Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности современного рынка труда и обоснование направлений совершенствования механизма регулирования занятости населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
• рассмотреть сущность и структуру рынка труда; политику занятости и регулирования рынка труда;
• исследовать развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области;
• исследовать теоретические аспекты и реальные практические проблемы современной российской безработицы;
• исследовать на основе теоретического и эмпирического материала проблемы занятости;
•рассмотреть теоретико-методологические проблемы регулирования рынка труда.
Введение с.3
Глава 1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы.
Сущность и структура рынка труда. с. 6
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда. с. 9
Политика занятости и регулирования рынка труда. с. 12
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда и занятости населения в Российской экономике.
2.1. Развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области. с. 17
2.2 Развитие рынка труда в России. с. 21
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка труда и занятости населения в экономике России.
Перспективы развития рынка труда в России. с. 25
Проблемы рынка труда и занятости в России. Пути их
решения. с. 27 Заключение с. 33
Список литературы с. 35
В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным. Кейнсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов (М. Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости таковы:
- длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп инфляции может быть любым;
- условия функционирования рынка труда задают естественный уровень безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%;
- в долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы;
- в краткосрочном периоде государство может добиться безработицы ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции;
- государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция - одновременный рост инфляции и безработицы2.
В современной рыночной экономике меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке. В условиях рынка труда речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.
Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы.
Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях.
Во всех этих формах трудовые отношения складываются по - разному, в зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах3.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий4.
В программе содействия занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
К ключевым интегрированным
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово
- кредитной, структурной,
2.Согласование социальной,
демографической, миграционной
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро- уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.
На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:
* жилищного, транспортного
и производственного
* государственных (в том
числе муниципальных и других)
закупок продукции для нужд
транспорта, связи, экологических,
социальных и т. д.; * предоставление
предприятиям кредитов и
На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.
Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости8.
Глава 2.Анализ современного состояния рынка труда и занятости
населения в Российской экономике.
Управление по труду и занятости населения Белгородской области регулирует сложнейшие процессы интеграции спроса и предложения рабочей силы. Управление реализует на территории области государственную политику в сфере: труда и содействия занятости населения социально-трудовых отношений уровня жизни, доходов населения оплаты труда работников областных бюджетных учреждений управления охраной труда.
Рассмотрим ситуацию
на рынке труда в Белгородской
области и деятельность
В январе-сентябре 2009 года из-за сложных экономических условий более 300 предприятий вынуждены были частично или полностью свернуть свою деятельность.
По сведениям ГУ «Центр
занятости населения» городов и
районов области за девять месяцев
с начала 2009 года с предприятий
и организаций области
Число граждан, обратившихся в службу занятости за девять месяцев 2009 года, в 1,5 раза превышает прошлогодний уровень – 108,8 тыс. человек против 70,0 тыс. человек.
Потребность в кадрах, заявленная работодателями в службу занятости, в отчетном периоде была на 9,1 тыс. единиц больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (70,3 тыс. единиц против 61,2 тыс. единиц). Однако доля вакансий по рабочим профессиям в отчетном периоде составила 87,6 процента, против 84,0 процентов в