Рынок труда и занятость населения в Российской экономике. Проблемы регулирования занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование сущности современного рынка труда и обоснование направлений совершенствования механизма регулирования занятости населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
• рассмотреть сущность и структуру рынка труда; политику занятости и регулирования рынка труда;
• исследовать развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области;
• исследовать теоретические аспекты и реальные практические проблемы современной российской безработицы;
• исследовать на основе теоретического и эмпирического материала проблемы занятости;
•рассмотреть теоретико-методологические проблемы регулирования рынка труда.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы.
Сущность и структура рынка труда. с. 6
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда. с. 9
Политика занятости и регулирования рынка труда. с. 12
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда и занятости населения в Российской экономике.
2.1. Развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области. с. 17
2.2 Развитие рынка труда в России. с. 21
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка труда и занятости населения в экономике России.
Перспективы развития рынка труда в России. с. 25
Проблемы рынка труда и занятости в России. Пути их
решения. с. 27 Заключение с. 33
Список литературы с. 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая+работа.docx

— 72.01 Кб (Скачать документ)
    • рыночная экономика не является саморегулирующей системой. При достигнутом равновесии совокупного спроса и предложения возможен значительный уровень безработицы и инфляции;
    • в краткосрочном периоде цены и ставки заработной платы являются не эластичными, они не могут служить регуляторами экономики и восстановить полную занятость. Их жёсткость объясняется несовершенной конкуренцией на рынках; наличие монополий, препятствующих снижению цен; существованием на рынке труда объединений - профсоюзов, препятствующих снижению рыночных ставок заработной платы;
    • в рыночной экономике желательно достижение полной занятости, что не тождественно 100%-ному вовлечению в производство всех трудоспособных. Полная занятость - это максимально достижимая на практике занятость, соответствующая примерно 96-97% всего трудоспособного населения. Полной занятости сопутствует безработица (3-4%), так называемый естественный уровень безработицы, поскольку некоторые её формы (фрикционная, структурная) принципиально не устранимы. ВНП, произведённый в условиях полной занятости называется потенциальным;
    • в рыночной экономике не существует механизма, автоматически обеспечивающего полную занятость при всех условиях. Так, при равновесии совокупного спроса и совокупного предложения реальная занятость может быть меньше полной, величина произведённого ВНП меньше потенциального. Возможно длительное существование безработицы;
    • необходимо систематическое вмешательство государства в экономику для достижения полной занятости и потенциального ВНП, которые рынок самостоятельно не обеспечивает. Однако, при любых вариантах вмешательства государства в рыночную экономику ведёт в конечном счёте к инфляции1.

           В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным. Кейнсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов (М. Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости таковы:

- длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп инфляции может быть любым;

- условия функционирования рынка труда задают естественный уровень безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%;

- в долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы;

- в краткосрочном периоде государство может добиться безработицы ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции;

- государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция - одновременный рост инфляции и безработицы2.

            В современной рыночной экономике меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке. В условиях рынка труда речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.

            Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

            Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях.

              Во всех этих формах трудовые отношения складываются по - разному, в зависимости от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах3.

 

 

  

    1. Политика занятости и регулирования рынка труда.

           Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий4.

               В программе содействия занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

                Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:

  • обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
  • переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
  • достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
  • предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
  • создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
  • развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
  • рост мобильности трудовых ресурсов5.

            К ключевым интегрированным направлениям  действий Правительства РФ по  решению проблем занятости относится:  преодоление дефицита рабочих  мест посредством проведения  сбалансированной инвестиционной  и налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых  предприятий, направление капитальных  вложений, как в перспективные  развивающиеся отрасли, так и  в отрасли традиционной занятости;  экономическое стимулирование развития  предпринимательства, малого и  среднего бизнеса, индивидуальной  предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с  напряжённой ситуацией на рынке  труда; оптимизация масштабов  занятости в негосударственном  секторе экономики, обеспечение  государственного контроля за  соблюдением трудового законодательства в этой сфере; разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда; развитие гибких форм занятости; последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения; дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы; улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени; сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест; проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда; развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду6.

              На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово  - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с  системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической, миграционной политик  с целями и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном контексте как цена  труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

             На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях, что и на макро- уровне. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции - разграничения полномочий с федеральными органами и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять социальную политику.

            На региональном уровне также в интересах политики занятости возможно осуществление программ:

* жилищного, транспортного  и производственного строительства; 

* государственных (в том  числе муниципальных и других) закупок продукции для нужд  транспорта, связи, экологических,  социальных и т. д.; * предоставление  предприятиям кредитов и налоговых  льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях7.

             На местном уровне (микро) политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

              Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Анализ современного состояния рынка труда и занятости

населения в Российской экономике.

    1. Развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области.

   Управление по труду и занятости населения Белгородской области регулирует сложнейшие процессы интеграции спроса и предложения рабочей силы. Управление реализует на территории области государственную политику в сфере: труда и содействия занятости населения социально-трудовых отношений уровня жизни, доходов населения оплаты труда работников областных бюджетных учреждений управления охраной труда.

 Рассмотрим ситуацию  на рынке труда в Белгородской  области и деятельность Управления, направленная на ее улучшение.

В январе-сентябре 2009 года из-за сложных экономических условий  более 300 предприятий вынуждены были частично или полностью свернуть свою деятельность.

По сведениям ГУ «Центр занятости населения» городов и  районов области за девять месяцев  с начала 2009 года с предприятий  и организаций области высвобождены в связи с сокращением штатов, реорганизацией либо ликвидацией предприятий 7,3 тыс. человек, что на 2,4 тыс. человек (50,6 процента) больше, чем за тот же период прошлого года. Еще более 3 тыс. человек могут потерять работу в IV квартале 2009 года.

Число граждан, обратившихся в службу занятости за девять месяцев 2009 года, в 1,5 раза превышает прошлогодний уровень – 108,8 тыс. человек против 70,0 тыс. человек.

Потребность в кадрах, заявленная работодателями в службу занятости, в отчетном периоде была на 9,1 тыс. единиц больше, чем в соответствующем  периоде прошлого года (70,3 тыс. единиц против 61,2 тыс. единиц). Однако доля вакансий по рабочим профессиям в отчетном периоде составила 87,6 процента, против 84,0 процентов в

Информация о работе Рынок труда и занятость населения в Российской экономике. Проблемы регулирования занятости