Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка ценных бумаг и фондового рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы их развития на ближайшие годы.
Объектом исследования является сущность и порядок привлечения ресурсов банками путем выпуска ценных бумаг.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
определить особенности становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;
указать перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…4
1 Общая характеристика инфраструктуры рынка ценных бумаг и фондовой биржи……………………………………………………………………………..…..6
Основные понятия инфраструктуры рынка ценных бумаг и фондовой биржи…………………………………………………………………………...…6
Главные задачи и функции рынка ценных бумаг и фондовой биржи……..…9
Особенности рынка ценных бумаг и фондовой биржи…………………..…..12
Классификация и жизненный цикл рынка ценных бумаг……………….…..12
Участники и инструменты рынка ценных бумаг и фондовой биржи………17
Ожидаемые результаты от реализации настоящей программы по совершенствованию рынка ценных бумаг и фондовой биржи…………...….21
Роль банков в развитии рынка ценных бумаг и фондовой биржи в Республике Беларусь……………………………………………………………21
Проблемы и перспективы развития фондовой биржи и рынка ценных бумаг……………………………………………………………………….…….28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35
Приложение А.Результаты торгов государственными ценными бумагами …...36
Приложение Б.Список государственных ценных бумаг, допущенных к обращению по состоянию на 17.06.2011г………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 136.19 Кб (Скачать документ)

     Действующее банковское законодательство разрешает отечественным банкам широкий круг операций с ценными бумагами. Банки могут выступать как эмитенты собственных акций, облигаций, депозитных сертификатов, векселей и других ценных бумаг, приобретать ценные бумаги за свой счет, преследуя при этом различные цели (то есть выступать в роли инвесторов); Имеют право проводить посреднические операции с ценными бумагами, получая за это комиссионное вознаграждение. Следует обратить внимание, что в настоящее время нет запрета и ограничений на прямую деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг, включая их посредническую деятельность как на первичном, так и на вторичном рынке, что открывает неограниченные возможности для участия коммерческих банков в операциях с ценными бумагами.

     В последнее время заметно активизировались операции банков по проведению трастовых (доверительных) операций для клиентов. Под трастовыми операциями понимаются такие операции, при совершении которых банки выступают в роли доверенного лица своих клиентов – частных лиц и корпораций. Операции доверительного характера, выполняемые банками, весьма разнообразны и в разных странах имеют различную правовую основу.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь, свою деятельность банки осуществляют на основании  лицензий на совершение банковских операций, полученных от Национального банка  Республики Беларусь.   Национальный банк имеет право регламентировать и лицензировать определенные операции банков с ценными бумагами, устанавливать некоторые ограничения по операциям банков на фондовом рынке.

     Коммерческие банки на рынке ценных бумаг могут:

- выпускать, покупать, продавать  и хранить ценные бумаги, осуществлять  иные операции с ними;

- управлять ценными бумагами  по поручению клиента (доверительные  операции);

- оказывать консультационные  услуги;

- осуществлять расчеты  по поручению клиентов.

     Соответственно банки имеют право:

- инвестировать в портфели  акций небанковских компаний;

- учреждать небанковские, инвестиционные институты, фактически  принимать на себя функции  доверительного управления портфелями  ценных бумаг небанковских институтов, тем самым включая их в сферу  своего влияния; 

- учреждать фондовые биржи,  тем самым создавая себе новые  рынки для операций с ценными  бумагами;

- быть учредителем институциональных  инвесторов, то есть организаций,  которые в силу характера своей  деятельности имеют постоянные  и значительные денежные ресурсы  и в состоянии вкладывать их  в портфели инвестиционных ценных  бумаг (страховые компании, негосударственные  пенсионные фонды);

- учреждать специализированные  компании по учету и хранению  ценных бумаг, также совершенствованию  расчетов по операциям с ними, то есть имеют право получать  статус расчетно-депозитарных организаций; 

- выступать как эмитенты  и инвесторы. 

     Особенностью положения банков также в том, что они могут иметь собственные ценные бумаги, которые не может эмитировать никакой другой финансовый институт [13].

 

           3.2 Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг и фондовой биржи

 

 

     Развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь предполагает ориентацию на общемировые принципы и стандарты функционирования рынка ценных бумаг.

     21 января 2008 года совместным постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь утверждена Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008 – 2010 годы (далее - Программа).

     Главная цель Программы – создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики.

     Программа включает комплекс мероприятий, направленных на устранение причин, сдерживающих развитие корпоративного сегмента рынка ценных бумаг, и предусматривает:

  • совершенствование налогового законодательства в части снижения ставки налога на доходы, полученные от операций с ценными бумагами;
  • снятие ограничений на отчуждение акций;
  • приведение норм, регулирующих применение особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами в соответствие с международными правилами;
  • повышение эффективности управления государственной собственностью;
  • создание института коллективных инвесторов;
  • внедрение новых инструментов фондового рынка;
  • выход предприятий республики на зарубежные рынки ценных бумаг.

     Для того, чтобы рынок ценных бумаг Республики Беларусь стал эффективным механизмом оборота ценных бумаг, благоприятствовал экономическому росту, обеспечивал приток инвестиций и надежную защиту интересов всех субъектов хозяйствования, его дальнейшее функционирование должно строиться на следующих принципах:

     1) социальная справедливость — создание равных возможностей и упрощение условий доступа инвесторов и посредников на рынок финансовых ресурсов, недопущение монопольных проявлений и дискриминации прав и свобод субъектов рынка ценных бумаг.

     2) надежная защита инвесторов — создание необходимых условий (социально-политических, экономических, правовых) для реализации интересов субъектов рынка ценных бумаг и обеспечение защиты их имущественных прав.

     3) регулирование — образование гибкой и эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

     4) контролирование — создание надежного действенного механизма надзора и контроля, предупреждение и профилактика злоупотреблений и преступности на рынке ценных бумаг.

     5) эффективность — максимальная реализация потенциальных возможностей рынка ценных бумаг, направленных на мобилизацию и размещение финансовых ресурсов в перспективные сферы национальной экономики, что благоприятствует росту экономики и удовлетворению жизненных потребностей населения. .

     6) правовой порядок — создание развитой правовой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность рынка ценных бумаг, которая четко регламентирует правила поведения и взаимоотношения его субъектов.

     7) прозрачность и открытость — обеспечение инвесторов полной и доступной информацией, касающейся условий выпуска и оборота на рынке ценных бумаг; гласность финансово-хозяйственной деятельности эмитентов; устранение проявлений дискриминации субъектов рынка ценных бумаг.

     8) конкурентность — обеспечение необходимой свободной предпринимательской деятельности инвесторов, эмитентов и финансовых посредников; образование условий для борьбы за наиболее выгодное получение свободных финансовых ресурсов и установления немонопольных цен на услуги финансовых посредников; соблюдение правил добросовестной конкуренции всеми участниками рынка ценных бумаг.

     9) целостность — обеспечение функционирования единой биржевой системы, основой которой являются республиканская фондовая биржа, депозитарные и клиринговые системы по ценным бумагам. Принцип целостности требует применения единых правил совершения сделок на рынке ценных бумаг на всей территории Республики Беларусь [14].

     Проблемы развития рынка ценных бумаг и фондовой биржи.

     Несмотря на прогнозируемость текущей ситуации и относительное спокойствие в период благоприятной рыночной конъюнктуры, существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это касается постоянного наращивания эмитентом внутреннего государственного долга. Объем бумаг, находящихся в обращении, уже составляет около 1,5 трлн. белорусских рублей, а емкость рынка, оцениваемая Минфином, - около 2 трлн. белорусских рублей. В ближайшее время у операторов рынка будет оставаться все меньше внутренних возможностей для инвестирования средств в государственные облигации

     Дополнительным фактором снижения интереса к бумагам Минфина может стать их доходность. Она уже подходит к своим критическим значениям. В этой связи Минфину явно придется подстраиваться под потребности рынка. Наиболее приемлемыми мерами в повышении привлекательности облигаций может стать работа по увеличению ликвидности выпусков ГКО и ГДО, а также предложение инвесторам инструментов с различными сроками обращения. В текущем году эмитент практически не продавал долгосрочные бумаги. Что касается низкой ликвидности облигаций, то, прежде всего, это проблема наличия в обращении большого количества выпусков. Чем больше их, тем меньше сделок заключается с каждым из них.

     Во-первых, сокращение количества выпусков, находящихся в обращении, позволит стать им более ликвидными. Это неминуемо отразится на повышении емкости рынка, поскольку расширит круг инвесторов, для которых привлекательность инструмента заключается в его ликвидности.

     Во-вторых, малое число больших по объему эмиссии выпусков позволит и самому Минфину иметь более широкие возможности по оптимизации расходов. На сегодняшний день считается, что чем быстрее прошла реализация выпуска на первичном рынке, тем успешнее действия эмитента. Возвышение рынка ГЦБ не означает успех фондового рынка в целом. Более того, его неумеренный рост сегмента государственных облигаций чреват деградацией рынка корпоративных бумаг. Благодаря высокой надежности и доходности своих бумаг государство получает большую часть инвестиционного потенциала фондового рынка.

     Таким образом, основная часть средств инвесторов идет не в реальный сектор экономики, а на обслуживание государственных расходов. Кроме того, значительную часть ГЦБ приобретают финансовые и инвестиционные институты (в первую очередь банки), которые реализуют эти бумаги через некоторое время государству с весьма существенной для себя премией. Таким образом, сегодня ГЦБ не выполняют основной своей роли - повышения благосостояния населения и подъема экономики. Поэтому основным направлением развития фондового рынка должно стать направление рынка ГЦБ в сторону массового инвестора – юридических и физических лиц.

    Следует отметить в минувшем году активную работу Министерства финансов по привлечению средств нерезидентов в государственные ценные бумаги республики.

     Кроме того, одно из направлений развития белорусского рынка государственных ценных бумаг – расширение сотрудничества с Россией. Однако если Беларусь без ограничений будет допущена на российский рынок, то в отношении россиян потребуется сделать аналогичный шаг. А это приведет к весьма ощутимой конкуренции белорусским ГЦБ.

     Определение роли государства на рынке ценных бумаг является важным вопросом. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, что означает переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг в первую очередь заключается в разработке долгосрочной концепции и политики действий по восстановлению рынка и его текущему регулированию. Главный принцип такого регулирования – реализация общенациональных интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в экономике.

     Основными причинами низких темпов развития рынка ценных бумаг в республике являются:

     —преобладание первичного рынка над вторичным, низкая ликвидность рынка ценных бумаг (возможность их реализации на рынке, способность к отчуждению), вследствие чего уже сформированный фондовый рынок не выполняет своей важнейшей функции — перераспределения ресурсов из низкоэффективных отраслей и сфер экономической деятельности в более эффективные и др.;

     —приоритетность фискальных целей государства, в результате чего потенциальные инвестиционные средства перераспределяются или в неработающие активы (например, накопления населения в свободно конвертируемой валюте), или уходят за пределы республики.

     Дестабилизирующее влияние на белорусский рынок ценных бумаг оказывают инфляция и инфляционные ожидания. Это характерно для всех стран в переходный период. Риск обесценения денег сдерживает инвесторов от долгосрочных вложений стратегического характера.

     Зарубежный опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска индексируемых ценных бумаг. Доход по таким бумагам индексируется с поправкой на темп инфляции. В Беларуси рынок индексируемых фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие инфляции на рынок ценных бумаг

Следует отметить, что спектр ценных бумаг (акций, облигаций и  др.), реальные объемы их эмиссии, объемы и частота их обращения, определяющие инвестиционную деятельность, явно недостаточны для развития экономики Республики Беларусь. Недостаточным является дополнительный выпуск и обращение акций, во всем мире являющихся основным средством  привлечения инвестиций и индикатором  деловой активности индикатором  деловой активности.

     На активности фондового рынка негативным образом сказывается практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, что тесно связано с вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на находящиеся в обращении ценные бумаги.

     Важным направлением развития биржевой торговли в Республике Беларусь является интеграция фондовых рынков, и, в частности, фондовых бирж стран СНГ, что позволит котировать ценные бумаги белорусских эмитентов на торговых площадках стран СНГ, а в дальнейшем и на фондовых биржах Центральной и Восточной Европы.

     Не менее важным представляется работа по переводу торговли ценными бумагами с внебиржевого рынка на централизованный биржевой рынок. Данные меры приведут к повышению ликвидности и прозрачности рынка, и позволит всем участникам фондового рынка заключать сделки с ценными бумагами на конкурентной основе, что в перспективе, возможно, будет способствовать отмене моратория на отчуждение акций.

Информация о работе Рынок ценных бумаг