Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить сущность современного механизма действия рынка и направления его развития.
Задачи курсовой работы:
1. Дать определение рынку ценных бумаг.
2. Рассмотреть понятие ценных бумаг как экономической категории.
3. Рассмотреть виды и классификацию ценных бумаг.
4. Отобразить этапы становления российского рынка ценных бумаг.
5. Проанализировать регулирование рынка ценных бумаг в России.
6. Проанализировать современное состояние рынка ценных бумаг в России.
7. Выявить проблемы развития рынка ценных бумаг в России.
8. Определить тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России.
ВВЕДЕНИЕ ………………..3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ 5
1.1 Определение рынка ценных бумаг 5
1.2 Понятие ценных бумаг как экономической категории. 9
1.3 Виды и классификация ценных бумаг 10
2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 23
2.1 История рынка ценных бумаг в России 23
2.2 Регулирование рынка ценных бумаг в России 25
2.3 Современное состояние рынка ценных бумаг в России 26
3. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ 30
3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России………………..30
3.2 Тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России.36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 42
В марте 2011 года Индекс РТС повысился на 3,77% по сравнению с концом февраля 2011 года и достиг на закрытие торговой сессии 31 марта 2 044,20 пункта против 1 969,91 пункта на конец предыдущего месяца. Лидерами положительного влияния на Индекс РТС стали обыкновенные акции ОАО Газпром (GAZPS), ОАО Сбербанк России (SBERS), ОАО ГМК Норильский никель (GMKNS).
Индекс RTS Standard (индекс "голубых фишек") за прошедший месяц повысился на 2,37% до 12 411,57 (12 123,66 на 28 февраля 2011г.). Индекс акций "второго эшелона" за это же время повысился на 1,39% до 2 357,10 пункта против 2 324,70 пункта на конец февраля.
Большинство ключевых секторов экономики, представленных на российском фондовом рынке, продемонстрировали положительную динамику. Лидером роста стал нефтегазовый сектор: Индекс РТС Нефти и Газа вырос на 2,88%. Существенный рост продемонстрировала металлургия - Индекс РТС Металлов и добычи прибавил в весе 2,14%. Наибольшее снижение было отмечено в электроэнергетике – Индекс РТС Электроэнергетики снизился на 1,28%.
Объем торгов ценными бумагами в РТС в марте 2011г. составил 50,58 млрд. долл. (1 440,18 млрд. руб.*) с учетом всех типов сделок, включая внебиржевые. Объем торгов ценными бумагами, допущенным к торгам на рынке RTS Standard, составил 9 907,33 млн. долл.8
Перспективы фондового рынка в России представляются сейчас исключительно позитивными. Такое мнение высказала недавно британская деловая газета Financial Times. По мнению газеты, «российскому фондовому рынку удалось, наконец, вырваться из состояния стагнации, и можно ожидать постепенного роста его ликвидности за счет притока сюда "свежих" денег со стороны иностранных инвесторов»9.
3. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
Существующий в настоящее время в России фондовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком. Он характеризуется, с одной стороны, высокими темпами позитивных количественных и качественных изменений, с другой стороны - наличием многочисленных проблем, носящих комплексный характер и препятствующих более эффективному его развитию.
По большинству показателей емкости российский фондовый рынок занимает место в первой пятерке развивающихся рынков. По ряду качественных показателей он вышел в лидеры среди развивающихся рынков. Вместе с тем по многим другим качественным показателям (ликвидность рынка, дивидендная доходность, количество торгуемых компаний и т.д.) сохраняется значительное отставание от ведущих развивающихся рынков, и тем более - от развитых рынков.
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую часть современного рынка ценных бумаг составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.
3. Улучшение качественных характеристик рынка:
- наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
- пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже, несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг). У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства;
б) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как, например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.
в) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
г) ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;
д) создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
Также, нет единой системы
выставления отчетов по рынку
ценных бумаг.
Этим занимаются
или Интернет - сайты, или журналы, но
ни первые, ни последние не охватывают
всю ширь поставленных вопросов. Так, например,
в Интернет можно найти прогнозы аналитиков
и графики курса акций, но не причины, которые
к этому привели. В журнале можно найти
причины, но нет всех графиков, и очень
мало аналитики.
е) формирование активно действующей системы контроля над небанковскими инвестиционными институтами;
ж) государственная поддержка образования в области фондового рынка;
з) преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.
5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь.
6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.
7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет общепринятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги, к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться, скорее всего, принципами стран Запада, вероятнее всего США.
8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством:
а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики;
б) передачи части прав по регулированию рынка регионам;
в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж;
г) государственной поддержки саморегулируемых организаций;
д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т.п.).
9. Среди крупнейших эмитентов фигурируют в основном нефтедобывающие компании.
10. Вовлечение в промышленный оборот все большего числа акций российских акционерных обществ. В связи с деятельностью таких компаний как МММ, Русский Дом Селенга и.т.д., кредит доверия у частных лиц и у некоторых акционерных компаний к фондовому рынку был потерян, и вероятно на долгое время.
Формирование рынка ценных бумаг в России в значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса собственников. Важное место в этом процессе отводится также становлению единого экономического пространства между бывшими союзными республиками, в том числе странами СНГ.
Приватизация означает преобразование государственной собственности в собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране основным документом, определяющим практические вопросы приватизации является Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
В самом начале проведения приватизации в стране не было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами, поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид, а затем и крах таких финансовых компаний как МММ, Русский Дом Селенга и других, в результате которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому рынку со стороны населения. Как мы уже видели, такая ситуация уже складывалась на рынке ценных бумаг еще в середине XIX века. Тогда прошло немало времени для того, чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги, поэтому можно ожидать, что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке ценных бумаг, бурного развития фондового рынка не произойдет, а без этого невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно невозможна стабилизация экономики страны.
3.2 Тенденции развития современного рынка ценных бумаг в России
Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в России на нынешнем этапе являются:
- концентрация и централизация капиталов;
- интернационализация и глобализация рынка;
- повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;
- компьютеризация рынка ценных бумаг;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимопроникновение с другими рынками капиталов;
- дальнейшая интеграция с фондовыми рынками других стран;
- создание полной законодательной и другой нормативной базы функционирования фондового рынка.
Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. Речь идёт о процессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются всё новые участники, для которых данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой – идёт процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путём их слияния в ещё более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке.
Информация о работе Рынок ценных бумаг в Российской Федерации