Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание

Объектом изучения этой работы является рынок ценных бумаг Республики Беларусь, классическое назначение которого заключается в аккумулировании свободных финансовых ресурсов и организации условий для их более эффективного размещения при помощи соответствующего инструментария — ценных бумаг. Он реализует функции посредника на пути движения капитала от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………...……………………………...3
ГЛАВА 1. Сущность и механизм функционирования рынка ценных бумаг.
Необходимость рынка ценных бумаг……………………………………..…6
Функции……………………………………………………………………….7
Классификация ценных бумаг..........................................................................8
1.4 Инфраструктура фондового рынка. Биржа………………………………...14
ГЛАВА 2. Анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
2.1 Развитие рынка банковских облигаций……………………………………18
2.2 Административная ответственность за правонарушения в области рынка ценных бумаг…………………………………………………………………….28
ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь
3.1. Перспективная структура рынка ЭКЦБ Беларуси………………………...31
3.2. Реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы…………………………………….35
3.3 Устранение последствий Фондового кризиса……………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………....45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 119.79 Кб (Скачать документ)

2.2 Административная  ответственность за правонарушения  в области рынка ценных бумаг.

В целях защиты порядка, установленного в сфере государственного управления, государство в лице уполномоченных органов применяет административное принуждение. Административную ответственность следует рассматривать как вид административного принуждения, основную составную его часть.

Несмотря  на значительное внимание ученых к  вопросам административной ответственности, в научной юридической литературе остается неисследованной проблема административной ответственности  за раскрытие информации и манипулирование  ценами, а также нарушение порядка  вексельного обращения на рынке ценных бумаг.

Кодексом  Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) от 21 апреля 2003 г. предусмотрена административная ответственность за умышленное разглашение  коммерческой или иной охраняемой законом  тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если это деяние не влечет уголовной ответственности (ст. 22.13). Субъектом указанного правонарушения может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое, которому такая коммерческая или иная тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью.

Исследование  проблемы административной ответственности  за раскрытие информации и манипулирование  ценами, а также порядка обращения  векселей на рынке ценных бумаг позволяет  сделать следующие выводы.

  1. Привлечение к административной ответственности лиц за разглашение коммерческой или иной тайны (закрытой информации, а также сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг), которым она стала известна в связи с их профессиональной или служебной деятельностью, если деяние не влечет уголовной ответственности, должно осуществляться в соответствии со ст. 22.13 КоАП.
  2. Привлечение к административной ответственности юридических лиц за нарушение требований законодательства о ведении реестра акционеров, выразившееся в нарушении порядка ведения такого реестра, должно осуществляться согласно ст. 11.14 КоАП. В связи с этим целесообразно внести изменения и дополнения в санкцию ст. 11.14 КоАП, установив административную ответственность также юридических лиц за данное правонарушение.
  3. Представляется обоснованным дополнить белорусский КоАП нормой, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности по аналогии со ст. 15.27 российского КоАП. В связи с этим необходимо внести изменения и дополнения также в иные нормативные правовые акты Республики Беларусь.
  4. В частности, следует внести изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь "О ценных бумагах и фондовых биржах", определив понятие и признаки манипулирования ценами, полномочия исполнительного органа власти по рынку ценных бумаг по проведению проверок манипулирования ценами по аналогии со ст. 51 Федерального закона Российской Федерации "О рынке ценных бумаг".
  5. В развитие положений законодательных актов, регулирующих отношения в рассмотренной сфере, Министерству финансов Республики Беларусь необходимо принять нормативный правовой акт, в котором определить требования к организатору торговли ценными бумагами, а ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" следует рекомендовать принять на этой основе соответствующие локальные нормативные акты.

4. Считаем целесообразным дополнить КоАП статьями, 
устанавливающими административную ответственность: за незаконные 
действия с простыми и (или) переводными векселями; за непредставление 
либо несвоевременное представление документов, связанных с изменением 
вещных прав на простые и (или) переводные векселя. Соответственно 
необходимо внести изменения и дополнения в Процессуально- 
исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных 
правонарушениях.[9]

Указанное позволит обеспечить более эффективный  контроль по защите человека, его прав и свобод, прав юридических лиц, в  том числе участников рынка ценных бумаг в области раскрытия  информации и манипулирования ценами и предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, а также обращения векселей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

3.1. Перспективная структура рынка ЭКЦБ Беларуси.

