Рынок труда и особенности его развития в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 21:46, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – показать структуру рынка труда, его особенности, механизм его функционирования, оценить проблемы и пути их решения. Структура работы позволяет разобрать в первой главе теоретические вопросы, касающиеся понятия рынка труда, сущности и функций, его структуры и особенностей, а во второй главе показать особенности функционирования рынка труда и специфику его в современной России.

Содержание

Введение.
Глава 1. Понятие рынка труда и его структура.
1. 1.Основные характеристики рынка труда
1.2. Особенности рынка труда
1.3. Механизм функционирования рынка труда
Глава 2. Особенности функционирования рынка труда.
2. 1.Современное состояние рынка труда в России
2.2.Проблемы рынка труда. Пути решения
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

    С 2005 г. по 2007 г. численность безработных  сократилась с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить тремя основными причинами.

    Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости.

    Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов.

    Что касается сокращения общего уровня безработицы, то этот процесс происходил на фоне экономического роста и, как следствие, роста занятости. Подобные тенденции были связаны скорее с общеэкономической ситуацией и ростом ВВП, нежели с деятельностью государственных органов, курирующих проблему безработицы. Ни одна из реорганизаций соответствующих служб и министерств не сопровождалась усилением внимания к проблемам занятости населения. Более того, проводившаяся оценка состояния рынка труда концентрировалась на анализе зарегистрированной безработицы, а потребности рынка труда оценивались по тем вакансиям, которые были поданы работодателями. В таких условиях наиболее значительный сегмент рынка труда развивался вне воздействия государственных органов управления.

    Согласно  последним изменениям, за Федеральной  службой по труду и занятости остаются только функции нормативно-правового регулирования в сфере труда и контроль за соблюдением трудового законодательства, а полномочия и финансирование службы занятости передаются с федерального на региональный уровень. Активная политика занятости также исключается из ведения федеральных органов власти. Финансирование переданных полномочий предусматривается в виде субвенций из федерального бюджета и определяется исходя из численности населения. При этом деятельность службы занятости организуется исключительно руководством региона.

    Последние преобразования службы занятости, вступившие в силу с января 2007 г., внушают  как осторожный оптимизм, так и  некоторое опасение. С одной стороны, у региональных властей появилась  реальная возможность сосредоточить в своих руках практически весь набор инструментов социальной политики, включая потенциал организационных и кадровых ресурсов службы занятости, а также гармонизировать региональную систему социальной помощи населению и борьбу с безработицей. С другой - в дотационных регионах, постоянно сталкивающихся с проблемой недофинансирования, эффективность функционирования службы занятости может снизиться.

    Кроме того, надо учитывать и обострение в ряде регионов проблем, связанных  с дефицитом трудовых ресурсов. Отсюда интерес к дополнительным мерам по привлечению рабочей силы из соседних регионов и стран, где имеется ее избыток.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.2.Проблемы рынка труда. Пути решения

  • Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).  
       Основные проблемные места современного рынка труда в России могут быть очерчены следующим образом:

      Снижение  уровня безработицы.  
       
      Здесь цифры говорят сами за себя: в трудоспособном возрасте в России находится 93,3 млн. человек, экономически активное население составляет 74,5 млн., занятых в экономическом производстве 69,1 млн., безработных по методике Международной организации труда насчитывается 5,1 млн., тогда как официально зарегистрированных безработных всего лишь 1,7 млн. человек. При этом за 2003-2006 годы число занятых увеличилось на 3 млн. человек, а безработица, которая еще в 1999 году составляла 10,4 млн., в 2003 году сократилась до 6,2, а за 2006 год — и вовсе до 5,1 млн. человек.  
       
      Сегодня официально признано, что система социальной поддержки оказалась дестимулирующей и уравнительной (отметим, в настоящее время пособие по безработице варьируется от 720 до 2880 рублей в месяц). Поэтому министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов планирует осуществить модернизацию всей системы социального страхования, что, скорее всего, будет означать снижение государственных затрат на поддержку безработных. 
       
       

      Деформация  структуры занятости.  
       
      За последние годы сократилось число занятых в сельском хозяйстве, ЖКХ и промышленности, и четко обозначилась тенденция роста числа вакансий на рынке строительства и недвижимости, в информационно-банковском секторе, на фармацевтическом рынке. Более всего востребованы специалисты в области продаж и административные сотрудники, специалисты по персоналу и коммуникациям.  
       
