Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:46, курсовая работа
Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности, механизм его функционирования, оценить проблемы и пути их решения. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, сущности и функций, его структуры и особенностей, а во второй главе показать особенности функционирования рынка труда и специфику его в современной России.
Введение.
Глава 1. Понятие рынка труда и его структура.
1. 1.Основные характеристики рынка труда
1.2. Особенности рынка труда
1.3. Механизм функционирования рынка труда
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда.
2. 1.Современное состояние рынка труда в России
2.2.Проблемы рынка труда. Пути решения
Список использованной литературы.
С 2005 г. по 2007 г. численность безработных сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.
Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.
Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.
Что касается сокращения общего уровня безработицы, то этот процесс происходил на фоне экономического роста и, как следствие, роста занятости. Подобные тенденции были связаны скорее с общеэкономической ситуацией и ростом ВВП, нежели с деятельностью государственных органов, курирующих проблему безработицы. Ни одна из реорганизаций соответствующих служб и министерств не сопровождалась усилением внимания к проблемам занятости населения. Более того, проводившаяся оценка состояния рынка труда концентрировалась на анализе зарегистрированной безработицы, а потребности рынка труда оценивались по тем вакансиям, которые были поданы работодателями. В таких условиях наиболее значительный сегмент рынка труда развивался вне воздействия государственных органов управления.
Согласно последним изменениям, за Федеральной службой по труду и занятости остаются только функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль за соблюдением трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости передаются с федерального на региональный уровень. Активная политика занятости также исключается из ведения федеральных органов власти. Финансирование переданных полномочий предусматривается в виде субвенций из федерального бюджета и определяется исходя из численности населения. При этом деятельность службы занятости организуется исключительно руководством региона.
Последние преобразования службы занятости, вступившие в силу с января 2007 г., внушают как осторожный оптимизм, так и некоторое опасение. С одной стороны, у региональных властей появилась реальная возможность сосредоточить в своих руках практически весь набор инструментов социальной политики, включая потенциал организационных и кадровых ресурсов службы занятости, а также гармонизировать региональную систему социальной помощи населению и борьбу с безработицей. С другой - в дотационных регионах, постоянно сталкивающихся с проблемой недофинансирования, эффективность функционирования службы занятости может снизиться.
Кроме
того, надо учитывать и обострение
в ряде регионов проблем, связанных
с дефицитом трудовых ресурсов. Отсюда
интерес к дополнительным мерам по привлечению
рабочей силы из соседних регионов и стран,
где имеется ее избыток.
2.2.Проблемы рынка труда. Пути решения
Снижение
уровня безработицы.
Здесь цифры говорят сами за себя: в трудоспособном
возрасте в России находится 93,3 млн. человек,
экономически активное население составляет
74,5 млн., занятых в экономическом производстве
69,1 млн., безработных по методике Международной
организации труда насчитывается 5,1 млн.,
тогда как официально зарегистрированных
безработных всего лишь 1,7 млн. человек.
При этом за 2003-2006 годы число занятых увеличилось
на 3 млн. человек, а безработица, которая
еще в 1999 году составляла 10,4 млн., в 2003 году
сократилась до 6,2, а за 2006 год — и вовсе
до 5,1 млн. человек.
Сегодня официально признано, что система
социальной поддержки оказалась дестимулирующей
и уравнительной (отметим, в настоящее
время пособие по безработице варьируется
от 720 до 2880 рублей в месяц). Поэтому министр
здравоохранения и социального развития
М. Зурабов планирует осуществить модернизацию
всей системы социального страхования,
что, скорее всего, будет означать снижение
государственных затрат на поддержку
безработных.
Деформация
структуры занятости.
За последние годы сократилось число занятых
в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности,
и четко обозначилась тенденция роста
числа вакансий на рынке строительства
и недвижимости, в информационно-банковском
секторе, на фармацевтическом рынке. Более
всего востребованы специалисты в области
продаж и административные сотрудники,
специалисты по персоналу и коммуникациям.
Оборотная сторона медали такова: налицо
нехватка квалифицированных рабочих кадров
в промышленности. Еще до распада Советского
Союза ПТУ и техникумы стали восприниматься
как удел неспособной молодежи. Вдобавок,
нет смысла отрицать, что и уровень преподавания
в данной категории учебных заведений
снизился за время «перестройки». Ныне
же средний возраст тех, кто готов работать
в качестве технического специалиста,
— предпенсионный, и в ближайшее время
не стоит ждать чудес. Ведь в настоящее
время в России от 30 до 50% предприятий испытывают
острую нехватку кадров. Наибольший дефицит
кадров ощущается в таких сегментах как
добыча полезных ископаемых, лесная и
целлюлозно-бумажная промышленность.
Миграция.
Число легализованных мигрантов за последнее
время значительно выросло и на сегодняшний
день составляет 1,1 млн. человек. Однако,
по различным оценкам, общая численность
трудовой миграции в Россию доходит до
10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов
в сфере миграционной политики, актуален
следующий: необходимо удержать квалифицированные
кадры в России. Конкуренция на рынках
труда обостряется, и над нашей страной
нависла угроза возникновения дефицита
трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС
приняли специальные программы, нацеленные
на привлечение в страну высококвалифицированных
специалистов из РФ.
Трудоустройство
молодежи.
Для улучшения положения молодежи на рынке
труда предусматриваются разнообразные
мероприятия:
В контексте перечисленных
С точки зрения развития рынка труда
особое значение имеют три сегмента этой
политики:
Сегодня
необходимо развернуть государственную
систему подготовки и переподготовки
кадров по приоритетным направлениям
технического прогресса с учётом потребностей
экономики.
Заключение
В данной работе сделана попытка, дать анализ как теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда.
Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.
В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.
В работе было рассмотрено современное состояние российского рынка труда. Его уровень развитости значительно отличается от современных требований. Поэтому в ближайшем будущем нужно стремиться к усовершенствованию рынка труда в России.
В
нашей же экономике с присущим
ей крупным государственным
В
нашей же экономике с присущим ей крупным
государственным сектором и активным
вмешательством в рыночные процессы говорить
о построении эффективной социальной
экономики рано. Этому способствует и
несовершенство правовой базы, и налогового
законодательства, и коррупция в руководящем
составе. Словом, чтобы начать эффективно
решать проблемы на рынке труда, нужно
сначала реформировать все сферы экономической,
политической и социальной жизни общества.
Список
использованной литературы.
Информация о работе Рынок труда и особенности его развития в современной российской экономике