Рынок труда и особенности его развития в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:46, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности, механизм его функционирования, оценить проблемы и пути их решения. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, сущности и функций, его структуры и особенностей, а во второй главе показать особенности функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие рынка труда и его структура.
1. 1.Основные характеристики рынка труда
1.2. Особенности рынка труда
1.3. Механизм функционирования рынка труда
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда.
2. 1.Современное состояние рынка труда в России
2.2.Проблемы рынка труда. Пути решения
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    Величина  заработной  платы  служит  важным  показателем  уровня  жизни населения, однако только по количественной величине  еще  нельзя  судить  об экономическом и социальном благополучии народа. Поэтому  для  характеристики уровня жизни, сопоставления по этому показателю разных государств,  а  также разных категорий населения внутри страны используются  такие  характеристики оплаты труда, как номинальная и реальная заработная плата.  Номинальная заработная  плата представляет  собою ту  сумму денег, которая начисляется и выплачивается работнику за  его  труд  на  предприятии или в учреждении. Она и  подразделяется  на  повременную  и  сдельную  формы оплаты.

    Реальная  заработная плата  —  это  совокупность  материальных  благ  и  услуг, которые может купить работник на свою номинальную  заработную  плату. Ее величина зависит от размера номинальной заработной платы и уровня цен  на товары и услуги.      

    Цены  на факторы производства определяются  на  основе закона спроса и  предложения.  Классическая  теория  занятости  предполагает построение функции совокупного спроса  на  труд  и  совокупного  предложения труда  в  условиях  совершенной  конкуренции.  Субъектами  спроса  на  рынке выступают  предприниматели  и  государство,  а  субъектами   предложения   – работники с их навыками и умениями.  Спрос  на  труд  находится  в  обратной зависимости от величины заработной платы. При росте заработной  платы  спрос на труд со стороны предпринимателя сокращается, а  при  снижении  заработной платы спрос на труд  возрастает.

    Продажа труда  может  иметь  место  лишь  при  условии,  если  работник юридически свободен  и  может  по  своему  усмотрению  распоряжаться своими способностями к труду.

    Появление на рынке продавца не гарантирует  продажи его товара –  для  этого  нужен покупатель. Таким  покупателем  становится предприниматель,  располагающий  всем   необходимым   для   ведения   своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь  в  виду  одно  важное обстоятельство:  предприниматель,  покупая  рабочую  силу,  вместе  с   этим предлагает  работнику  трудиться  на  определенном  рабочем  месте.  В  свою очередь и работник, продавая свой труд,  предъявляет спрос на  определенное рабочее место.

    После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения  же  купли-продажи  труда непрерывны с момента найма работников до их  увольнения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.2. Особенности рынка труда

    Исходя  из данного выше определения  рынка  труда,  установим  составные части или элементы рынка труда. Ими будут:

      1. Стороны рыночных  отношений или субъекты  рынка:  работодатели  или их представители и ищущие работу люди.

    2. Правовые акты, регламентирующие  отношения субъектов рынка труда.

    3. Конъюнктура рынка – соотношение  спроса и предложения труда,  определяющая ставки заработной платы на конкретные  виды  труда  и  уровень  занятости населения.

    4. Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).

    5.  Инфраструктура  рынка  труда:  службы   профориентации,   подготовки   и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.

    6. Система социальных выплат и  гарантий для высвобождаемых из  производства, переводимых на новое место работы, безработных.

    7.  Альтернативные  временные  формы   обеспечения  занятости:   общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

    Наличие и взаимодействие всех  элементов  рынка  труда необходимо  для нормального его функционирования, под которым  понимается  положение,  когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:

    1. Организация встречи продавцов  и покупателей труда.

    2.  Обеспечение  конкурентной  среды  внутри  каждой  из  сторон   рыночного взаимодействия.

    3. Установление равновесных ставок  заработной платы.

    4. Помощь в решении вопросов  занятости населения.

    5. Осуществление социальной поддержки  безработных.

        Как уже отмечалось,  на рынке  труда продают труд. Работник  оказывается производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На  рынке труда существует несколько групп трудоспособных людей:

    1. Те, кто не имеет работы, но  хочет работать и  ищет  работу  (здесь  могут быть  безработные,  имеющие   соответствующий   статус;   лица,   впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе).

    2. Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею  и   подыскивает  другое место основной или дополнительной работы.

    3. Занятые, но явно рискующие   потерять  работу   и  поэтому   ищущие  другое место работы.

    Указанные категории людей определяют предложение  труда на рынке труда. Основой трудового потенциала страны является ее  экономически  активное население, состоящее из занятых и безработных.

    Рынок  труда  опосредует  отнюдь  не  все  процессы   распределения и перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая  сила, которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила.  Часть  ее  находит рабочие места, становится занятым населением и покидает  рынок,  перемещаясь в сферу производства (сферу труда).  Другая  часть  продавцов  рабочей  силы остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.

        Реформирование экономики на рыночных началах способствовало  тому,  что работа  по  найму  оказалась  основной   формой   занятости.   Через   рынок трудоустраиваются 86,9% рабочей силы. Не по найму  работают  13,1%  занятых, являющихся   индивидуальными   и    совместными    собственниками    средств производства. Наиболее многочисленная группа из них – члены  кооперативов  и других коллективных предприятий и организаций (около 7 млн. человек). Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики, отраслевой структуры хозяйства, уровня развития технического базиса, благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного), развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг;

    В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

  1. Трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
  2. Трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;
  3. Равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

    Рынок  труда  –  явление  многообразное,  имеющие  различные   аспекты. Различают модели или типы рынков труда, его виды и разновидности,  а также сегменты. Важно понять, что под  этим  подразумевается.  Имеются  общие  для любых рыночных условий характеристики рынков труда, но  каждый  региональный или национальный рынок труда имеет и свои особенности.

    Среди типов выделяют  внешний,  или  профессиональный,  рынок  труда  и внутренний  –  внутрифирменный  рынок.   Среди   разновидностей   выделяются открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков  подразделяются  на  части, называемые сегментами.

    Внешний – профессиональный рынок труда  характеризует  отношения  между продавцами и покупателями труда в  масштабе  страны,  региона,  отрасли.  Он предполагает первичное распределение работников по сферам  приложения  труда и  их  движение  между  предприятиями. Для  этого   необходимо,   чтобы   у предлагающих  услуги  труда  было  наличие  профессий  и  специальностей,  в которых нуждаются многие предприятия. Внешний  рынок  труда  в  значительной степени  реализуется  через   текучесть   кадров,   то   есть   предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.

    Внутренний  рынок труда образуется в связи  с перемещением  работников  с одной должности на другую   пределах  одного  предприятия.  Это  перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее  место  и  по вертикали – переходом с повышением  в  должности  или  ростом  квалификации.

    Внутренний  рынок ориентирован на работников, специализированных  для  работы в условиях конкретного предприятия с учетом его  особенностей.  Предприятие, если  нет  против  этого  каких-то  конкретных  причин,   заинтересовано   в сохранении людей,  знающих  специфику  его  производства.  Поэтому  развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.

    Открытый  рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

    Скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

    Рынок труда  представляет  собой  сложную  систему  отношений,  которая подразделяется на части –  подсистемы  в  виде  конкретных целевых  рынков, называемых сегментами.

    Сегментация рынка  труда  –  это  процесс  разделения  работодателей  и продавцов труда на группы по объединяющим их признакам.  Сегментарный  рынок труда – это рынок с четко обозначенными частями  –  сегментами,  на  которых сосредотачиваются   определенные   категории   конкурирующих   между   собой работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках  женского  труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.

    Сегментирование рынка труда имеет большое  значение для: анализа  рынка, изучения  его  структуры  и  емкости, выявления контингента,   образующего предложение труда и спрос  на  него, определения перспектив  рынка труда.

    Подобное  изучение составляет содержание маркетинга рынка труда.

    Сегментирование производится по разным категориям и  в  зависимости  от различных   признаков.   Ими   могут   быть:    географическое    положение, демографические    характеристики,    социально-экономические    показатели, психографические показатели, поведенческие характеристики.

    Особое  значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе:  молодежь,  вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работники, инвалиды 3-й группы, женщины  с детьми, то есть все те,  кто  особо  нуждается  в  социальной  поддержке  со стороны государства.

    Таким образом,  рынок  труда,  подчиняясь  в  целом  законам  спроса  и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет  собой специфический рынок, имеющий ряд существенных  отличий  от  других  товарных рынков.  Здесь  регуляторами   являются  факторы   не   только   макро -   и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические,  отнюдь  не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.3. Механизм функционирования рынка труда

    Важнейшим   компонентом   рынка    труда    является    механизм    его функционирования.

    Механизм  рынка труда представляет собой  взаимодействие  и  согласование разнообразных  интересов  работодателей   и   трудоспособностью   населения, желающего  работать  по  найму  на  основе  информации,  полученной  в виде изменений  цены  труда  (функционирующей  рабочей  силы).  Он   имеет   свою структуру. Она включает  следующие  элементы:  спрос  на  труд,  предложение труда, цена труда, конкуренция.

    На  рынке труда  под  спросом  понимают  потребность  в  работниках  для производства товаров и услуг в соответствии со спросом  в  экономике.  Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной  платы.  «При росте  заработной  платы  спрос   на   труд   со   стороны   предпринимателя сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд  возрастает.  Эту зависимость отражает кривая спроса на труд»(рис1.1). 3 Спрос на труд определяется размерами заработной платы,  характером  профессии,  уровнем квалификации, опытом  работы  по  специальности,  характеристиками  рабочего места,    в    особенности    условиями    труда,  его интенсивностью.

Информация о работе Рынок труда и особенности его развития в современной российской экономике