Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике и выявление ее основных видов.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- дать определение конкуренции;
- рассмотреть значения конкуренции для рыночной экономики;
- функции конкуренции, ее виды;
- рынки совершенной и не совершенной конкуренции;
- а также изучить их особенности в современной России
Введение…………………………………………………………………………………2
Понятие конкуренции и ее функции ………………………………………..4
1.1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики…….......4
1.2. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты……………….5
1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………….7
II. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России……………9
. Рынок совершенной конкуренции…………………………………….9
Условия совершенной конкуренции……………………...9
Значение рынка совершенной конкуренции……………12
Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку?....................................................13
Совершенная конкуренция и малый бизнес в России….13
Недостатки совершенной конкуренции……………...…14
. Рынок несовершенной конкуренции………………………………….15
В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции ………………………………………………15
Чистая монополия………………………………………...17
Монополистическая конкуренция……………………….21
Дифференциация российских товаров…………………..24
Экономическая роль монополистической конкуренции.24
Олигополия………………………………………………..25
Экономическая роль конкуренции………………………27
III. Особенности развития конкуренции в современной России…………….28
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………………36
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики…….......4
1.2. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты……………….5
1.3. Виды конкуренции…………………………………………………
II. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России……………9
конкурентному рынку?........................
III. Особенности развития конкуренции в современной России…………….28
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение.
Тема данной работы – «Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности».
В первой главе рассматриваются основные
модели рынка, во второй рынки совершенной
и несовершенной конкуренции в России,
а в третьей главе рассматриваются особенности
развития конкуренции в современной России.
Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на соответственных сегментах рынка.
Конкуренция и все процессы, связанные с ней, новые для России и потому их изучение важно и актуально. Изучение конкуренции содержит в себе большую практическую пользу и необходимо в современном мире.
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике и выявление ее основных видов.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- дать определение конкуренции;
- рассмотреть значения конкуренции для рыночной экономики;
- функции конкуренции, ее виды;
- рынки совершенной и не совершенной конкуренции;
- а также
изучить их особенности в
При рассмотрении видов конкуренции по типу рыночных структур большое внимание уделено несовершенной конкуренции, её видам, признакам, достоинствам и недостаткам, так эта форма конкуренции сейчас наиболее распространена. Также в работе затронут вопрос конкуренции в России, очень серьёзная проблема для нашей страны сегодня.
При написании работы были использованы следующие источники информации:
Конкуренция (лат. concurrere –состязаться, сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Конкуренция является важнейшим способом повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция – это цивилизованная форма борьбы за выживание, сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в экономике всегда возникает там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может вдоволь напоить все обитающие там племена с их верблюдами и овцами – конкуренция неизбежна. Во все времена столкновения интересов обычно разрешались с помощью войн – побеждал тот, кто сильнее. В экономике же конкуренция принимает более мирные формы. 1
Понятие
конкуренции многозначно и не
его невозможно выразить универсальным
определением. Ученые-экономисты вкладывали
в это понятие различный смысл, придавали
многогранные значения. Конкуренция является
и особенной формой существования капитала,
при которой один индивидуальный капитал
соперничает с другим, и способом хозяйствования.
Конкуренция естественным путем возникает
из рынка и служит условием его существования
и развития.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или
производят ее с меньшими производственными затратами, получают
вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует
технический прогресс;
- предприятия,
которые не реагируют на
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. 2
Конкуренция имеет большое значение для рыночной экономики:
1.3. Виды конкуренции
По
методам осуществления
Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен». В свое время американская монополия «Кока-Кола» применила его при вторжении на рынки стран Латинской Америки, позднее таким же образом японские фирмы продвигали свои товары в США и Западную Европу. В последнее время снова возродился интерес к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.
Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.
Конкуренцию также подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности