Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Объектом изучения этой работы является рынок ценных бумаг Республики Беларусь, классическое назначение которого заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и организации условий для их более эффективного размещения при помощи соответствующего инструментария — ценных бумаг. Он реализует функции посредника на пути движения капитала от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………...……………………………...3
ГЛАВА 1. Сущность и механизм функционирования рынка ценных бумаг.
Необходимость рынка ценных бумаг……………………………………..…6
Функции……………………………………………………………………….7
Классификация ценных бумаг..........................................................................8
1.4 Инфраструктура фондового рынка. Биржа………………………………...14
ГЛАВА 2. Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
2.1 Развитие рынка банковских облигаций……………………………………18
2.2 Административная ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг…………………………………………………………………….28
ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1. Перспективная структура рынка ЭКЦБ Беларуси………………………...31
3.2. Реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы…………………………………….35
3.3 Устранение последствий Фондового кризиса……………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.79 Кб (Скачать документ)

Реализация Программы  позволит в кратчайшие сроки превратить рынок ценных бумаг в механизм привлечения инвестиций для модернизации белорусской экономики и стимулирования роста производства. Ряд предусмотренных мероприятий уже реализуется. Подготовлены документы:

  • предусматривающие снижение ставок налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами, снятие ограничений на отчуждение акций;
  • определяющие условия выпуска, размещения, обращения и погашения биржевых облигаций.

Подготовлены Рекомендации по применению инструментария фондового рынка в привлечении инвестиций предприятиями реального сектора экономики.

Разработан и доведен  до акционерных обществ Свод правил корпоративного поведения.

Вместе с тем ограничиваться созданием законодательных условий  нельзя. Практическая реализация Программы  во многом зависит от заинтересованности предприятий и профильных министерств. Больше внимания им следует уделять вопросам привлечения инвестиций с использованием инструментов рынка ценных бумаг. [3]

 

 

3.3 Устранение  последствий Фондового кризиса.

Как показывает практика, развивающиеся  рынки, к которым относится и белорусский, обладают меньшей защищенностью от кризисных факторов, нежели рынки стран с развитыми фондовыми институтами и механизмами. Поскольку же в последние десятилетия усиливается глобализация мировой экономики, все более тесными становятся взаимосвязи фондовых рынков разных стран. Сегодня капитал, который в значительной степени определяет состояние и процессы на основных мировых фондовых площадках, представлен фактически несколькими крупнейшими инвесторами. Это обстоятельство означает, что движение средств в рамках фондовых рынков этих стран происходит в непосредственной взаимосвязи.

С учетом этого при определении  методов и направлений регулирования  фондового рынка страны следует исходить из высокой вероятности возникновения внешнего кризиса, в меньшей степени контролируемого внутри страны. В результате наступления подобной кризисной ситуации рынку, вероятно, придется столкнуться с последствиями кризисной ситуации.

Если кризиса избежать не удалось, в стране должна действовать четкая и согласованная система управления экономической ситуацией на всех уровнях.

В этих условиях орган по регулированию  рынка ценных бумаг должен в кратчайшие сроки сформировать комплексную  программу по преодолению последствий и возобновлению нормальной работы рынка ценных бумаг. Программу следует дополнить перечнем восстановительных мероприятий в рамках всей экономической системы, а не только фондового рынка.

В зависимости от причин и степени  последствий необходимо определить режим движения капитала на фондовый рынок, степень участия иностранного и спекулятивного капитала, ограничить движение активов в рамках рынка деривативов.

В условиях белорусской финансовой системы  в рамках подобной антикризисной программы представляется целесообразным:

  • создание институциональной структуры, осуществляющей антикризисное управление финансовыми рынками. С этой целью возможно формирование рабочей группы по антикризисному управлению, состоящей из представителей финансовых регуляторов, операторов рынка, независимых исследователей, а также присоединение ее к международным рабочим группам и комитетам, созданным с этой целью;
  • выявление причин фондового кризиса и проведение реструктурирования системы построения рынка ценных бумаг с целью понижения системного риска;
  • проведение мероприятий, направленных на пополнение капиталов брокерско-дилерских компаний и банков, занятых в фондовом бизнесе;
  • выполнение мер дополнительного контроля и регулирования рынков срочных контрактов, предусматривающее оценку решений финансового регулятора и уровня системного риска (накапливается ли он, остается постоянным или снижается).

