Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель работы:
изучение основ рынка труда: спроса на труд, предложения труда и их равновесия, а также стоимости труда – заработной платы, функционирование рынка труда в Республике Беларусь и проведение сравнительного анализа рынков труда других стран.
Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы рынка труда: спрос, предложение, равновесие……….………..…………………………………………………………...6
2 Модели рынка труда………………………………………….………..…12
3 Заработная плата, сущность, формы и системы.…………………..…20
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь….………………………………………………...………………...22
Заключение………………………………………………………………….30
Список используемых источников….…………………………………....33
Приложения………………...………………………………………...……..37
В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки выплаты заработанной оплаты, которые ограничивают мобильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдельных городов (Москвы).
Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие завершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся:
- затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформациями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале XXI в.;
- несовершенство
-. рост скрытой безработицы;
- малоэффективная
конверсия оборонного
- произвольное сокращение
воинского контингента в
- неконтролируемая миграция
населения и рабочей силы
-. недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов регулирования занятости;
- отсутствие информации
о вакансиях за пределами
В экономике России преобладает
сеть государственных учебных
3 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И СИСТЕМЫ
Одной из основных характеристик рынка труда является заработная плата. Это денежное вознаграждение за труд, выплачивается после того как выполнен определенный объем работы. Однако для домашнего хозяйства рабочая сила имеет конкретную ценность еще до выхода на рынок труда, до столкновения спроса и предложения. Заработная плата выступает как превращенная форма стоимости, или цены, рабочей силы.
Выделяется номинальная и реальная заработная плата. Номинальная заработная плата выступает как сумма денег, которую работник получает за свой дневной, недельный и т.д. труд. Ее величина определяется с учетом принятой формы или системы заработной платы. Реальная заработная плата – это масса потребительских благ, которую наемный работник в состоянии приобрести за свою номинальную заработную плату.
В качестве основных форм заработной платы, которые используются на предприятии, следует выделить повременную, сдельную заработную плату и по окладам. [1, с 199].
Повременная – форма заработной платы, при которой заработная плата зависит от количества затраченного времени (фактически отработанного) с учетом квалификации работника и условий труда. При повременной оплате работникам устанавливаются нормированные задания. Для выполнения отдельных функций и объемов работ могут быть установлены нормы обслуживания или нормы численности работников.
Сдельная форма заработной платы, при которой заработок зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда. При сдельной оплате труда расценки определяются исходя из установленных разрядов работы, тарифных ставок (окладов) и норм времени.
К разновидностям (системам) сдельной формы оплаты труда относятся:
- прямая сдельная
– при которой оплата труда
рабочих повышается в прямой
зависимости от количества
- сдельно-премиальная
– предусматривает
- сдельно-прогрессивная – предусматривает оплату выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым (неизменным) расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам согласно установленной шкале, но не свыше двойной сдельной расценки;
- косвенно-сдельная
– применяется при повышении
производительности труда
- аккордная
– система, при которой
Заработная плата по окладам устанавливается работнику согласно должности и штатному расписанию.
Каждая форма зарплаты имеет свои преимущества и недостатки. Так, повременная зарплата, при низкой почасовой зарплате, заставляет работополучателя удлинять рабочий день и подобным способом обеспечивать приемлемый уровень существования.
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год и другие формы материального поощрения. Одним из видов стимулирования работников является надбавка за выслугу лет.
4 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ
Ситуация на рынке труда Беларуси не однозначна. Первые признаки полноценного рынка рабочей силы сформировались в переходный период к экономической системе нового типа. На данный момент рынок Беларуси классифицируют, как ограниченный по объему спроса.
Под воздействием различных
факторов в переходном периоде в
государственном секторе
Снижение уровня жизни
населения оказало
Трудоспособное население принято разделять на экономически активное (занятые и официальная безработица) и неактивное.
