Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Объектом изучения этой работы является рынок ценных бумаг Республики Беларусь, классическое назначение которого заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и организации условий для их более эффективного размещения при помощи соответствующего инструментария — ценных бумаг. Он реализует функции посредника на пути движения капитала от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………...……………………………...3
ГЛАВА 1. Сущность и механизм функционирования рынка ценных бумаг.
Необходимость рынка ценных бумаг……………………………………..…6
Функции……………………………………………………………………….7
Классификация ценных бумаг..........................................................................8
1.4 Инфраструктура фондового рынка. Биржа………………………………...14
ГЛАВА 2. Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
2.1 Развитие рынка банковских облигаций……………………………………18
2.2 Административная ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг…………………………………………………………………….28
ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1. Перспективная структура рынка ЭКЦБ Беларуси………………………...31
3.2. Реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы…………………………………….35
3.3 Устранение последствий Фондового кризиса……………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.79 Кб (Скачать документ)

Рынок корпоративных облигаций прежде всего дает возможность эмитентам, предприятиям, заемщикам (в отличие от банковских кредитов) использовать новые инструменты привлечения ресурсов и средства, обеспечивающие ускорение оборачиваемости и движения капитала. И, как следствие, это способствует формированию кредитной истории, что необходимо для получения организациями-эмитентами международного кредитного рейтинга и дальнейшего привлечения кредитных ресурсов на зарубежных финансовых рынках. [6]

В развитии рынка корпоративных облигаций, прежде всего банковских, можно отметить следующее.

1. Произошли  изменения в налоговой политике  в части налогообложения доходов,  полученных от операций с облигациями.

Изменения коснулись доходов, получаемых как  физическими, так и юридическими лицами от операций с облигациями.

Еще в 2004 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь "Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в  виде процентов по облигациям открытого  акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", от обложения подоходным налогом" (далее — Указ № 626).

В 2006 г. список банков, по облигациям которых  доходы физических лиц не облагаются подоходным налогом, был расширен (Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 № 201 "Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде процентов  по облигациям банков, от обложения  подоходным налогом") (далее —  Указ № 201). В конце 2006 г. нормы данного  Указа были внесены в Закон  Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц".

На  сегодняшний день в соответствии с новой редакцией Закона Республики Беларусь от 21.12.1991 № 1327-XII "О подоходном налоге с физических лиц" (далее — Закон "О подоходном налоге") доходы физических лиц от облигаций юридических лиц, выпущенных в период с 01.04.2008 по 01.01.2013, не облагаются подоходным налогом.

Что касается доходов юридических лиц, то в  соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 537 "О выпуске  банками облигаций" доходы, полученные от реализации и погашения выпускаемых банками облигаций, обеспеченных обязательствами по предоставленным ими кредитам на жилищное строительство под залог недвижимости, не облагаются налогом на доходы.

Также на основании норм новой редакции Закона Республики Беларусь от 22.12.1991 № 1330-ХН "О налогах на доходы и  прибыль" (далее — Закон "О  налогах на доходы и прибыль") освобождается от обложения налогом  прибыль, полученная не только от операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального  банка, но и от операций с ценными  бумагами юридических лиц, выпущенными  в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Ставка же налога на доходы от операций с ценными бумагами снижена с 40 до 24%.

2. Изменения  коснулись и обеспечения облигаций.

В частности, внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 "О  некоторых вопросах регулирования  рынка ценных бумаг" (далее —  Указ № 277). Сначала появилось дополнение о том, что обеспечением исполнения обязательств по облигациям, кроме  залога, поручительства и банковской гарантии, может быть и право требования по кредитам, выданным банками на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости. Затем был предусмотрен выпуск банками  облигаций без обеспечения, но по согласованию с Национальным банком и при условии, что общий размер обязательств по таким облигациям не превысит 80% нормативного капитала эмитента.

Важно отметить, что новая редакция Указа  № 277 дополнена нормами по выпуску  юридическими лицами биржевых облигаций. Эти облигации имеют упрощенный порядок выпуска и регистрации. Они могут выпускаться со сроком обращения не более одного года, и их размещение и обращение должно осуществляться только через торговую систему ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее — ОАО БВФБ).

Биржевые  облигации регистрируются ОАО БВФБ, их выпуск производится без регистрации  проспекта эмиссии выпуска и без заверения краткой информации об открытой продаже Департаментом по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, а также без представления отчета об итогах продажи таких облигаций.

Биржевые  облигации могут выпускаться  юридическими лицами при соблюдении следующих условий:

— стоимость  чистых активов юридического лица составляет не менее 1 млн. евро (за исключением  банка и небанковской кредитно-финансовой организации, нормативный капитал  которых составляет, соответственно, не менее 10 млн. евро и не менее 5 млн. евро);

— юридическое  лицо не имеет отрицательного финансового  результата от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистого убытка на дату принятия решения о выпуске  биржевых облигаций, а также в  течение двух лет, предшествовавших принятию такого решения (в случае осуществления  юридическим лицом деятельности менее трех лет — за весь период его деятельности);

— ценные бумаги юридического лица допущены к  обращению в торговой системе  ОАО БВФБ.