      Оборотная сторона медали такова: налицо нехватка квалифицированных рабочих кадров в промышленности. Еще до распада Советского Союза ПТУ и техникумы стали восприниматься как удел неспособной молодежи. Вдобавок, нет смысла отрицать, что и уровень преподавания в данной категории учебных заведений снизился за время «перестройки». Ныне же средний возраст тех, кто готов работать в качестве технического специалиста, — предпенсионный, и в ближайшее время не стоит ждать чудес. Ведь в настоящее время в России от 30 до 50% предприятий испытывают острую нехватку кадров. Наибольший дефицит кадров ощущается в таких сегментах как добыча полезных ископаемых, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. 
       
       

      Миграция.  
       
      Число легализованных мигрантов за последнее время значительно выросло и на сегодняшний день составляет 1,1 млн. человек. Однако, по различным оценкам, общая численность трудовой миграции в Россию доходит до 10 млн. человек. Помимо уже описанных вопросов в сфере миграционной политики, актуален следующий: необходимо удержать квалифицированные кадры в России. Конкуренция на рынках труда обостряется, и над нашей страной нависла угроза возникновения дефицита трудовых ресурсов. Некоторые страны ЕС приняли специальные программы, нацеленные на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов из РФ. 
       
       

      Трудоустройство молодежи.  
       
      Для улучшения положения молодежи на рынке труда предусматриваются разнообразные мероприятия:

      • компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных «ученических» рабочих мест;
      • открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству;
      • социальная и психологическая адаптация выпускников учебных заведений;
      • широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности);
      • организация временной занятости молодых людей;
      • реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости;
      • создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела;
      • совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

 
В контексте перечисленных проблем  можно выделить следующие стратегии  их решения:

  • во-первых, необходимо наладить систему комплексного информирования населения о существующих возможностях решения проблемы занятости;
  • во-вторых, следует проводить целенаправленную информационную работу по нейтрализации негативных стереотипов в отношении сферы образования и трудоустройства;
  • в-третьих, необходимо провести переподготовку специалистов служб занятости и других профильных подразделений, непосредственно работающих с населением, направленную на развитие навыков эффективной коммуникации;
  • в-четвертых, способствовать повышению активности общественных организаций в области решения проблемы занятости (им доверяет достаточно большое количество населения — 10%);
  • в-пятых, повысить контроль над качественным составом миграционных потоков, фильтрация которых будет способствовать изменению отношения россиян к трудовым мигрантам в лучшую сторону.

     
 
      С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:
 

    
  1. Формирование  динамичного рынка труда за счёт реструктуризации предприятий и создание рабочих мест на новых предприятиях;
  2. Регулирование рынка труда (правила найма  и увольнение работников, и характер трудовых договоров; учёт фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования).
  3. Система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральными правительствами).
 

    Сегодня необходимо  развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса  с учётом потребностей экономики. 
 

Заключение

    В данной работе сделана попытка, дать анализ как теоретического, так и  практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда.

    Из-за чрезмерной обширности  данной темы невозможно  подробно  рассмотреть  в  одной  работе  все  стороны  этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного,  можно  сделать  некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

    Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что  рынок  труда это  не  только  отношения  между  наемными   работниками   как   субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие  по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда  испытывает  колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

    Рынок труда является фундаментом рыночной экономики.  Он  диктует  свои непреложные  законы.  Эти  законы  достаточно  просты.   Они   гласят,   что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума,  что  работающие по найму должны иметь нормальную  продолжительность  рабочего  времени,  что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен  получить  трудовую  и материальную  помощь.  Законы  рынка  труда  действуют  на  уровне  здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в  жизни  того,  на  что  он действительно способен, не полагаясь особо на государство.

    В общественном  сознании  безработица   воспринимается   как   беда,   ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее,  безработица - не оборотная сторона свободы труда,  и ее  определяют  более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

    В работе  было  рассмотрено  современное  состояние  российского  рынка труда.  Его  уровень  развитости  значительно  отличается   от   современных требований.   Поэтому   в   ближайшем    будущем    нужно    стремиться    к усовершенствованию рынка труда в России.

    В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной  социальной экономики рано. Этому  способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

    В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

  1. Вишневская  Н. «Мировая экономика и международные  отношения»-2006-№10-с.34-43.
 
  1. Голубь  О.Ю. « Рынок труда: теоретические  аспекты исследования»-Саратов: Издат.центр  СГСЭУ, 2000.-146с.
 
  1. Денисова  И.А., Савватеев А.В. Эффективность  активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2006.
  2. Капелюшников Р.И. «Российский рынок труда»-М.: ГУВШЭ,2005.-309с.
  3. ЛибановаЕ.М. Рынок труда. – М: Центр учебной литературы, 2006.-224с
  4. Лунева Н.К. «Рынок труда» -М.: Альфа-Пресс, 2007.-900с.

Информация о работе Рынок труда и особенности его развития в современной российской экономике