Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:16, реферат
Рынок ценных бумаг Великобритании традиционно является важной составной частью кредитно-финансовой системы страны. По объему денежного оборота он постоянно удерживал мировое первенство вплоть до Первой мировой войны. Затем первенство прочно занял Нью-Йорк. В настоящее время мощную конкуренцию Лондону составляют Франкфурт и Токио.
В свете проводимой
реформы особый интерес представляет
материал, опубликованный Советом по
финансовым услугам в конце прошлого
года: «СФУ в новом тысячелетии»3.
В частности, в этом документе
перечислены основные инструменты
регулирования финансовых рынков, которые
намерен использовать в своей
работе Совет по финансовым услугам.
Эти способы регулирования
К первой группе
относятся следующие
Предоставление компанией информации о своей деятельности. Наличие более подробной и четкой информации поможет клиентам лучше понять, что они покупают и что продают. Альтернативные режимы предоставления сведений, включая сравнительные информационные таблицы, должны проходить испытания рынком, что даст возможность убедиться в доступности информации для потребителей.
Обучение клиентов и повышение уровня общественного сознания. Это включает как долгосрочные проекты (например, содействие пониманию обществом финансовой системы), так и действия, связанные с конкретными видами сделок (в частности, повышение уровня осведомленности потребителей о риске операций с фьючерсами). Наличие клиентов, обладающих хорошими знаниями в области финансов, позволит ослабить контроль за рынком, однако на это потребуется немало времени.
Механизмы урегулирования претензий и институт уполномоченного по правам человека (омбудсман) [В Великобритании омбудсман — также независимый орган для разбирательства, урегулирования споров между банками и клиентами]. Этот инструмент позволит клиентам подавать жалобы на фирмы и добиваться возмещения убытков. Кроме того, это ценный источник информации для Р8А (СФУ) о деятельности участников рынка, способной нанести ущерб финансовой системе страны.
Компенсационная схема. Это важнейший элемент системы регулирования, поскольку он защищает клиентов от разорения фирм, что в свою очередь позволяет СФУ разрабатывать соответствующие подходы к регулированию рынка и смягчать последствия банкротств компаний.
Публичные заявления. Публичные заявления Совета по финансовым услугам могут предупредить «публику» и торговцев в зале о различных рисках и таким образом воздействовать на поведение фирм и их клиентов. Заявления СФУ являются наиболее эффективным инструментом регулирования в случае, когда другие меры (например, изменение правил предоставления информации) занимают слишком много времени.
К основным инструментам регулирования отрасли в целом относятся:
Система подготовки и повышения квалификации. Данный режим предназначен для повышения стандартов и ужесточения дисциплины в отрасли. При этом Совет осознает, что необходимо сохранять конкуренцию и способствовать нововведениям.
Создание правил. Правила устанавливают стандарты регулирования, однако нужно учитывать, что при этом увеличиваются издержки на осуществление мониторинга рынка. Кроме того, чрезмерное регулирование может привести к появлению бюрократической системы. В связи с этим СФУ намерен предоставить четкие рекомендации по интерпретации правил Совета.
Мониторинг рынка. Экономические процессы, происходящие внутри страны и за ее пределами, могут служить признаками опасности для отдельных категорий потребителей, компаний, рынков. Совет по финансовым услугам планирует проводить свои исследования в целях предоставления адекватной информации о рисках всем заинтересованным сторонам.
Международное сотрудничество. Играя активную роль в международных объединениях и контактируя со своими иностранными коллегами, СФУ получит доступ к информации о негативных тенденциях на зарубежных рынках, способных повлиять на ситуацию в Великобритании, а также сможет предоставлять аналогичные сведения регулирующим органам других стран.
Во вторую группу инструментов регулирования, направленных на контроль за отдельными фирмами, гражданами и клиринговыми палатами, входят:
Санкционирование деятельности фирм и отдельных граждан. СФУ стремится не допускать к операциям на финансовых рынках фирмы или граждан, которые не отвечают определенным критериям (включая добросовестность, компетентность и финансовую стабильность). Опыт Великобритании и других стран показывает, что цели регулирования гораздо легче достичь, если предотвращать возможные проблемы путем установления и ужесточения барьеров для выхода на рынок.
Предъявление иска и судебный запрет. Совет по финансовым услугам может обращаться в суд для предотвращения несанкционированной деятельности и в некоторых случаях преследовать нарушителей в уголовном порядке. Если результатом такой деятельности явилось обогащение или был причинен ущерб другим участникам рынка, СФУ может через суд потребовать возмещения убытков.
Совет по финансовым
услугам также располагает
Таким образом,
создаваемый орган будет
Совет по ценным бумагам и фьючерсам. СЦБФ выполняет большинство функций, которые в других странах осуществляют государственные органы (в США — Комиссия по ценным бумагам и биржам, в Японии и Франции — министерства финансов). Совет был основан 1 апреля 1991 г. в результате слияния Ассоциации фьючерских брокеров и дилеров с Ассоциацией рынка ценных бумаг. СЦБФ имеет свыше 1400 членов в сфере рынков ценных бумаг, опционов, фьючерсов, товарных рынков и финансового консультирования. Кроме того, Совет имеет права лицензирования, мониторинга, расследования и преследования за нарушения.