Первым  на рынке таких облигаций стало  ОАО "Белагропромбанк", выпустившее с 10 сентября 2008 г. биржевые облигации на сумму 30 млрд. бел. руб.

На 01.02.2009 в обращении находилось уже 6 выпусков такого вида облигаций общим размером эмиссии 240,03 млрд. бел. руб.

3. Для  активизации деятельности как эмитентов, так и инвесторов на рынке облигаций изменения, внесенные в Указ № 277, сделали возможным для банков осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с облигациями эмитентов — юридических лиц, которых они обслуживают. Также в соответствии с Законом "О. налогах на доходы и прибыль" затраты по операциям с ценными бумагами введены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Очередным шагом для совершенствования  выпуска, обращения и погашения  облигаций стало внесение изменений  и дополнений в постановление  Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11.04.2006 № 09/П "Об утверждении Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг" (постановление Совета Министров от 14.10.2008 № 148) (далее — Инструкция № 09/П). В новой редакции Инструкции № 09/П четко прописан механизм расчета доходности и текущей стоимости дисконтных и процентных облигаций, даны определения используемых эмитентами терминов для исключения различий в подходах к указанным вопросам у различных эмитентов и ОАО БВФБ. [5]

6 октября 2008 г. вступило в силу постановление Минфина РБ от 05.09.2008 № 133 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты, регулирующие рынок ценных бумаг" (далее - постановление № 133), которым внесены существенные поправки в Инструкцию о порядке совершения сделок с ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минфина РБ от 12.09.2006 № 112 (далее -Инструкция № 112), в части изменения порядка совершения сделок с акциями открытых акционерных обществ.

Данные  изменения обусловлены прежде всего необходимостью приведения Инструкции № 112 в соответствие с постановлением Совета Министров РБ от 10.07.2008 № 1002 "О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 г. № 1740" (далее - постановление № 1002).

Так, постановлением № 133 определено, что исключительно на биржевом рынке  совершаются сделки:

- с акциями открытых акционерных обществ, за исключением случаев, установленных постановлением № 1002;

- между профессиональными участниками рынка ценных бумаг (далее - профучастники) независимо от того, какие именно ценные бумаги (акции, облигации) являются предметом сделки, а также от того, действуют профучастники в данной сделке как дилеры (от своего имени и за свой счет) либо как брокеры, доверительные управляющие, представляя интересы клиента. [4], [1]

Следует отметить, что изменения, произошедшие в законодательстве республики в  последние годы, помогли реально  активизировать деятельность эмитентов и инвесторов на рынке облигаций банков, а также на рынке корпоративных ценных бумаг в целом.

На  сегодняшний день развитие данного  сегмента финансового рынка происходит в соответствии с Программой развития рынка корпоративных ценных бумаг  Республики Беларусь на 2008—2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка  Республики Беларусь от 21.01.2008 № 78/1 и  предусматривающей активизацию  рынка акций и рынка корпоративных  облигаций. Также актуален План мероприятий  на 2008 год по совершенствованию условий  инвестиционной деятельности и деловой  среды, утвержденный Премьер-министром  Республики Беларусь С.С. Сидорским и Председателем Правления Национального банка Республики Беларусь П.П. Прокоповичем 4 марта 2008 г. № 39/225-305. Указанный документ предусматривает в том числе совершенствование порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг.

Если  рассматривать развитие рынка в  хронологической последовательности, то первые шаги по его становлению  были предприняты еще в 2000 г.

Правительство и Национальный банк, пытаясь вернуть  доверие населения к облигациям, начали предпринимать определенные действия для развития рынка корпоративных  облигаций. С этой целью сначала  Национальным банком, а затем и  Министерством финансов было реализовано  несколько выпусков собственных  олигаций на предъявителя.

К размещению облигаций Национального банка  на предъявителя, номинированных в  иностранной валюте, были привлечены банки, которые получали опыт в процессе использования указанного механизма  привлечения средств населения. [5]

На 1 февраля 2009 г. в обращении находилось облигаций, выпущенных в соответствии с Указом № 537, на сумму около 518,5 млрд. бел. руб.

В сравнении  с другими облигациями ситуация на 1 февраля 2009 г. выглядит следующим  образом (рисунок 1).

 

ГКОД – государственные краткосрочные  облигации с дисконтным доходом;

ГДОД – государственные долгосрочные облигации с дисконтным доходом;

ГДОП – Государственные долгосрочные облигации с процентным доходом.

Основную  долю рынка указанных облигаций  на 01.02.2009 занимал ОАО "АСБ Беларусбанк" (рисунок 2).