Вместе  с тем любая программа восстановления и развития рынка, обеспечивающая повышение его эффективности, прозрачности, степени защиты прав инвесторов, реструктурирование, рост объемов и доли долгосрочных ресурсов и т.д., объективно направлена на снижение системного риска.

Помимо  приведенных выше мер, большое значение для целей стабилизации рынка имеет стимулирование привлечения на рынок долгосрочного капитала. Методы и рычаги закрепляются на уровне долгосрочных программ, реализуемых в ходе проведения политики налогового и прочих методов регулирования. [8]

Что касается участия международных и региональных структур, можно отметить возможность использования кредитных ресурсов МВФ на проведение государством интервенции на фондовых рынках с целью стабилизации цен, однако данную меру следует применять крайне осмотрительно. Чрезмерная интервенция за счет кредитных средств приведет к увеличению государственной задолженности, что может оказать дополнительное негативное влияние на и без того ослабленную экономику.[11]

Обобщая перечисленные механизмы преодоления  предкризисных и кризисных явлений, необходимо отметить, что первичной задачей является выявление причин кризиса и недостатков существовавшей системы регулирования фондового рынка. В соответствии с выясненными обстоятельствами конкретного кризисного явления должен, по нашему мнению, использоваться адекватный набор мер.[8]

Фондовые  рынки как развивающихся, так  и развитых стран подвержены воздействию  кризисных ситуаций. Вопросы защиты от кризисов рынка ценных бумаг на фондовом рынке Беларуси приобретают все большую актуальность по мере возрастания объемов сделок на рынке, усиления глобализации мирохозяйственных связей, применения новых технологий при ведении биржевой деятельности.[10]

Регулированием антикризисной  защиты призваны заниматься органы госуправления рынком ценных бумаг, иные государственные регулирующие ведомства, а также соответствующие международные организации. К числу последних относятся в первую очередь Международный валютный фонд (IMF) и иные организации под эгидой ООН, Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Федерация евро-азиатских фондовых бирж (FEASE), Международная федерация фондовых бирж (FIBV), Международная ассоциация рынков капитала (IСМА), региональные структуры.

К направлениям регулирования фондового  рынка в рамках национальной структуры  следует отнести учреждение специального подразделения по мониторингу, разработке и проведению программы защиты от фондовых рисков. Программа должна носить публичный характер и обеспечивать предсказуемость действий указанного регулирующего подразделения.

Эффективному функционированию фондового  рынка призваны также способствовать согласованные комплексные мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения надлежащего уровня прозрачности (транспарентности) рынка, обеспечения честного, законного поведения всех участников рынка.

При разработке и внедрении мер  совершенствования рынка ценных бумаг в части противодействия  кризисным явлениям необходимо учитывать  особенности текущей ситуации и факторы, вызывающие данные кризисные обстоятельства. [8]

Но вместе с законодательством  должно измениться и отношение к данному сегменту рынка его потенциальных участников, прежде всего руководителей крупных предприятий. [2]

Применение указанных подходов позволит в значительной степени  сократить вероятность и тяжесть кризисных явлений, обеспечит дополнительную устойчивость финансовой системы государства, что в свою очередь позитивно отразится на развитии отечественного рынка ценных бумаг.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставив целью этой работы изучение рынка ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь,  и изучив её, можно констатировать, что в республике удалось создать основные элементы инфраструктуры фондового рынка, нормативно-правовую базу, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг.

Но существует ряд серьезных проблем макроэкономического, институционального, правового и регулятивного характера. Для успешного решения имеющихся проблем и задач необходима целенаправленная работа по модернизации системы действующего фондового рынка. До настоящего времени такие работы проводились в рамках утвержденной Советом Министров Республики Беларусь Программы развития фондового рынка Республики Беларусь. Успешное выполнение данных программ позволит трансформировать рынок ценных бумаг в соответствии с международными нормами, увеличить объемы торгов ценными бумагами, размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализацию национального фондового рынка.

