Рынок ценных бумаг Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:16, реферат

Описание

Рынок ценных бумаг Великобритании традиционно является важной составной частью кредитно-финансовой системы страны. По объему денежного оборота он постоянно удерживал мировое первенство вплоть до Первой мировой войны. Затем первенство прочно занял Нью-Йорк. В настоящее время мощную конкуренцию Лондону составляют Франкфурт и Токио.

Работа состоит из  1 файл

Рынок ценных бумаг Великобритании.docx

— 77.07 Кб (Скачать документ)

При тендерном  размещении Банк Англии на основании  поступивших заявок устанавливает  единую цену продажи облигаций. В  этом случае часть заявок также может  оказаться удовлетворенной не полностью. Реализация очередных эмиссий государственных ценных бумаг происходит с использованием современных электронных систем расчетов и поставок.

На следующий  день после завершения очередного первичного размещения государственных облигаций  начинаются вторичные торги по этим бумагам. Они происходят на Лондонской фондовой бирже. Главными участниками выступают маркет-мейкеры по золотообрезным облигациям, более половины которых являются представителями иностранных кредитно-финансовых организаций.

К числу других участников вторичного рынка государственных  облигаций относятся не являющиеся маркет-мейкерами брокерско-дилерские учреждения. На рынке ценных бумаг Великобритании они осуществляют куплю-продажу облигаций через маркет-мейкеров преимущественно для своих клиентов, а также могут проводить операции за свой счет.

Банк Англии ведет реестр, где регистрируются результаты рассмотренных выше операций.

Незначительную  долю участников вторичного рынка ценных бумаг Англии составляют мелкие инвесторы, преимущественно физические лица. Они  имеют возможность за небольшое  вознаграждение покупать (в том числе  и на первичном рынке) и продавать  государственные облигации через  систему почтовых учреждений страны. Эти операции регистрируются, как  правило, не Банком Англии, а Департаментом  национальных сбережений.

Таким образом, на рынке ценных бумаг Великобритании существует двойственная система купли-продажи государственных облигаций на вторичном рынке. Современный ежегодный объем их оборота оценивается в 5 млрд ф. ст., что в несколько раз превышает размер оборота акций.

Следует отметить относительно слабое по сравнению с  США развитие английского рынка  ценных бумаг местных органов  власти.

Получаемый по государственным облигациям процентный доход облагается подоходным налогом  на общих основаниях. Налог удерживается при выплате процентов инвесторам. Доходы пенсионных фондов и благотворительных  союзов, а также иностранных инвесторов законодательно освобождены от подоходного  налога. Кроме того, все владельцы  золотообрезных облигаций освобождены  от налога на прирост капитала.

Регулирование фондового рынка

Традиционно в  Великобритании регулирование рынка  ценных бумаг и фьючерсной торговли осуществлялось исключительно самими профессиональными участниками  рынка. Закон о финансовых услугах (Financial Services Act — FS Act), вступивший в силу 29 апреля 1988 г., формально установил контроль государства над фондовым рынком, но фактически сохранил традиционную систему.

В настоящее  время в Соединенном Королевстве  идет очень серьезная реформа  системы регулирования финансовых рынков. Ее первый этап завершился в  июне 1998 г., когда полномочия в сфере  регулирования банковской системы  были переданы от Банка Англии Совету по финансовым услугам. Правовую основу второго этапа реформы составляет Закон о финансовых услугах и рынках (the Financial Services and Markets Bill), разработанный в 2000 г. Кроме этого, финансовые рынки Великобритании регулируют Закон о компаниях в редакции 1985, 1989 гг. и Закон о ценных бумагах компаний (Закон об инсайдерах) от 1985 г.

Главными положениями  Закона о компаниях определяются правила раскрытия информации об акционерах и манипуляциях с принадлежащими им акциями, устанавливаются сроки  и порядок созыва общих собраний, а также назначения доверенных лиц  акционеров и др. Закон об инсайдерах предусматривает уголовное преследование  за недобросовестное использование  служебной информации, в части  ценных бумаг компании, лицами, имеющими доступ к ней в силу своего должностного положения, а также владеющими более 10% ее акций.

Закон о финансовых услугах предусматривает обязательное лицензирование деятельности с ценными  бумагами (инвестиционного бизнеса). Под инвестиционным бизнесом понимаются: купля-продажа на комиссионных началах  или за собственный счет ценных бумаг (инвестиционных ценностей — investments); организация торговли ценными бумагами; управление инвестициями третьих лиц; предоставление консалтинговых услуг; организация и управление учреждениями коллективного инвестирования (например паевыми трестами). Деятельность без лицензии является уголовно наказуемым преступлением.

Действие Закона о финансовых услугах распространяется не только на ценные бумаги, но и на иные финансовые инструменты, поэтому  в Законе используется термин «инвестиции». При этом под инвестициями понимаются помимо общепринятых ценных бумаг (включая производные ценные бумаги) и товарные фьючерсы, опционы на валюту, золото, серебро, палладий, платину (но не сами металлы) и долгосрочные страховые полисы.

Закон о финансовых услугах выделяет два типа заключенных  контрактов: с инвестиционными и  с коммерческими целями. Инвестициями признаются контракты первого типа.

К сожалению, очень  трудно назвать четкий критерий, согласно которому сделка могла бы быть отнесена к тому или другому виду, однако считается, что если цена, срок поставки или другие условия, указанные в  договоре, были определены сторонами  применительно к конкретному  контракту, последний понимается заключенным  в коммерческих целях. Но чтобы контракт признали инвестиционным, недостаточно просто использовать стандартные условия. Должны выполняться следующие положения:

  • сделка должна быть заключена на бирже (не обязательно уполномоченной);
  • выполнение контракта должно быть обеспечено клиринговой палатой;
  • должен быть выработан способ, позволяющий должнику договориться с кредиторами (например согласительная схема).

Закон о финансовых услугах предусматривает уголовную  ответственность за распространение  ложной или вводящей в заблуждение  информации, сокрытие существенной информации. Максимальным наказанием в обоих  случаях может быть тюремное заключение на семь лет или штраф в неограниченном размере (либо то и другое одновременно).

В Законе также  освещены такие важные вопросы, как  конфиденциальность информации, полученной согласно законодательству, особое положение  страховых компаний, влияние новой  системы на международные отношения.

Новый закон  о финансовых услугах и рынках реформировал действующую систему  органов регулирования и контроля над фондовым рынком. Согласно этому  закону, создается Совет по финансовым услугам, которому придается статус единого регулирующего органа. В  Законе определены основные цели Совета:

  • поддержание доверия к финансовой системе Великобритании;
  • содействие общественному пониманию финансовой системы;
  • обеспечение достаточного уровня защиты клиентов;
  • снижение уровня преступности в финансовой сфере.

При этом под  финансовой системой понимаются финансовые рынки, биржи, а также любая деятельность, связанная с финансовыми рынками  и биржами.

Клиентами являются лица (или организации), которые:

  1. пользуются или собираются воспользоваться любой услугой, предоставляемой уполномоченным лицом (или организацией) и
  2. обладают правами или интересом, имеющими в своей основе или каким-то другим образом связанные с любой из вышеупомянутых услуг.

Под преступностью  в финансовой сфере понимается любое  правонарушение, связанное с мошенничеством, неправильным использованием или злоупотреблением информацией, относящейся к финансовым рынкам, и получением доходов от преступной деятельности.

В соответствии с Законом о финансовых услугах  был создан специальный орган  — Совет по финансовым услугам — СФУ (Financial Services Authority), до 28 октября 1997 г. именовавшийся Советом по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investments Board) и наделенный исключительными полномочиями регулирования рынка.

Совет делегирует свои полномочия более специализированным организациям, которые делятся на две группы: саморегулирующие организации (Self-regulating organizations)(в Великобритании SRO — профессиональные организации, регулирующие торговлю ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и другие виды финансовых услуг, отношения между специализированными финансовыми и кредитными учреждениями и их клиентами, а также контролирующие соблюдение правил рыночной торговли.) и уполномоченные биржи (Recognized investment Exchanges). Кроме того, можно также выделить уполномоченные профессиональные органы и уполномоченные клиринговые палаты.

К первой группе относятся: СЦБФ (Совет по ценным бумагам и фьючерсам — Securities and Futures Authority), ИМРО (Организация инвестиционных управляющих — Investment Management Regulatory Organization), ПиАйЭй (Совет по личным инвестициям — Personal Investment Authority), ФИМБРА (Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров — Financial Intermediaries, Managers & Brokers Regulatory Association), JIOTPO (Организация компаний страхования жизни и паевых трестов — Life Assurance & Unit Trust regulatory Organization)(ФИМБРА и ЛОТРО в настоящее время сокращают свою деятельность в области регулирования в связи с созданием Совета по личным инвестициям).

Ко второй группе относятся: Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange), Лондонская международная биржа финансовых фьючерсов, Лондонская товарная биржа (London Commodity Exchange), Международная нефтяная биржа, Лондонская биржа металлов.

В целом схема  регулирования деятельности в финансовой сфере, и в частности фьючерсной торговли, может быть представлена в следующем виде (см. рисунок).

Совет по финансовым услугам (СФУ). По статусу это некоммерческая компания, участниками которой являются представители различных фирм, работающих на финансовом рынке, т. е. это суперсаморегулирующая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Формально она подчиняется Казначейству (Министерству финансов), но фактически является независимым учреждением.

В своей деятельности Совет руководствуется «10 принципами и 40 основными правилами», которые  дают самые общие принципы регулирования. К ним относятся:

  • честность;
  • компетентность, осмотрительность и усердие;
  • обычаи рынка: инвестиционная фирма, признанная СФУ, должна соблюдать высокие стандарты поведения на рынке;
  • информация для клиентов: инвестиционная фирма должна в разумных пределах предоставлять клиенту необходимую информацию для принятия правильного решения, а также полный и достоверный отчет о своей деятельности в том, что касается интересов клиента;
  • конфликт интересов: инвестиционная фирма должна либо избегать подобной ситуации, либо обеспечить беспристрастное урегулирование конфликта с каждым своим клиентом. Фирма не должна ставить свои интересы выше интересов клиента;
  • активы клиента: в случае, когда инвестиционная фирма управляет или каким-либо иным образом отвечает за активы клиента, она должна обеспечить необходимую защиту последних посредством отделения и идентификации таких активов или любым другим способом в соответствии с взятыми на себя обязательствами;
  • финансовые ресурсы: инвестиционная фирма должна обладать достаточными финансовыми ресурсами для осуществления своей деятельности и противостояния возможным рискам;
  • внутрифирменная организация: инвестиционная фирма должна ответственно подходить к организации и управлению своими внутренними делами и обеспечить соответствующий контроль за своими сотрудниками, которые, в свою очередь, должны пройти необходимую подготовку и обладать высоким уровнем квалификации;
  • отношения с регулирующими организациями: инвестиционная фирма должна сотрудничать с соответствующим регулирующим органом и в случае необходимости немедленно предоставлять любую информацию, относящуюся к деятельности фирмы.

Совет директоров СФУ назначается министром финансов и состоит из председателя, 2 распорядительных директоров и 11 директоров, не являющихся исполнительными лицами (включая  заместителя председателя).

Предполагается, что Совет по финансовым услугам  возьмет на себя функции следующих  организаций:

  1. комиссии по строительным обществам (Building Societies Commission) ,
  2. комиссии по дружеским обществам (Friendly Societies Commission) ,
  3. ИМРО,
  4. ПиАйЭй,
  5. СЦБФ.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Великобритании