Облигации в обращении, выпущенные банками в соответствии с Указом № 537 (на 01.02.2009)  (Рисунок 2)

В разрезе  банков выпуск облигаций под обеспечение  жилищных кредитов представлен в таблице 1.

Облигации, выпущенные банками в  соответствии с Указом № 537

(на 01.02.2009) (Таблица 1).

№  п / п

Банк - эмитент

Объём согласованной эмиссии, млрд. руб.

Объём размещённой эмиссии, млрд. руб. 

Количество зарегистрированных выпусков

Состояние зарегистрированных выпусков

Готовятся к размещению

Идёт размещение

Размещение завершено

Погашено

1

Беларусбанк

346

346

10

0

0

9

1

2

Приорбанк

80

80

4

0

0

3

1

3

Белагропромбанк

112

112

8

0

0

5

3

4

Белинвестбанк

27

27

4

0

0

2

2

5

БПС-Банк

10

10

2

0

0

1

1

6

Межторгбанк

1

1

1

0

0

1

0

7

Паритетбанк

10

10

2

0

0

2

0

8

Белгазпромбанк

2

2

1

0

0

1

0

 

Итого

588

588

32

0

0

24

8


 

 

 

Сроки обращения выпущенных облигаций  варьируются в диапазоне от 9 месяцев  до 5 лет. Наибольший удельный вес (около 73%) имеют облигации со сроками  обращения от 2 до 3 лет. Необходимо отметить, что до настоящего времени выпуск пятилетних рыночных ценных бумаг в  Республике Беларусь не осуществлял  ни один эмитент, включая государство (таблица 2). [5]

Сроки обращения облигаций, выпущенных в соответствии с Указом № 537 (на 01.02.2009). (таблица 2).

Срок обращения 

Объём размещённой эмиссии, млрд. руб.

9 месяцев

27

1 год

67

1,5 года

52,5

2 года

237

3 года

190

5 лет

14,5


 

 

Рассматривая рынок ценных бумаг, можно отметить, что в так называемой "триаде" ЕС—США—Япония наибольшее отношение совокупного объема всех видов первичных ценных бумаг к ВВП характерно именно для ЕС, за которым следует Япония и только потом — США. При этом среди самих стран ЕС лидерами являются, с одной стороны, англоязычные Ирландия и Великобритания, а с другой — страны Бенилюкса, в особенности Люксембург, где рынок ценных бумаг превышает размер национальной экономики в несколько десятков раз (таблица 3). [12]

 

 

 

 

 

Отдельные показатели мирового рынка ценных бумаг в 2008г. (таблица 3).

 
 

ВВП, млрд. долл. США

Капитализация рынков акций, млрд. долл. США

Рынок государственных облигаций, млрд. долл. США

Рынок частных облигаций, млрд. долл. США

Банковские активы, млрд. долл. США

Отношение капитализации акций, облигаций  всех видов и банковских активов  к ВВП, %

Все страны мира

54545,1

65105,6

28632,1

51189,8

84784,5

421,1

ЕС

15688,8

14730,9

8788

19433,3

43146,3

548

Еврозона

12202,6

10040,1

7612,7

15411,2

30137,1

520

Австрия

371,2

236,4

217,3

438,7

598,1

401,5

Бельгия

454,3

404,4

515,6

540,3

2278,8

823,1

Великобритания

2765,4

3851,7

913,5

2931,2

11052,5

678

Германия

3320,9

2105,2

1700,3

3905,8

6492,7

427,7

Греция

313,8

265

453,8

134,3

503

432,1

Дания

312

290,9

93,3

598,2

1075,2

659,4

Ирландия

261,2

143,9

57,3

507,2

1481,9

838,4

Испания

1440

1799,8

580

2561,6

2915,6

545,6

Италия

2104,7

1072,5

2019

2201,1

3746,5

429,5

Люксембург

49,5

166,1

0

104,7

774,6

2110,6

Нидерланды

777,2

574,2

315,6

1705,6

2347,6

636

Португалия

223,4

147,2

176,5

270,2

257,1

380,8

Финляндия

246,3

359,1

130,1

122

256,4

352,2

Франция

2593,8

2737,1

1447,2

2919,6

8685,2

608,7

Швеция

454,8

576,9

168,6

492,7

681,2

422

США

13807,6

19922,3

6594

23285,2

11194,1

441,8

Канада

1436,1

2186,6

821,8

764

2582,3

442,5

Япония

4381,6

4663,8

7147,7

2069,8

7839,4

495,7

Развивающиеся и бывшие соц. страны

17281,7

20950,2

4908,4

1948,5

15003,8

253,3

Азия

9046,2

15058,6

2595,9

2032,8

10548,6

334,2

Африка

1563,8

1181,7

89,2

77

646,3

181,3

Восточная Европа

3527,2

2417,6

766,7

173,5

1820,2

146,8

Латинская Америка

3608,5

2292,2

1456,5

628,4

1988,7

176,4


   
   
   
   
   

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь