Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике и выявление ее основных видов.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- дать определение конкуренции;

- рассмотреть значения конкуренции для рыночной экономики;

- функции конкуренции, ее виды;

- рынки совершенной и не совершенной конкуренции;

- а также изучить их особенности в современной России

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

Понятие конкуренции и ее функции ………………………………………..4
1.1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики…….......4

1.2. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты……………….5

1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………….7

II. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России……………9

. Рынок совершенной конкуренции…………………………………….9
Условия совершенной конкуренции……………………...9
Значение рынка совершенной конкуренции……………12
Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку?....................................................13

Совершенная конкуренция и малый бизнес в России….13
Недостатки совершенной конкуренции……………...…14
. Рынок несовершенной конкуренции………………………………….15
В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции ………………………………………………15
Чистая монополия………………………………………...17
Монополистическая конкуренция……………………….21
Дифференциация российских товаров…………………..24
Экономическая роль монополистической конкуренции.24
Олигополия………………………………………………..25
Экономическая роль конкуренции………………………27
III. Особенности развития конкуренции в современной России…………….28

Заключение…………………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по микроэкономике.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

  Всех  мелкооптовых торговцев объединяет примерная одинаковость предлагаемого  продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто.

  Таким образом, близкие к совершенной  конкуренции условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает  новый частный бизнес.

  Совершенно  иная картина наблюдается в отраслях, где преобладают приватизированные  предприятия. Эти отрасли экономики, как правило, в высокой степени монополизированы.

  Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

  Уже более пяти лет в нашей стране действует Государственная программа  демонополизации экономики и  развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области. Согласно закону, фирма занимает "доминирующее положение", если её доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). В декабре 1991 года ГКАП утвердил "Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов", включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчётности по объёму производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

  Целью государственной политики демонополизации  экономики и развития конкуренции  на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного  производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

  Основной  же задачей программы является развитие конкуренции. Эти обстоятельства говорят  о том, что в России постепенно, не всегда гладко формируется конкурентный рынок, – что, несомненно, является ключевой категорией развивающихся рыночных отношений.

  В настоящее время в Российской Федерации действует также целый  комплекс нормативных актов, направленных на ограничение монополии и развитие конкуренции. В первую очередь следует  выделить Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г.).

  Существуют  два пути демонополизации:

  - иностранная конкуренция – этот способ явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

  Но  проблема в том, что из-за непродуманной  валютной и таможенной политики, импортная  конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

  Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

  - создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

  Проблема  в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. 3

  Вступление  российской экономики в процесс  рыночных преобразований происходило  при высоком уровне концентрации и специализации производства, отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков, что было следствием централизованного планирования и переоценки эффекта экономии в масштабах производства. Либерализация экономики и приватизация не сопровождались существенной трансформацией (в том числе разукрупнением) основных монопольных структур, характерных для экономики советского периода, ориентированной на тотальное огосударствление, специализацию. Централизацию и концентрацию производства.

  Подлинно  частный сектор, т.е. коммерческие организации, не зависящие от государства и  не входящие в структуру крупных корпораций, развивался преимущественно за счет создания новых малых предприятий в торговле и услугах, практически не меняя структуру производственного сектора. В то же время монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Генетически заложенные в советское время предпосылки монопольного поведения этих предприятий на рынке только усугубились новым, уже частнохозяйственным монополизмом. Крупные государственные монополии трансформировались в частные, активно защищающие свое доминирующее положение, в том числе путем налаживания контактов с органами власти.

  На  поведение предприятий и их экономическую  стратегию повлиял глубокий экономический  кризис не позволяющий проявить в  полной мере конкурентные преимущества успешно работающих предпринимателей вследствие ограничений спроса, финансовых проблем, инфляционных ожиданий, непредсказуемости государственной политики. В этих условиях поведение значительной части предприятий, в особенности доминирующих на рынке, характеризуется простым повышением цен для получения необходимых доходов в условиях спада производства без проведения каких-либо серьезных стратегических изменений.

  Подводя итог, к особенностям конкуренции  в России можно отнести:

  - отсутствие действенной и продуманной  государственной политики в области  конкуренции и повышения конкурентоспособности  отечественной продукции на мировом  рынке;

  - жесткая протекционистская политика  правительства в отношении импортных  товаров с целью снижения их конкурентоспособности на внутреннем рынке (посредством высоких импортных пошлин);

  - сырьевая экспортная ориентация  народного хозяйства России на  мировом рынке и импорт продукции  высокотехнологичных отраслей (как  следствие, - ущербный торговый баланс и низкий жизненный уровень населения);

  - отставание технологий в большинстве  отраслей промышленного производства  народного хозяйства России от  мирового уровня на 10-30 лет (как  следствие, - дорогая и относительно  низкого качества продукция);

  - последствия валютного кризиса августа 1998 года, приведшие к резкому удорожанию импортных товаров;

- экономически  невыгодный уровень концентрации  производства на большинстве  крупных предприятий народного  хозяйства России (как следствие,  чрезмерные цены на выпускаемую продукцию и ее низкая конкурентоспособность).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

  В ходе выполнения работы, ее цель была достигнута, я рассмотрела конкуренцию с  разных сторон, определила ее функции  в экономике и выявила ее основные виды. Также я рассмотрела черты конкуренции в России. На основе работы можно сделать следующие выводы:

  Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта  продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

  Следствием  конкуренции является, с одной  стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение НТП.

  Существует  четыре возможные конкурентные структуры, определяющие структуры рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

  В экономике принято разделять  конкуренцию по ее методам на ценовую  и неценовую, или конкуренцию  на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

      И в заключение, хотелось бы отметить, что современная рыночная организация, а также основные модели рынка имеют довольно сложную структуру. Экономическая теория предполагает наличие как совершенной, так и несовершенной конкуренции. Вообще, конкуренция – это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды. Однако, в условиях современного мира мы наблюдает только различные виды несовершенной конкуренции: монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию. Здесь следует отметить, что чистая монополия встречается достаточно редко. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании, монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы  и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизазацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др. 

  В ходе экономических реформ в России созданы необходимые предпосылки  для развития конкуренции на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и административного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников

  1. Автономов В.С. «Введение в экономику», изд. «Вита-Пресс», 1998.
  2. Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л.. Раскрывая тайны экономики. – М.: «Вита-Пресс», 1994. – 320с.

3. Аукуционек  С.П. Современный рынок // ЭКО  2001 №5 – с. 12-15.

4. Балайдина В.С. «Монополизм и конкуренция в России», Москва, 2000.

5. Большаков С.В. Естественные монополии: финансовое положение // Деньги и кредит 2000  №4. – с. 33-34.

6..Н.И., Базылева, С.П. Гурко. Экономическая теория. Пособие для преподавателей, аспирантов, стажеров – Минск: Интерпрессервис, 2001

7. Бузгалин А.В., Радаев В.В. Учебное пособие: Экономика переходного периода. – М.: «МГУ», 1995. – 410с.

8. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. – с. 6-9.

9. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. «Рынок: микроэкономическая модель», Санкт-Петербург, 1992.

10. Журавлева Г.П. "Экономика: учебник", Москва, Юристъ, 2001.

Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности