Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение конкуренции с разных сторон, определение ее функций в экономике и выявление ее основных видов.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- дать определение конкуренции;
- рассмотреть значения конкуренции для рыночной экономики;
- функции конкуренции, ее виды;
- рынки совершенной и не совершенной конкуренции;
- а также изучить их особенности в современной России
Введение…………………………………………………………………………………2
Понятие конкуренции и ее функции ………………………………………..4
1.1. Определение конкуренции и ее значение для рыночной экономики…….......4
1.2. Функции конкуренции: теоретические практические аспекты……………….5
1.3. Виды конкуренции……………………………………………………………….7
II. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции в России……………9
. Рынок совершенной конкуренции…………………………………….9
Условия совершенной конкуренции……………………...9
Значение рынка совершенной конкуренции……………12
Какие условия могут считаться близкими к совершенно
конкурентному рынку?....................................................13
Совершенная конкуренция и малый бизнес в России….13
Недостатки совершенной конкуренции……………...…14
. Рынок несовершенной конкуренции………………………………….15
В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции ………………………………………………15
Чистая монополия………………………………………...17
Монополистическая конкуренция……………………….21
Дифференциация российских товаров…………………..24
Экономическая роль монополистической конкуренции.24
Олигополия………………………………………………..25
Экономическая роль конкуренции………………………27
III. Особенности развития конкуренции в современной России…………….28
Заключение…………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы……………………………………………………36
Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):
2.1.1 Условия совершенной конкуренции
1. Однородность продукции. Для того чтобы конкуренция была совершенной, предлагаемые фирмами товары должны отвечать условию однородности продукции. Это значит, что продукция фирм в представлении покупателей гомогенна и неразличима, т. е. продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы (являются полными товарами-субститутами).
В этих условиях
ни один покупатель не пожелает платить
гипотетической фирме цену большую, чем
он заплатит ее конкурентам. Ведь товары
одинаковы, покупателям безразлично, у
какой фирмы их приобретать, и они, разумеется,
останавливают свой выбор на самых дешевых.
То есть условие однородности продукции
фактически означает, что разница в ценах
есть единственная причина, по которой
покупатель может предпочесть одного
продавца другому.
2. Малые размеры. Далее, при совершенной конкуренции ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Иногда обе эти стороны совершенной конкуренции объединяют, говоря об атомистической структуре рынка. Это означает, что на рынке действует большое число мелких продавцов и покупателей подобно тому, как любая капля воды состоит из гигантского числа крошечных атомов.
При этом совершаемые потребителем покупки (или продавцом продажи) настолько малы по сравнению с совокупным объемом рынка, что решение понизить или повысить их объемы не создает ни излишков, ни дефицитов. Совокупный размер спроса и предложения попросту «не замечает» столь мелких изменений. Так, если один из бесчисленных пивных ларьков в Москве закроется, столичный рынок пива не станет ни на йоту более дефицитным, точно так же как на нем не возникнут излишки любимого народом напитка, если дополнительно к существующим появится еще одна «точка».
Невозможность диктовать цену рынку. Вышеперечисленные ограничения (однородность продукции, многочисленность и малый размер предприятий) фактически предопределяют, что при совершенной конкуренции субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.
Смешно полагать, скажем, что один продавец картофеля на «колхозном» рынке сможет навязать покупателям более высокую цену на свой товар, если соблюдаются прочие условия совершенной конкуренции. А именно, если продавцов много и картошка у них совершенно одинаковая. Поэтому часто говорят, что при совершенной конкуренции каждая отдельная фирма-продавец получает цену или является ценополучателем (price-taker).
Оказывать же влияние на общую ситуацию рыночные субъекты в условиях совершенной конкуренции могут только тогда, когда действуют в согласии. То есть тогда, когда какие-то внешние условия побуждают всех продавцов (или всех покупателей) отрасли принимать одинаковые решения. В 1998 г. россияне испытали это на себе, когда в первые дни после девальвации рубля все продовольственные магазины, не сговариваясь, но одинаково понимая ситуацию, дружно стали завышать цены на товары «кризисного» ассортимента - сахар, соль, муку и т. п. Хотя повышение цен было экономически необоснованным и товары подорожали много сильнее, чем обесценился рубль, продавцам удалось навязать свою волю рынку именно в результате единства занятой ими позиции.
И это не частный случай. Отличие в последствиях изменения предложения (или спроса) одной фирмой и всей отраслью в целом, как мы убедимся позже, играет в функционировании рынка совершенной конкуренции большую роль.
3. Отсутствие барьеров. Следующим условием совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они - мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха).
В наше время схожие процессы идут в криминализированных сферах бизнеса, что - увы! - можно наблюдать на многих рынках крупных городов России. Все продавцы соблюдают известные неофициальные правила (в частности, удерживают цены не ниже некоторого уровня). Любому же чужаку, который вздумает сбивать цены, да и просто торговать «без разрешения», приходится иметь дело с бандитами. И когда, скажем, правительство Москвы посылает на рынок торговать дешевыми фруктами переодетых работников милиции (цель - заставить криминальных «хозяев» рынка проявить себя, а затем арестовать их), то борется оно именно за устранение барьеров входа на рынок.
Напротив, типичное
для совершенной конкуренции
отсутствие барьеров
или свобода входить
на рынок (в отрасль) и покидать
его значит, что ресурсы полностью мобильны
и без проблем перемещаются из одного
вида деятельности в другой. Покупатели
свободно меняют свои предпочтения при
выборе товаров, а продавцы легко переключают
производство на выпуск более прибыльных
продуктов.
Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам.
Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.
4.
Совершенная информация. Последнее
условие существования рынка совершенной
конкуренции состоит в том, что информация
о ценах, технологии и вероятной прибыли
свободно доступна абсолютно для всех.
У фирм есть возможность быстро и рационально
реагировать на изменившиеся условия
рынка посредством перемещения применяемых
ресурсов. Не существует никаких коммерческих
тайн, непредсказуемого развития событий,
неожиданных действий конкурентов. То
есть решения принимаются фирмой в условиях
полной определенности в отношении рыночной
ситуации или, что то же самое, при наличии
совершенной информации о рынке.
2.1.2 Значение рынка совершенной конкуренции
1.
Абстрактность концепции
2.
Ценность концепции
Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования очень многих малых фирм, продающих стандартизированную однородную продукцию, и, следовательно, действующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции.
Во-вторых, она
имеет огромное методологическое значение,
поскольку позволяет - пусть и
ценой больших упрощений
Методологическая
ценность концепции совершенной
конкуренции полностью выявится
в дальнейшем при рассмотрении рынков
монополистической конкуренции, олигополии
и монополии, которые широко распространены
в реальной экономике. Сейчас же целесообразно
остановиться на фактическом значении
теории совершенной конкуренции.
2.1.3 Какие условия могут считаться близкими к совершенно конкурентному рынку?
Вообще
говоря, на этот вопрос можно дать разные
ответы. Мы подойдем к нему с позиции
фирмы, т. с. выясним, в каких случаях
фирма на практике действует так
(или почти так), как если бы ее
окружал рынок вершенной
Очевидно, что в таких условиях кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия. Выпустит ли фирма 10 единиц продукции, 20 или 1, рынок поглотит их по одной и той же цене Р.
С экономической точки зрения линия цены, параллельная оси абсцисс,] означает абсолютную эластичность спроса. В случае бесконечно малого снижения цены фирма могла бы расширять до бесконечности свои продажи. При бесконечно малом повышении цены продажи предприятия были бы сведены к нулю.
Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции. Как только на рынке складывается такая ситуация, фирма начинает вести себя как совершенный конкурент. Действительно, выполнение критерия совершенной конкуренции задает для фирмы многие условия деятельности на рынке, в частности определяет закономерности получения дохода.
2.1.4 Совершенная конкуренция и малый бизнес в России
Большинство новых бизнесменов начинали свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются «дикие» бригады - мельчайшие фирмы, часто Действующие без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» - на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей» - Grosshandel, поскольку обычно ведется в больших масштабах. Русское словосочетание «мелкооптовая торговля» поэтому немецкие газеты часто передаю! абсурдно звучащим термином «мелкокрупная торговля».
Челноки, торгующие китайскими кроссовками, и ателье, фотографии, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне - всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто. Вообще, пусть и с некоторым преувеличением, Россию можно назвать страной - заповедником совершенной конкуренции. Во всяком случае, близкие к ней условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес (а не приватизированные предприятия).
2.1.5 Недостатки совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция обладает также рядом недостатков.
1) Малые предприятия,
типичные для этого типа рынка,
2) Рынок совершенной
конкуренции не стимулирует
Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Малые размеры действующих на рынке совершенной конкуренции компаний затрудняют их Деятельность в современном, насыщенном крупномасштабной техникой и пронизанном инновационными процессами мире.
2.2. Рынок несовершенной конкуренции.
2.2.1 В чем заключаются предпосылки несовершенной конкуренции
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
1) значительная
доля рынка у отдельных
2) наличие барьеров проникновения в отрасль;
3) неоднородность продуктов;
4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов тем просто больше негде взять этот продукт.
Информация о работе Рынки совершенной и несовершенной конкуренции, их особенности