Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности современного рынка труда и обоснование направлений совершенствования механизма регулирования занятости населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
• рассмотреть сущность и структуру рынка труда; политику занятости и регулирования рынка труда;
• исследовать развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области;
• исследовать теоретические аспекты и реальные практические проблемы современной российской безработицы;
• исследовать на основе теоретического и эмпирического материала проблемы занятости;
•рассмотреть теоретико-методологические проблемы регулирования рынка труда.
Введение с.3
Глава 1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы.
Сущность и структура рынка труда. с. 6
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда. с. 9
Политика занятости и регулирования рынка труда. с. 12
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда и занятости населения в Российской экономике.
2.1. Развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области. с. 17
2.2 Развитие рынка труда в России. с. 21
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка труда и занятости населения в экономике России.
Перспективы развития рынка труда в России. с. 25
Проблемы рынка труда и занятости в России. Пути их
решения. с. 27 Заключение с. 33
Список литературы с. 35
соответствующем периоде
прошлого года, что обострило структурный
дисбаланс спроса и предложения
на рынке труда области и
По данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, проведенного Белгородстатом, наибольшая численность безработных в регионе была отмечена в мае т.г. – 41,2 тыс. человек. Уровень общей безработицы составлял 5,1 процента. (В мае 2008 года – 26,3 тыс. человек и 3,4 процента соответственно).
Пик роста числа зарегистрированных безработных был зафиксирован в марте 2009 года, когда количество безработных составило 14,7 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы увеличился с 1,39 процента по состоянию на 1 января 2009 года до 1,94 процента по состоянию на 1 апреля 2009 года – это в два раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (1,94 процента против 0,95 процента).
В мае 2009 года появились некоторые признаки ослабления давления на рынок труда области – замедлился рост численности вновь зарегистрированных безработных, наблюдался рост заявленных работодателями вакансий.
Реализация мероприятий Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2009 году способствовала снижению социальной напряженности и повышению гарантий в сфере занятости.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 апреля 2010 года в Белгородской области составил 1,86 %. С начала года доля безработных среди экономически активного населения региона заметно выросла, однако пока уровень безработицы не превышает прошлогодних показателей.
С начала года уровень безработицы вырос на 0,1 % – с 1,76 % по итогам 2009 года до нынешних 1,86 %. В прошлом году именно на апрель приходился пик безработицы – 1,94 %, которая к октябрю спала до 1,64 %. В 2008 году уровень безработицы составлял 1,39%.
Согласно прогнозу департамента экономического развития к концу 2010 года уровень регистрируемой безработицы должен снизиться до показателя 1,7 % и в дальнейшем снижаться до 1,5 % в 2011 году и до 1,4 % в 2012-м.
С начала года в Белгородской области под сокращение попали 1 486 человек. Количество сокращённых по итогам первого квартала по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшилось на 439 человек, однако, в 2008 году количество уволенных по причине сокращения составляло 564 человека, что почти в 4 раза меньше сокращенных в 2009 году. По данным регионального управления по труду и занятости населения, в ближайшие два месяца с предприятий области может быть отчислено свыше 2 000 человек. Таким образом, в настоящее время ситуация на рынке труда, несмотря на лучшие показатели по сравнению с прошлым годом, остается напряженной.
За счёт сокращения штатов в предстоящие два месяца с предприятий и организаций области может быть высвобождено 2 254 человека. Таким образом, численность зарегистрированных безработных в апреле 2010 года может составить 14 800 человек, а уровень регистрируемой безработицы – 1,88 %.
Всего на учёте в службе занятости населения к 1 апреля 2010 года насчитывалось 16 467 граждан, не занятых трудовой деятельностью. 14 720 из них – в официальном статусе безработного. По состоянию же на 1 октября 2009 года в центрах занятости населения области состояли на учете 15521 незанятых трудовой деятельностью человек. Официальный статус безработного имели 13282 человека, что на 6660 человек больше, чем на 1 октября 2008 года.
В январе-марте 2010 года в государственную службу занятости населения обратилось 27119 человек, из них 14114 человек – по вопросу поиска подходящего места работы. Трудоустроено при содействии центров занятости населения 5028 человек, или 35,6% от числа обратившихся.
В ходе реализации Программы по стабилизации ситуации на рынке труда в 2009 году на временные (общественные) работы были трудоустроены 49872 человека, 1448 выпускников учреждений профессионального образования прошли стажировку и получили возможность дальнейшего трудоустройства на предприятиях области, 3000 безработным гражданам оказана финансовая поддержка на организацию собственного дела, 4920 специалистам предоставлена возможность опережающего обучения востребованным профессиям и специальностям.
