Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 21:13, курсовая работа
Цель работы:
изучение основ рынка труда: спроса на труд, предложения труда и их равновесия, а также стоимости труда – заработной платы, функционирование рынка труда в Республике Беларусь и проведение сравнительного анализа рынков труда других стран.
Введение………………………………………………………………………4
1 Теоретические основы рынка труда: спрос, предложение, равновесие……….………..…………………………………………………………...6
2 Модели рынка труда………………………………………….………..…12
3 Заработная плата, сущность, формы и системы.…………………..…20
4 Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь….………………………………………………...………………...22
Заключение………………………………………………………………….30
Список используемых источников….…………………………………....33
Приложения………………...………………………………………...……..37
В целях дальнейшего повышения заработной платы в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.09.2010 № 1382 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» с 1 ноября 2010 года увеличена тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций с 90000 до 118000 руб.
Для регулирования трудовых отношений в Беларуси используется понятие минимальной заработной платы. Это законодательно закрепленная гарантия и основа системы оплаты труда. Данный норматив приобретает экономический и социальный смысл лишь тогда, когда он совпадает с минимальным прожиточным минимумом. Размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Совет Министров Республики
Беларусь с участием республиканских
объединений нанимателей и
Согласно данным отдела комплексных проблем развития социально-трудовой сферы Министерства труда и соцзащиты, новый бюджет прожиточного минимума повысился на 3,1% к бюджету прожиточного минимума, который действовал с 1 августа по 31 октября. (В соответствии с постановлением Совета Министров от 29.07.2010 №1134 бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с ноября 2010 года составил 274510руб. Для трудоспособного населения – 293880руб., для пенсионеров – 245310руб., для детей-студентов – 294670руб., для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 336860руб., для детей в возрасте до 3 лет – 245860руб.). [28, 16]. Изменение размера бюджета прожиточного минимума отражена в приложении Л ).
Минимальная заработная плата в этом же периоде составляла с 01.01.2009 –258600руб. (Постановление Совета Министров РБ от26.12.2009 №1700). [26, с 37]. С 01.11.2010 – 400000руб. (Указ Президента РБ от 27.09.2010 №490). [41, с 2] Рост минимальной заработной платы в 2008 – 2010 году отражен в приложении М.
В переходный период была сформирована система социального партнерства. Основным правовым инструментом социального партнерства выступают коллективные договоры и соглашения. Такие соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение), и местном уровне (местное соглашении). В настоящее время действует Генеральное соглашение между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами на 2009 – 2010 годы. Основными положениями данного документа является: развитие экономики, укрепление экономического и финансового положения отраслей экономики; повышение реальных доходов населения, снижение дифференциации денежных доходов различных социальных групп населения, уменьшение доли населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума, повышение уровня жизни населения, оздоровление демографической ситуации, поддержку малообеспеченных групп населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ. создание новых рабочих мест.
На объем спроса и
предложения труда активно
Защитная функция профсоюзов
сегодня определяется следующими направлениями
их работы: нормотворческая деятельность;
совершенствование системы
В течение 2008 года Федерация профсоюзов представила свои предложения по проектам государственных и национальных программ. В их числе проекты: Соглашения о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей (в рамках ЕврАзЭс), Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 гг. [33], Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на 2011–2025 гг., Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2008–2010 гг. [32].
Создан и эффективно работает Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, где представители Правительства, нанимателей и профсоюзов договариваются по всем возникающим проблемам и вопросам.
Коллективно-договорным регулированием трудовых отношений охвачено 96% работников предприятий, учреждений, организаций. Гарантии и льготы через коллективные договоры распространяются более чем на 3,7 миллиона работников, пенсионеров, студентов и учащихся.
Федерация профсоюзов Беларуси осуществляет постоянный мониторинг применения контрактной формы найма и следит за обеспечением законности и справедливости в вопросах заключения контрактов и исполнения их условий. О результатах такого мониторинга информируется Совет Министров Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при заключении контракта. Реальный уровень трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и он нуждается в стимулировании для обеспечения необходимого уровня усилий.
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания отдельно взятых фирм в условиях рыночной экономики.
В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активной позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики. На предложение труда могут действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции (при прочих равных условиях предложение труда растет); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения (при прочих равных условиях предложение труда сокращается); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.
Формирование рынка труда, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: дальнейший рост производства; недопущение увеличения безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Рынок труда, где реализуется лишь один производственный ресурс, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия. Основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы. С помощью заработной платы регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. Если на рынке труда существует равновесие, то безработица невозможна.
Что же касается уровня заработной платы, то для регулирования трудовых отношений в Беларуси необходимо максимально уменьшать разницу между бюджетом прожиточного минимума и минимальной заработной платой.
Увеличение спроса на труд может быть достигнуто путем государственного воздействия на занятость и привлечения вкладов и сбережений населения в реальный сектор экономики через финансово-кредитный механизм.
На динамику спроса на труд в наибольшей степени оказывает влияние инвестиционный климат. Он является мощным катализатором роста спроса на труд при соответствующих условиях: платежеспособный спрос государства и активизация внутренней инвестиционной деятельности обеспечивает его расширение.
На динамику предложения рабочей силы в наибольшей степени влияет в плане расширения совокупного предложения на открытом рынке труда социально-демографическая ситуация (рост численности населения в трудоспособном возрасте) и снижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий. Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.
Таким образом, для улучшения ситуации на рынке труда необходимо обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая зависит от экономической сферы, от стимулирования инвестиционного процесса и создания новых рабочих мест, способных поглотить свободную рабочую силу.
Единого для всей экономики рынка труда не существует. Он делится по профессиям, отраслям, территориям. Работники разных профессий и квалификаций получают разную заработную плату. Зависит она и от места работы (опасные, малопривлекательные виды труда). На предложение труда влияет наличие пособий по безработице, установление минимальных ставок заработной платы и др.
Информация о работе Рынок труда и особенности его функционирования в РБ