Биржевой рынок государственных  ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью  которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне. Развитие рынка государственных ценных бумаг направлено на расширение участия банков, юридических и физических лиц в финансировании государственного бюджета, а также на повышение его роли в регулировании ликвидности банковской системы.

В условиях глобализации мирового фондового  рынка невозможно поддерживать изоляцию национальных фондовых рынков. Поэтому  важным направлением является интеграция финансовой системы Республики Беларусь в мировое инвестиционное пространство, в первую очередь путем выхода на рынок евробумаг, как наиболее перспективного источника инвестиций для эмитентов стран с переходной экономикой, а также создание общего рынка ценных бумаг Союза Беларуси и России, общего рынка стран, формирующих единое экономическое пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Гальперин, А. Рынок ценных бумаг: последние изменения в законодательстве //  Главный бухгалтер. -  2008. -  № 37 (октябрь). -  С. 33-35. 67.404.021

2.     Гальперин, А.Л. Фондовый рынок - механизм привлечения ресурсов // Директор. -  2007. -  № 10. -  С. 32-34. 65.264

3.     Гальперин, А. Реализация программы позволит... //  Финансы, учет,  аудит. -  2008. -  № 3. -  С. 25-26. 65.26

4.     Дроздова, Е. Рынок ценных бумаг: учитывайте изменения в законодательстве //  Главный бухгалтер. -  2009. -  № 2 (январь). - С. 39-42. 67.404.021(4Беи)

5.     Илюкевич, С. Развитие рынка банковских облигаций //  Банкаўскi веснiк. -  2009. -  № 10 (красавік). -  С. 56-61. 65.26

6.     Красинский, А. О введении биржевых облигаций и других изменений на рынке ценных бумаг //  Юрист. -  2008. -  № 5. -  С. 15-17. 67.402

7.     Лихошерст, М.В. Некоторые направления совершенствования рынка   эмиссионных корпоративных ценных бумаг Беларуси //  Белорусский        экономический журнал. -  2009. -  № 1. -  С. 71-83. 65.264(4Беи)

8.    Лихошерст, М.В. Некоторые аспекты защиты от кризисов на фондовом рынке //  Экономический бюллетень НИИ Министерства экономики Республики  Беларусь. -  2008. -  № 10. -  С. 70-79. 65.264

9.    Орлова, Е.И. К вопросу об администратвной ответственности за

правонарушения в области  рынка ценных бумаг //  Веснiк Канстытуцыйнага        Суда Рэспублiкi Беларусь. -  2007. -  № 2. -  С. 161-171. 67.401

10.    Стрельцов, Н. О фондовом рынке и его участниках //  Директор. -        2007. -  № 6. -  С. 34-37. 65.264

11.    Тимофеев, Б. Потенциал сотрудничества для институциональных        инвесторов //  Страхование в Беларуси. -  2009. -  № 9. -  С. 14-15.        65.264(4Беи)

12.    Ярошевич, В. Международный рынок капитала: основные особенности и возможности для Беларуси //  Банкаўскі веснік. -  2009. -  № 16   (чэрвень). -  С. 16-24. 65.26

13.    Зубко, Н. Операции на открытом  рынке казначейских ценных бумаг // Основы экономической теории. – 2007. – С. 323-324.

14.    Новикова, И.  Операции на открытом рынке  ценных бумаг // Макроэкономика. –  2006. – С. 134-135.

15.    Константинов, С.  Рынок ценных бумаг // Микроэкономика. – 2007. – С. 220-225.

16.    Лемешевский, И. Рынок ценных бумаг и его инфраструктура. Цена акции и облигации. // Микроэкономика. – 2006. – С. 442-447.

17.    Лемешевский, И. Рынок ценных бумаг. Доходы на ценные бумаги // Микроэкономика. – 2003. – С. 602-612.

18.    Яскевич, Я.  Ценные бумаги и их разновидности.  Рынок ценных бумаг. // Человек.  Общество, Государсто. – 2005. – С. 317-321.

19.    Авраменко, А.  Ценные бумаги и их разновидности. // Человек. Общество. Государство. – 2007. – С. 241-247.

20.    Таркан, И. Ценные бумаги.// Человек. Общество. Государство. – 2005. – С. 103.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь