Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении состояния национального рынка ценных бумаг и фондового рынка Республики Беларусь на современном этапе и перспективы их развития на ближайшие годы.
Объектом исследования является сущность и порядок привлечения ресурсов банками путем выпуска ценных бумаг.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить сущность рынка ценных бумаг и его задачи и функции;
охарактеризовать организационную структуру рынка ценных бумаг;
определить особенности становления и развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь, его основные проблемы;
указать перспективы и направления совершенствования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..…4
1 Общая характеристика инфраструктуры рынка ценных бумаг и фондовой биржи……………………………………………………………………………..…..6
Основные понятия инфраструктуры рынка ценных бумаг и фондовой биржи…………………………………………………………………………...…6
Главные задачи и функции рынка ценных бумаг и фондовой биржи……..…9
Особенности рынка ценных бумаг и фондовой биржи…………………..…..12
Классификация и жизненный цикл рынка ценных бумаг……………….…..12
Участники и инструменты рынка ценных бумаг и фондовой биржи………17
Ожидаемые результаты от реализации настоящей программы по совершенствованию рынка ценных бумаг и фондовой биржи…………...….21
Роль банков в развитии рынка ценных бумаг и фондовой биржи в Республике Беларусь……………………………………………………………21
Проблемы и перспективы развития фондовой биржи и рынка ценных бумаг……………………………………………………………………….…….28
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...35
Приложение А.Результаты торгов государственными ценными бумагами …...36
Приложение Б.Список государственных ценных бумаг, допущенных к обращению по состоянию на 17.06.2011г………………………………………...37
Перспективы развития.
Сектор государственных облигаций на протяжении ряда лет является лидирующим сегментом фондового рынка. Для сравнения: объем торгов государственными ценными бумагами более чем в 10 раз превышает объем торгов акциями. Во многом это объясняется льготированием доходов по операциям с государственными ценными бумагами. Надо учесть, что данные ценные бумаги позволяют банкам оперативно и без риска нарушения установленных Национальным банком Республики Беларусь лимитов регулировать свою ликвидность.
Тем не менее в развитии рынка государственных ценных бумаг нашей страны уже достаточно долго не наблюдается сколь-нибудь значимых положительных подвижек. Косметические изменения в законодательстве вряд ли способны сдвинуть его с мертвой точки, более же существенные нововведения, как правило, утопают в бесконечных согласованиях со всеми "заинтересованными".
Обычно развитие эффективных рынков ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Беларуси зарождение и становление фондового рынка, его развитие происходит на фоне постоянного спада производства. Такая диспропорция в динамиках рынка ценных бумаг и общеэкономических процессов вызывает кризисные явления на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового рынка препятствуют преодолению тенденции к сужению воспроизводства.
— отсутствие четко разработанной концепции реформирования экономики;
—низкие темпы приватизации и акционирования собственности, отсутствие налоговых стимулов у субъектов хозяйствования и населения к вложению средств в ценные бумаги;
—недостаточно активная роль государства в создании и развитии фондового рынка;
Однако заметим, что Государственным комитетом по ценным бумагам проводится постоянная работа по совершенствованию рынка ценных бумаг. Существует множество вопросов, как в области законодательства, так и совершенствования инфраструктуры фондового рынка, расширения спектра его инструментов.
С участием органов госуправления, Нацбанка и профучастников рынка проводятся семинары и консультации по вопросам совершенствования и дальнейшего развития депозитарной и расчетно-клиринговой систем страны. Биржей совместно с Комитетом и Нацбанком ведется работа по организации торговли производными ценными бумагами.
Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам.
В РБ Департамент по ценным бумагам осуществляет международное сотрудничество в рамках Совета руководителей уполномоченных органов по регулированию рынков ценных бумаг Евразийского Экономического Сообщества при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и Совета руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг государств – участников Содружества Независимых Государств.
Работа в области совершенствования нормативной правовой базы в первом полугодии 2008 года велась по следующим основным направлениям:
1) разработка проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об одобрении Концепции развития финансового рынка Республики Беларусь на 2008 – 2015 годы». Концепция определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития финансовой системы;
2) принятие и реализация Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы;
3) совершенствование действующего законодательства в области рынка ценных бумаг [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на многие проблемы, существующие при функционировании Фондового рынка Республики Беларусь, следует отметить, что это молодой, динамичный и перспективный рынок. Кроме того, он играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.
Говоря об эффективной работе с ценными бумагами, необходимо учитывать их инвестиционное качество. Это оценка того, насколько ценная бумага ликвидна, способна приносить проценты, превышающие или находящиеся на уровне среднерыночного процента.
Высокая инфляция и кризисная ситуация в экономике республики, неприученность инвесторов к вложениям средств в ценные бумаги, политическая нестабильность, высочайшие значения рисков на микроэкономическом уровне (например, риска невозврата долга, процентного риска и т.д.) - все эти факторы требуют, чтобы эмитенты и инвестиционные институты с особой тщательностью конструировали условия выпуска и обращения ценных бумаг, находили такие их модификации, которые бы соответствовали интересам инвесторов в этот период.
Таким образом фондовый рынок существует не только для государственных ценных бумаг. Госбумаги обслуживают непроизводственный сектор экономики. А уровень жизни каждого гражданина зависит от качества работы производства. Субъекты хозяйствования и профессиональные участники рынка ценных бумаг осознают необходимость активизации этого сегмента экономики. Их готовность к конструктивной работе фактически будет означать существенный прогресс в процессе модернизации реального сектора экономики Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Барздов Г.А. Рынок ценных бумаг и фондовые биржи: Учеб. Пособие. Мн.: «Издательский центр», 2008. С.382.
2 Банковский кодекс Республики Беларусь.- Мн., ООО Информационно- правовое агенство «Регистр», 2009.
3 Мещерова И.В. Организованные рынки ценных бумаг.- Мн.: Логос, 2009.- с.200.
4 Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг: Учеб. Пособие. С-П,2007.-с. 350.
5 Об утверждении Положения о Комитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1593// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2001. - №105 – 5/9319.
6 Степанов Д.И. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг.//НЭГ. – 2008. - №1. – с.201.
7 [Электронный
ресурс]. Режим доступа:http://www.rcb.ru/by/
8 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.stock.bcse.by/
9 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/
10 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.capital.by/static_
11 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://coolreferat.com/
12 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/
13 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://kref.ru/
14 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://newsby.org/by/2011/04/
15 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.investor.ru/
16 [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.nbrb.by/bv/narch/
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Результаты торгов государственными ценными бумагами
Сделки «До погашения» Дата 17.06.2011г.
Вид ценной бумаги |
Дней до погашения |
Цена сделок (руб.) |
средневзв. уровень доходности, % | ||
открытие |
закрытие |
средневзв. | |||
ГДО 145 |
68 |
100690 |
100690 |
100690.00 |
10,42 |
ГДО 148 |
68 |
99135 |
99135 |
99135.00 |
19,00 |
ГДО 155 |
13 |
102211 |
102211 |
102211.00 |
10,14 |
Источник : [16 таблица 1].
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Список государственных ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже по состоянию на 17.06.2011г.
Список государственных ценных бумаг,допущенных к обращению на бирже по состоянию на 17.06.2011 год | |||||||
Вид ценной бумаги |
Купон |
Номинал (руб.) |
Дата эмиссии выпуска |
Дата погашения |
Дата выплаты дохода |
Ставка по купону,% |
Средневзв. цена по итогам первичного размещения |
ГДО 105 |
1 |
1000000 |
31.12.2004 |
22.12.2011 |
22.12.2011 |
0 |
1000000 |
ГДО 106 |
1 |
1000000 |
31.12.2004 |
20.12.2012 |
20.12.2012 |
0 |
1000000 |
ГДО 107 |
1 |
1000000 |
31.12.2004 |
23.12.2013 |
23.12.2013 |
0 |
1000000 |
ГДО 108 |
1 |
1000000 |
31.12.2004 |
22.12.2014 |
22.12.2014 |
0 |
1000000 |
ГДО 115 |
73 |
100000 |
31.05.2011 |
19.06.2015 |
30.06.2011 |
1 |
100000 |
ГДО 120 |
24 |
100000 |
31.03.2011 |
01.02.2012 |
30.06.2011 |
6,5 |
100000 |
ГДО 121 |
24 |
100000 |
31.03.2011 |
01.02.2013 |
30.06.2011 |
6,5 |
100000 |
Источник : [16 таблица 2].