16 ноября 2009 года постановлением правительства Белгородской области была утверждена программа стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году.
На реализацию Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году выделено 376,77 млн. рублей, в т.ч. 357,93 млн. рублей — субсидии из федерального бюджета и 18,84 млн. рублей — ассигнования бюджета области.
Новыми направлениями Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году являются создание дополнительных рабочих мест для безработных граждан, в том числе и специализированных рабочих мест для инвалидов, реализация медиа-проектов для информационного сопровождения реализации дополнительных мероприятий, расширение спектра выплат и компенсаций участникам Программы.
Реализация Программы по стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году позволит трудоустроить на временные рабочие места 10000 граждан, находящихся в режиме неполной занятости, безработных граждан и граждан, ищущих работу, организовать стажировку 1000 выпускников учреждений профессионального образования, опережающее обучение 950 граждан, находящихся под риском увольнения, трудоустроить 100 инвалидов, содействовать в организации собственного дела 2000 безработных граждан и стимулировать создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, 500 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Мероприятия Программы позволят не только стабилизировать ситуацию на рынке труда региона, но и обеспечат сохранение оптимального уровня безработицы и расширят возможности социальной адаптации белгородцев в новых экономических условиях10.
2.2 Развитие рынка труда в России.
Формирование в России рынка труда диктует необходимость разработки политики занятости, учитывающей специфику переходной экономики, национальные особенности, менталитет населения. Это не исключает использование некоторых принципов и подходов, характерных для стратегий занятости в странах с рыночным хозяйством, что, однако, возможно лишь при условии их адаптации к российским реалиям.
В России трудовые отношения как контекст политики занятости имеют специфику, которая определяется рядом факторов:
· рыночные отношения в
сфере труда находятся в
· непосредственным следствием спада производства становится не рост безработицы, как это происходит в условиях развитого, эффективно функционирующего рынка труда, а нарастание внутрипроизводственной незанятости11.
В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным) достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых,
возникли существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они - будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда12.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года - это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время. Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений13.
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику (Приложение 1).
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка труда и занятости населения в экономике России.
3.1 Перспективы развития рынка труда в России.
Успех проводимых в России реформ под руководством Д.А Медведева и В.В. Путина во многом зависит от степени институционализации легальной экономики в целом и отдельных рынков в частности. Конечно, следует учитывать, что в процессе институционализации могут формироваться не только эффективные институты. Например, институционализируются, наряду с легальными, и теневые рынки, и такие процессы, которые никак нельзя признать способствующими повышению эффективности экономики.
Создание рыночных институтов не тождественно процессу формирования рынков. Но в то же время успешное функционирование рынков, как основных механизмов экономической координации, является целью инженерии институтов. В современной экономической литературе по институционализму и экономике организаций различие между институтами и рынками сводится к тому, что рынки определяются как механизмы по передаче прав собственности, а институты - как правила и нормы, определяющие этот и др. механизмы поведения людей.
Процесс институционализации рынков труда в переходной экономике протекает сложно и противоречиво, сопровождаясь эрозией уже созданных институтов или их неэффективным функционированием (например, городских, молодежных и др. бирж труда). Особая роль при формировании институтов рынка труда принадлежит формальным институтам, среди которых важнейшее значение имеют институты и нормы трудового законодательства14.
Таким образом, рынок труда в зависимости от институциональных факторов, представляется сложным структурированным образованием, состоящим из нескольких рынков и квазирынков, в зависимости от вида которого работники реагируют на разные стимулы при поиске работы. Поэтому каждый работник вынужден делать выбор между теневым рынком труда и легальным с невысокой заработной платой и минимальными социальными гарантиями. Именно, выбор работника из этих критериев, наиболее выгодных для себя, и будет в дальнейшем показывать, направление развития современного рынка труда в будущем.
Важнейшим институтом рынка труда является институт профсоюзов. В плановой экономике профсоюзы не являлись свободными ассоциациями трудящихся, а были встроены в общую систему государственного управления.
Существуют две основные гипотезы, объясняющие процесс формирования социальных движений - профсоюзы. Согласно первой (о непрерывности социального движения) нормы поведения, ложащиеся в основу какого либо социального движения, и его идеология определяются традициями, существовавшими в обществе еще до начала модернизации. Вторая (о социальной мобилизации) отводит традициям минимальную роль, уделяя основное внимание рациональным действиям индивидов.