Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике и выявление ее основных видов.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- дать определение конкуренции;

- рассмотреть значения конкуренции для рыночной экономики;

- функции конкуренции, ее виды;

- рынки совершенной и не совершенной конкуренции;

- а также изучить их особенности в современной России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Понятие конкуренции и ее функции ………………………………………..4
1.1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики…….......4

1.2. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты……………….5

1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………….7

II. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России……………9

. Рынок совершенной конкуренции…………………………………….9
Условия совершенной конкуренции……………………...9
Значение рынка совершенной конкуренции……………12
Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку?....................................................13

Совершенная конкуренция и малый бизнес в России….13
Недостатки совершенной конкуренции……………...…14
. Рынок несовершенной конкуренции………………………………….15
В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции ………………………………………………15
Чистая монополия………………………………………...17
Монополистическая конкуренция……………………….21
Дифференциация российских товаров…………………..24
Экономическая роль монополистической конкуренции.24
Олигополия………………………………………………..25
Экономическая роль конкуренции………………………27
III. Особенности развития конкуренции в современной России…………….28

Заключение…………………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по микроэкономике.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:                                                                                                               Стр.

Введение…………………………………………………………………………………2

    1. Понятие конкуренции и ее функции ………………………………………..4

1.1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики…….......4

1.2. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты……………….5

    1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………….7

   II.        Рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России……………9

    1. .  Рынок совершенной конкуренции…………………………………….9
        1. Условия совершенной конкуренции……………………...9
        2. Значение рынка совершенной конкуренции……………12
        3. Какие условия могут считаться близкими к совершенно  

                    конкурентному  рынку?....................................................13

        1. Совершенная конкуренция и малый бизнес в России….13
        2. Недостатки совершенной конкуренции……………...…14
    1. . Рынок несовершенной конкуренции………………………………….15
        1. В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции ………………………………………………15
        2. Чистая монополия………………………………………...17
        3. Монополистическая конкуренция……………………….21
        4. Дифференциация российских товаров…………………..24
        5. Экономическая роль монополистической конкуренции.24
        6. Олигополия………………………………………………..25
        7. Экономическая роль конкуренции………………………27

  III.       Особенности развития конкуренции в современной России…………….28

Заключение…………………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………………36 
 
 
 

Введение.

      Тема  данной работы – «Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности».

       В первой главе рассматриваются основные модели рынка, во второй рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России, а в третьей главе рассматриваются особенности развития конкуренции в современной России.                                                                                                           

  Актуальность  данной работы определяется тем, что  на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже  в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня  выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.

  Конкуренция и все процессы, связанные с  ней, новые для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.

  Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике и выявление ее основных видов.

Цель  исследования определяет постановку следующих задач:

- дать определение конкуренции;

- рассмотреть значения конкуренции для рыночной экономики;

- функции  конкуренции, ее виды;

- рынки  совершенной и не совершенной  конкуренции;

- а также  изучить их особенности в современной  России. 

   При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.

      При написании работы были использованы следующие источники информации:

  • монографические статьи;
  • учебники и учебные пособия;
  • журналы периодической печати;
  • всемирная сеть Интернет.

I. Понятие конкуренции и ее функции

1.1. Определение конкуренции  и ее значение  для рыночной экономики

 

  Конкуренция (лат. concurrere –состязаться, сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция – это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

  Конкуренция в экономике всегда возникает  там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может вдоволь напоить все обитающие там племена с их верблюдами и овцами – конкуренция неизбежна. Во все времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн – побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает более мирные формы. 1

  Понятие конкуренции многозначно и не его невозможно выразить универсальным  определением. Ученые-экономисты вкладывали в это понятие различный смысл, придавали многогранные значения. Конкуренция является и особенной формой существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, и способом хозяйствования.  Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития.  

1.2. Функции конкуренции:  теоретические практические  аспекты

 

  Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

  Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

  - предприятия,  которые предлагают лучшую по качеству продукцию или

  производят  ее с меньшими производственными  затратами, получают

  вознаграждение  в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует

  технический прогресс;

  - предприятия,  которые не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

  Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. 2

  Конкуренция имеет большое значение для рыночной экономики:

  • Конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений – продавцов и покупателей. Равноправие  создается  и поддерживается  свободой  выбора:  покупатель  имеет возможность выбрать определенного продавца из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же  возможность имеется и у продавца – добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Таким образом, конкуренция является влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
  • Конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Она оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Конкуренция устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства.
  • Конкуренция как бы "открывает" тот тип организации и тот размер фирмы, который минимизирует удельные издержки производства. В отличие от других экономических систем, рыночная экономика не предопределяет и не ограничивает типы фирм, которым разрешено участвовать в конкуренции. Допустима любая форма организации бизнеса: будь то фирма, управляемая индивидуальным владельцем, партнерство, корпорация, коллективное предприятие, принадлежащее его работникам, потребительский кооператив, коммуна или что-либо еще. Для того чтобы иметь успех, необходимо пройти всего один тест – на эффективность расходования ресурсов. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке.
  • Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.

    1.3. Виды конкуренции 

  По  методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую.

  Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и  межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.

Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности