипра.

     К положительным последствиям трудовой миграции россиян можно отнести  возможность работниками освоить  за рубежом новые знания, технологии и в целом повысить квалификацию.

     Из  России в 2008 году уехало за границу 73130 человек. Согласно официальной статистике ФМС, в страны Европы в 2008 году прибыли 28,5% трудовых мигрантов из РФ, в страны Азии – 24,3%, а в страны Америки 35,9%. Особенно много русских трудовых мигрантов в 2008 году прибыло в Америку (18,7%) и Кипр (11,1%).

     В настоящее время существует правовая база для выезда наших соотечественников за рубеж на заработки. Правительство РФ заключило со многими государствами договоры в этой области отношений.

     Сокращение  производства в оборонной промышленности, уменьшение армии и приток переселенцев из республик СНГ, вызвавшие безработицу и снижение уровня доходов ряда социальных групп, являются факторами, стимулирующими выезд из нашей страны на заработки за рубеж. По результатам опросов наиболее предрасположены к выезду на работу за границу научные работники, а также беженцы и вынужденные переселенцы из других частей СНГ в Россию. Средний возраст эмигрантов — 35,5 года, причем более 58,1% из них моложе 40 лет.

     Среди работающих за границей россиян примерно 27% квалифицированных специалистов. Пребывание этих людей в какой-либо стране - это подарок судьбы, будь то математики или артисты в США, физики и преподаватели в Германии или военные инженеры в странах Ближнего Востока. Известен удельный вес этих людей и их роль в науке и высшем образовании многих стран. К сожалению, Россия теряет таких людей, что относится, несомненно, к негативным последствиям.

     Экономическая миграция из России в ближайшей перспективе  не будет значительно расти, так  как на рынках труда развитых  и развивающихся стран российские эмигранты сталкиваются с сильной  конкуренцией эмигрантов из других стран. Возможности выезда из России ограничиваются непризнанием в ряде стран российских дипломов о высшем образовании, слабым знанием нашими специалистами иностранных  языков, а также ограничительными квотами на въезд. Так, по соглашениям  России с государствами Западной и Восточной Европы ежегодно в  этих странах могут работать не более 4 тысяч россиян. 
 
 

     2.Причины,  масштабы иммиграции  в Россию ,профессионально-квалификационная  структура иммигрантов. 

     Россия  за годы перехода к рыночной экономике  стала одним из крупнейших государств-реципиентов. За 1992-2002 гг. в Россию прибыли  6 млн.700 тыс. человек, в том числе 6 млн. 625 тыс. из СНГ и стран Балтии. В  среднем за год в Россию въезжали 610 тыс. человек. Это третий результат  в мире. На первом месте США, где  в среднем за год в этот период приток мигрантов был 925 тыс. человек, на втором месте Германия – 865 тыс. человек.

     Основной  поток иммигрантов шел из республики СНГ, в 1992 г. На них приходилось 92,8% всех иммигрантов, а в 2002 г. – 95% общего числа  иммигрантов на постсоветском пространстве.

     В 1992-1994 гг. в Россию приезжали мигранты только из стран СНГ и Балтии, с 1995 г. Начинает получать развитие  тенденция увеличения численности  мигрантов из стран дальнего зарубежья. Численность  официально зарегистрированных в России иммигрантов из стран  дальнего зарубежья выросла с 1 тыс. в 1995 г. до 8 тыс. в 2002 г.

     Динамика  въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации и их выезда с территории страны за последние  пять лет остается достаточно стабильной. По данным Пограничной службы ФСБ  России, в 2005 г. в страну въехали 22 200 649 человек, в 2006 г. – 22 486 044 человека, в 2007 г. - 24 692 978 человек, в 2008 г. – 23 676 140 человек.

     В 2008 году территориальными органами ФМС  России обработано 29 млн. миграционных карт, информация с которых направлена в банк данных ФМС России, что  на 7,5 % больше, чем в 2007 году (27 млн.). За 7 месяцев 2009 года территориальными органами ФМС России обработано 18 040 122 миграционные карты, информация с  которых направлена в банк данных ФМС России, что на 13,4 % больше, чем  за 7 месяцев 2008 года (15 911 615).

     Миграция  рабочей силы для России – сравнительно новая форма международного сотрудничества. Ситуация с трудовыми ресурсами, сложившаяся в настоящее время  в нашей стране, носит противоречивый характер: с одной стороны, мы активно  пытаемся внедриться на мировой рынок  труда, а с другой, у нас пока не сложился свой реальный отечественный  рынок труда. Важным условием становления  внутреннего рынка могло бы явиться  активное привлечение квалифицированной  иностранной рабочей силы, особенно из стран дальнего зарубежья.

     Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2008 году оно превысило 2 млн. человек, причем эти люди представляют более  чем 40 стран мира. По-прежнему этот показатель отражает лишь небольшую часть реального  процесса: согласно экспертным оценкам, численность нелегальных (или незаконно  занятых) трудовых мигрантов в России составляет сегодня от 4 до 6 млн. человек  и как минимум в пять раз  превышает данные официальной статистики. Однако если в начале 2000-х годов  численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей  силы не превышала нескольких сотен  тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под  влиянием произошедшей либерализации  миграционной политики наметилась явная  тенденция к увеличению легальной  составляющей миграции.

       Согласно официальной статистике  ФМС, из стран СНГ в 2008 году  прибыли 73,4% трудовых мигрантов,  но, по-видимому, именно мигранты  из СНГ составляют большинство  и так называемых «нелегалов»,  поэтому их реальная доля может  достигать 3/4. Особенно много трудовых  мигрантов в 2008 году прибыло  из Украины (10,1%), Узбекистана (26,5%) и Таджикистана (16,1%), а также Турции (5,4%) и Китая (11,6%). А в 2007 г. количество легальных иммигрантов из Узбекистана составило 20,1%, Таджикистана – 14,6%, Китая – 13,3%, Украины – 12,2% и Турции – 7,6%. Выезд российских граждан в страны дальнего зарубежья объясняется в первую очередь желанием получить более высокие заработки. При иммиграции тоже сохраняется это желание, но иммиграция из стран СНГ обусловлена еще и тем, что для русскоязычного населения в ряде стран СНГ и Балтии складывается крайне неприятная ситуация, включая и региональные конфликты.

     По  данным социологических исследований, примерно 14% мигрантов приезжают  на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более  половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное (от 7 и более месяцев) пребывание в стране, около 36% из них  рассматривают возможную перспективу  постоянного жительства и натурализации  в России.

     Распределение мигрантов по территории нашей страны идет весьма неравномерно. 50% приезжающих  устраиваются работать в Москве и  Московской области, Санкт-Петербурге, Приморском крае и Свердловской области.

     Трудовая  миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским  занятием. По данным социологических  обследований, 70% мигрантов — мужчины. В официальной статистике доля мужчин составляет — 85,6%. Это связано, в  первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 42,1% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания  предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной  статистике, так и в социологических  исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в  домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера  услуг развивается высокими темпами  и сегодня дает 2/3 рабочих мест в развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

     Средний возраст мигрантов — 34 года, причем более 67,1% из них моложе 40 лет. За последние  годы трудовая миграция помолодела: повзрослевшая  молодежь в странах выезда (особенно в странах Центральной Азии) все  чаще идет по дороге миграции, протоптанной старшим поколением.

     Несмотря  на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную  семью и детей. Более половины мигрантов являются единственными  кормильцами в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более  иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов  соглашаться на рабские условия  труда в России.

     Важно также отметить последствия иммиграции населения в Россию. В первую очередь, приток иммигрантов из СНГ позволяет удерживать численность населения России от еще более значительного уменьшения по причине естественной убыли (смертность в России превышает рождаемость). Приток трудоспособного и весьма образованного населения в Россию позволит в перспективе использовать его потенциал во благо страны.  Здесь уместно обратиться к опыту Западной Европы, которые обожглись на либеральной иммиграционной политике и на фоне разгоревшихся социальных и межэтнических проблем резко ужесточили условия получения иностранными гражданами прав на жительство, временную и постоянную работу, получение гражданства.

     Также одним из отрицательных последствий  является вывоз капитала из страны. Ниже приведены доходы и расходы  мигрантов по данным опроса ЦМИ 2008 и 2009гг.:

     Однако  наиболее сложной с точки зрения последствий для России проблемой  является нелегальная иммиграция иностранных  граждан. Низкий профессиональный и  квалификационный уровень нелегальных  мигрантов, возможность ухудшения  криминогенной обстановки и появление  инфекционных заболеваний требуют  серьезного контроля со стороны государства  за данным процессом и его регулирования.

     Сегодня в стране легально работают около 2,5 млн. иностранцев. Нелегальная часть, которая в 2004-2006 годы оценивалась  в 10-15 млн. человек, за 2008 г. составила 5-7 млн. Это резкое уменьшение теневого рынка, по моему мнению, связано в  первую очередь с упрощением процедур получения разрешений на работу для  граждан СНГ.

     По  прогнозу , составленному специалистами  ООН, население нашей планеты  к 2050 году составит, минимум 7,7 млдр. Человек, а по высокому варианту11,1 млдр. Человек. По прогнозу численность населения России в первой половине XXI  в. будет снижаться, по высокому варианту прогноза она может составить 122,6 млн.человек, а по низкому 77,2 млн. человек.

     В условиях глубокого и затяжного  демографического кризиса и при  сохранении резко суженного воспроизводства  населения  в ближайшие десятилетия  необходимо привлечение в Россию большего числа мигрантов из-за ее пределов. Для того чтобы миграция компенсировала в полной мере естественную убыль, нужно проводить такую  миграционную политику, которая бы обеспечила ежегодный приток иммигрантов  в Россию около 1 млн. человек.

     Перейти к естественному росту населения  уже невозможно: за последние 12-15 лет  родилось такое малочисленное поколение, что через 20 лет оно не сможет родить столько детей, чтобы возместить численность умерших.

     Внешняя миграция трудоспособного населения  из стран СНГ нужна для пополнения трудовых ресурсов России для перехода в ближайшие десятилетия к  стабильному экономическому росту, освоению обширных территорий Севера, Сибири ,Дальнего Востока, Нечерноземья.

     По  оценкам российских экономистов, в  случае активной миграционной политики российского государства по привлечению  на постоянное местожительства в  Россию русскоязычных граждан и  при условии перехода России к  стабильному устойчивому росту  экономики возможна иммиграция примерно 15 млн. человек из стран СНГ. 

Информация о работе Россия в международной трудовой миграции