В настоящее время в Беларуси создан и функционирует рынок эмиссионных корпоративных ценных бумаг (ЭКЦБ) с современной нормативно-правовой базой, системой институтов, инфраструктурой и системой государственного регулирования, в том числе регулирования международного обращения ценных бумаг, отвечающий нынешним требованиям международных стандартов.

Проведенный автором анализ структуры, динамики и результатов функционирования рынка позволяет утверждать, что рынок эмиссионных ценных бумаг субъектов хозяйствования развит пока недостаточно.

В функционировании фондового рынка  и рынка ЭКЦБ существует ряд серьезных  проблем макроэкономического, институционального, правового и регулятивного характера.

Решению этих проблем, сдерживающих развитие рынка эмиссионных корпоративных ценных бумаг, посвящена данная глава. В ней рассмотрены предлагаемые автором перспективная модель рынка ЭКЦБ, а также комплекс мер по развитию рынка ЭКЦБ с учетом опыта и необходимости преодоления последних тенденций на мировых рынках.

Под моделью рынка эмиссионных  корпоративных ценных бумаг автор понимает системную совокупность ключевых блоков, в частности: комплекс институтов, механизмы функционирования рынка, а также систему его регулирования. Все элементы модели находятся в тесной взаимосвязи, что подразумевает необходимость комплексности их рассмотрения.

При определении черт перспективной  модели рынка эмиссионных корпоративных  ценных бумаг Беларуси (далее - перспективная модель) автором был учтен опыт развитых стран, а также государств с развивающимся рынком корпоративных ценных бумаг, опыт и рекомендации влиятельных международных финансовых организаций. Становление и развитие рынка ЭКЦБ Беларуси предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка.

Перспективная модель концептуально  строится на придании приоритета основополагающим документам Международной комиссии по ценным бумагам (IOSCO), включая «Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг», и на всестороннем анализе опыта функционирования фондового рынка в Беларуси. Исходя из этого, принципиальным должно стать решение следующих задач регулирования рынка ценных бумаг:

• защита инвесторов;

• обеспечение функционирования честного, эффективного и прозрачного (транспарентного) рынка;

• снижение неинвестиционных рисков.

Автор считает, что данные задачи являются ключевыми при построении белорусской перспективной модели фондового рынка, так как они приоритетны и в дальнейшем развитии международного рынка капиталов.

При построении перспективной модели предполагается также следовать принципам организации  рынка по образцу так называемой смешанной модели, т. е. совмещающей черты как европейской, так и американской модели. Подобный уклон является сегодня общемировой тенденцией, связанной с формированием сбалансированной системы функционирования рынка без преобладания отдельных ее блоков. Сбалансированность предполагает в первую очередь большую защиту от кризисных ситуаций, вызываемых как внешними, так и внутренними факторами. Целесообразно уйти от преобладания банковского сектора, имеющего место в настоящее время, что в долгосрочной перспективе позволит преодолеть ограниченность доступа на финансовый рынок иных инвесторов (как институциональных, так и индивидуальных), повысить сбалансированность рынка ценных бумаг, снизить концентрацию риска как для самого рынка эмиссионных корпоративных ценных бумаг, так и для банковского сектора.

На схеме  приводится разработанная автором перспективная структура рынка эмиссионных корпоративных ценных бумаг, коим он должен предстать в будущем при условии выполнения комплекса мер по его развитию. Подчёркнутые пункты обозначают добавленные перспективные блоки к существующей структуре. Также помимо вновь вводимых блоков в перспективной структуре предполагается значительное совершенствование большинства ее функционирующих сегодня элементов.

Приведенная структура  отражает содержание системы институтов (участники, инфраструктура) и регулирования рынка. Указанные элементы объединяет предлагаемый перспективный механизм функционирования рынка ЭКЦБ. Представленные в тексте предложения с разной степенью детализации раскрывают указанные блоки перспективной модели построения рынка ЭКЦБ. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы.

Совместным постановлением Совета Министров и Национального  банка от 21 января 2008 г. №78/1 утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы (далее - Программа). Главная её цель – определить и создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок, способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

Сегодня в Беларуси для  активизации этого процесса есть все предпосылки: стабилизация курса национальной валюты, рост доходов населения, наличие соответствующего законодательства, развитая инфраструктура, информационная открытость предприятий.

Вместе с тем практика выпуска и обращения корпоративных ценных бумаг (облигаций и акций) отечественных предприятий свидетельствует о том, что данные инструменты не выполняют своей основной функции по привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики на внутреннем и зарубежных рынках.

Что же препятствует должному развитию рынка акций?

Во-первых, множество барьеров, ограничивающих отчуждение акций, необходимость согласования дополнительных эмиссий; преимущественное право государства на приобретение акций предприятий, пользующихся господдержкой; существование института «золотой акции».

Во-вторых, значительная доля государства в акционерном капитале и высокие налоговые ставки по операциям с акциями - 40%.

Программа представляет собой комплекс мер, позволяющих решить весь спектр задач, и предусматривает:

1. Совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами, а также освобождения от налогообложения доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с корпоративными облигациями.

Ставка налога на доходы юридических лиц по операциям с ценными бумагами в размере 40% (при ставке налога на прибыль от большинства других видов деятельности в размере 24%) высока и не является стимулирующей. Снижение ее размера позволит предприятиям значительно активизировать процесс привлечения инвестиций с использованием корпоративных ценных бумаг.

Совершенствование налогового законодательства устранит неравные конкурентные возможности для банков и иных субъектов хозяйствования при заимствовании средств у населения.

Кроме того, активизация  рынка корпоративных облигаций будет способствовать созданию кредитной истории предприятий-эмитентов, создаст объективные предпосылки для получения предприятиями кредитного рейтинга, привлечения кредитных ресурсов на зарубежных финансовых рынках.

2. Снятие ограничений на отчуждение акций.

Ограниченное количество акций, находящихся в свободном обращении, препятствует созданию ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг, приводит к отсутствию рыночных цен на них, невозможности расчета капитализации рынка, фактически перекрывает предприятиям доступ к международным финансовым ресурсам.

В результате снятия ограничений ожидается:

а) увеличение количества акций в обращении;

б) аккумулирование пакета акций у эффективного собственника;

в) увеличение объемов вторичного рынка акций;

г) повышение ликвидности рынка;

д) появление возможности осуществления биржевых котировок, расчета рыночной (справедливой) цены на акции, расчета капитализации рынка акций.

  1. Применение особого права («золотой акции») на участие государства в управлении хозяйственными обществами в соответствии с международными правилами.
  2. Повышение эффективности управления государственной собственностью. Предусматривается пересмотр существующей системы и создание новой концепции, проведение сделок с акциями на постоянной основе.
  3. Дальнейшее совершенствование инфраструктуры фондового рынка. Перспективная задача - создание института коллективных инвесторов (паевые и пенсионные фонды, финансово-промышленные группы 
    и др.), которые традиционно составляют группу консервативных инвесторов, настроенных на долгосрочные вложения.

Однако для функционирования таких крупных инвесторов необходимо первоначально создать развитый рынок привлекательных с точки зрения инвесторов ценных бумаг, в которые могли бы инвестировать данные институты.

  1. Наряду с продолжением работы по активизации уже 
    действующих сегментов рынка ценных бумаг предусмотрено создание условий для выпуска новых инструментов, положительно зарекомендовавших себя. В частности, предусматривается внедрение биржевых облигаций, которые представляют собой краткосрочные облигации предприятий. Упрощенный порядок их выпуска (отсутствие государственной регистрации, возможность их выпуска без обеспечения), обращение на организованном рынке делает данный инструмент привлекательным для эмитентов и инвесторов.
  2. Выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг. Предусматривается переход предприятий на международные стандарты финансовой отчетности, раскрытие информации в соответствии с международными стандартами, формирование кредитной истории и получение кредитного рейтинга.

Информация о работе Рынок ценных бумаг и его становление в Республике Беларусь