Основными условиями предоставления лицензии являются наличие минимального собственного капитала (50 тыс. ф. ст. для брокера и 100 тыс. ф. ст. для брокера/дилера) и наличие квалифицированных кадров. Лицензирование включает регистрацию директоров, управляющих и сотрудников фирм. В ряде случаев требуется сдать специальный экзамен, который также проводит СЦБФ.
Как видно, Совет
по финансовым услугам и Совет
по ценным бумагам и фьючерсам
обладают широкими полномочиями в области
регулирования фьючерсной и опционной
торговли и разнообразными инструментами
для осуществления своих
Лондонская клиринговая палата (ЛКП). Лондонская клиринговая палата была основана в 1888 г., ее основной функцией было урегулирование взаимных расчетов при торговле «мягкими» товарами (soft commodities)[товары, отличные от металлов, торговля которыми ведется на лондонских фьючерсных рынках К этой группе товаров относят какао, кофе, зерно, картофель и сахар]. В настоящее время ЛКП проводит учет и взаимозачет операций по 130 различным фьючерсным и опционным контрактам на трех биржах: Лондонской международной бирже финансовых фьючерсов, Лондонской бирже металлов, Лондонской международной нефтяной бирже. ЛКП осуществляет свою деятельность в соответствии с «Общими Правилами для Лондонских Рынков» (General Regulations for London Markets).
ЛКП, являясь признанной клиринговой палатой в соответствии со ст. 39 Закона о финансовых услугах, создавалась как акционерная компания. Держателями ее акций являются клиринговые банки, а не фьючерсные брокеры и дилеры, как можно было бы предположить. Этими клиринговыми банками, в совместном владении которых находится палата, являются «Барклайз бэнк», «Ллойдз бэнк», «Мидланд бэнк», «Нэшнл Вестминстер бэнк», «Роял бэнк оф Скотланд» и «Стандард энд Чартерд бэнк».
В 1988 г. Лондонская клиринговая- палата кардинально пересмотрела свою клиринговую систему частично в связи с необходимостью соответствовать принятому в 1986 г. Закону о финансовых услугах, а частично в ответ на изменения в Законе о неплатежеспособности. С этого времени стал действовать так называемый принцип субституции, т. е. ЛКП теперь вступает в сделку в качестве посредника и заменяет собой покупателя для всех продавцов и продавца — для всех покупателей.
Поскольку Лондонская клиринговая палата является акционерной компаний, ее членами, строго говоря, являются держатели акций — клиринговые банки. Однако обычно под термином «член клиринговой палаты» понимаются брокеры, дилеры и трейдеры, получившие разрешение ЛКП представлять контракты для регистрации и клиринга от их имени. Другими словами, это клиринговые члены Лондонской клиринговой палаты, которой управляет акционерная компания «Лондонская клиринговая палата». Клиринговый член палаты заключает с последней двустороннее соглашение и в случае ее ликвидации будет выступать в качестве кредитора или дебитора.
ЛКП имеет право открывать неограниченное число счетов на имя ее клирингового члена, который в свою очередь может их предоставлять своим клиентам. По английскому законодательству запрещается взаимозачет остатков по счетам клиентов, с одной стороны, и любым другим счетам — с другой (включая счет самой палаты).
Хотя Лондонская
клиринговая палата выступает стороной
по контракту и в качестве таковой
покупает и продает фьючерсы соответственно
у продавца и покупателя, правила
наделяют ее полномочиями потребовать
у продавца осуществления физической
поставки, а у покупателя — оплаты
оговоренной в контракте
Таким образом, рынок ценных бумаг Англии являлся и является сегодня одним из самых развитых и наиболее организованных в мире. Многовековые традиции, оказывавшие долгое время заметное влияние на его деятельность, в настоящее время все больше уступают место современным тенденциям развития.
Биржевая торговля
составляет существенную долю совокупного
оборота фондового рынка
В Англии отсутствует
специальное государственное
Современную биржевую сеть Англии составляют шесть фондовых бирж, а точнее, региональных подразделений Лондонской фондовой биржи, расположенных в центрах крупных финансовых потоков страны: Лондон, Бирмингем, Манчестер, Лидс, Белфаст и Глазго. Безусловным лидером фондовой торговли в стране является Лондонская биржа, сосредоточившая более 60% стоимостного оборота ценных бумаг. В настоящее время Лондонская фондовая биржа является четвертой в мире по показателю рыночной капитализации и третьей по объему операций.
Лондонская фондовая биржа — ЛФБ (London Stock Exchange) — одна из старейших фондовых бирж в мире — была учреждена в 1773 г., хотя неофициальная ее история началась примерно на 200 лет раньше. До недавнего времени она имела статус ассоциации — ее членами могли быть только физические лица, объединенные в товарищества. После 1986 г. биржа стала частной акционерной компанией, членами которой являются маркет-мейкеры, в том числе по золотообрезным облигациям, брокерско-дилерские фирмы и некоторые другие участники. Брокерско-дилерские организации, каждая из которых имеет по одному голосу, сегодня являются дочерними компаниями крупных национальных и иностранных коммерческих банков, преимущественно американских и японских.
Лондонскую биржу
возглавляет Совет, осуществляющий
функции по управлению всеми сторонами
ее деятельности — от законодательно-