Согласно статистическим данным за период 2007 – 2010 гг. безработица на рынке труда составляла 0,81 – 0,99%. Однако в связи с тем, что отсутствуют официальные данные о скрытой безработице, на самом деле ее реальные масштабы в Республике Беларусь значительно выше. В рассматриваемом периоде наблюдается подъем численности экономически активного населения от 4476,6 тыс.чел. в 2007 году до 4621,8 тыс.чел. по состоянию на 01.07.2010г. при том, что с 2008 года происходит незначительное уменьшение общей численности экономически активного населения. Изменение численности экономически активного населения, занятых и уровень официальной безработицы в Республике Беларусь (2007 – 2010гг.) отражено в приложении И. [12, с 62]
Ежегодно в службу занятости по вопросу трудоустройства обращается 320 - 335 тыс.чел. Статус безработного получает примерно каждый второй официальный безработный. Из них трудоустраивается больше половины работников (в 2007 – 64,9%, в 2008 – 65,2%, в 2009 – 61,1%, за 6 месяцев 2010 года трудоустроилось 65,3%). Численность безработных на одну заявленную вакансию в исследуемом
периоде варьировалось с 0,7 до 1,2 человека. Динамика отражена в приложении К.
Скрытая безработица в Беларуси является результатом соответствующей политики сохранения сложившихся трудовых коллективов, недопущения массовых увольнений и перехода безработицы в открытую форму. В результате образовывалось большое количество неэффективных рабочих мест, снижалась средняя заработная плата, подавлялось стимулирование высокопроизводительного труда и т.д. Администрация предприятий не была заинтересована в оптимизации занятости, проводилась пассивная политика стимулирования добровольных увольнений работников. Подавляющая часть предприятий потерю рабочей силы восполняла за счет нового набора, а не повышения эффективности труда занятых работников (переобучение, повышение квалификации, и производительности труда).
В настоящее время
в целях предоставления гражданам,
зарегистрированным в установленном
законодательством порядке
В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2008 №1640 «О государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 - 2010 годы» разработан план мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы, предусматривающей содействие в трудоустройстве незанятого населения; обеспечение занятости населения в сельской местности; в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы; антикризисные меры по обеспечению занятости работников организаций, работающих в режиме неполной занятости. [34, с 15]
Также в целях содействия в трудоустройстве незанятого населения планом мероприятий на 2010 год республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по созданию 175,3 тыс. рабочих мест, в том числе в малых городах - 25,5 тыс., в сельской местности - 17,5 тыс., с использованием бюджетных ссуд - 2,6 тыс. рабочих мест. С учетом имеющихся вакансий общее количество рабочих мест достигнет примерно 210 тысяч, что позволит обеспечить прирост числа занятых в экономике в параметрах, определенных на 2010 год.
На изменение структуры экономики, размещение производительных сил страны, трудовой и социальной мобильностью населения оказывает влияние такой процесс, как перемещение людей через границу страны – миграция населения.
Согласно данным Национального статистического комитета, число лиц, прибывших в 2009 году в республику на постоянное проживание, составило 19 892 человека (в 2008 году – 17 413), число выбывших из республики на постоянное жительство – 7 643 (в 2008 году – 9 268), миграционный прирост составил 12 249 (в 2008 году – 8 145).
При этом основной миграционный приток иммигрантов наблюдается из стран СНГ (15 582 человека), в том числе: России – 9 601 человек, Украины – 2 978 человек, Казахстана – 855 и Туркменистана – 662, на долю которых приходится около 90 % общего числа прибывающих в Беларусь. Численность иммигрантов из других государств составляет 4 310 человек.
За январь – февраль 2010 года в республику прибыло 2 798 человек и выбыло 1 061, миграционный прирост составил 1 737 человек. [23]
В целях стабилизации демографической ситуации в Республике Беларусь реализуется Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года.
В республике установлен лицензионный порядок осуществления деятельности по привлечению иностранной рабочей силы и трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей. Данный вид деятельности осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдавать которые уполномочено Министерство внутренних дел Республики Беларусь.
Регулирование стоимости
рабочей силы во всех секторах экономики
осуществляет государство посредством
издания нормативных
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