Рынок труда и занятость населения в Российской экономике. Проблемы регулирования занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование сущности современного рынка труда и обоснование направлений совершенствования механизма регулирования занятости населения.
Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:
• рассмотреть сущность и структуру рынка труда; политику занятости и регулирования рынка труда;
• исследовать развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области;
• исследовать теоретические аспекты и реальные практические проблемы современной российской безработицы;
• исследовать на основе теоретического и эмпирического материала проблемы занятости;
•рассмотреть теоретико-методологические проблемы регулирования рынка труда.

Содержание

Введение с.3
Глава 1. Рынок труда: занятость, безработица и экономические циклы.
Сущность и структура рынка труда. с. 6
Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда. с. 9
Политика занятости и регулирования рынка труда. с. 12
Глава 2. Анализ современного состояния рынка труда и занятости населения в Российской экономике.
2.1. Развитие рынка труда и занятости населения в Белгородской области. с. 17
2.2 Развитие рынка труда в России. с. 21
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка труда и занятости населения в экономике России.
Перспективы развития рынка труда в России. с. 25
Проблемы рынка труда и занятости в России. Пути их
решения. с. 27 Заключение с. 33
Список литературы с. 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая+работа.docx

— 72.01 Кб (Скачать документ)

            Для России не характерна модель формирования социальных движений (включая профсоюзные) на основе преемственности традиций по преимуществу из-за характера традиций, которые исторически сложились в стране. Согласно социологическим исследованиям в России не существуют традиции солидарного поведения и построения общественных отношений на основе взаимности. Доминирующей формой российской социальной организации являлась семья. В советский период также преобладала тенденция к организации жизни вокруг семьи и связанных с нею ценностей, несмотря на официально декларируемые идеалы коллективизма и интернационализма15.

           Создание социальных движений в России возможно на основе социальной мобилизации. Социальная мобилизация представляет собой процесс объединения ресурсов, которыми располагают индивиды и направления их на достижение совместных целей и защиту групповых интересов. В сложившихся экономических и политических условиях подобная мобилизация представляет собой процесс создания институтов, которые по отношению к включенным в сферу их действия индивидам, являются коллективными благами. Создание таких институтов не может происходить только спонтанно и на основе создания только неформальных институтов. Поэтому необходима разработка государственной политики, основывающейся на формальных институтах (прежде всего правовых), направленной на институционализацию и солидаризацию общества. Такая политика относительно рынка труда должна способствовать повышению эффективности рыночных механизмов, функционирующих в специфичных условиях переходной экономики.

 

 

 

    1. Проблемы рынка труда и занятости в России. Пути их решения.

       Учитывая сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу16.

      Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались масштабы возможного замещения и потребности в нем в целом.

         Необходимо определить проекты государственной значимости, для которой в первоочередном плане следует готовить специалистов и квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.

        На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

       Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению17.

       Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.

        Следует в корне изменить философию отношения к Государственной службе занятости, сложившуюся сейчас. Необходимо четко понять, что служба занятости - это в первую очередь орган по оказанию услуг на рынке труда, и ее работа чаще всего сводится к организации перераспределения рабочей силы на имеющиеся вакантные рабочие места. Требовать, чтобы служба занятости создавала новые рабочие места (или даже ставить задачу), неразумно.

       В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.

           Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.

          Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.

          Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.

            Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.

           В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы)18.

          Необходим поиск решений процесса «выхода» молодежи на рынок труда, развитие у нее «предпринимательского чувства». Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.

         Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.

           Поскольку структурная перестройка в практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.

          Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.

         На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях19.

         Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.

           Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих воздействий на разных уровнях, как по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто стихийное, абсолютно неверно. Он в значительной степени управляем при должной продуманности и комплексном подходе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство. Если законы рынка труда действуют в полной мере и трудовое законодательство отвечает их требованиям, а экономика дает

материальное  обеспечение рабочей силе в виде разнообразных рынков товаров и услуг, общество идет по пути к процветанию. Даже содержание нетрудоспособных и безработных не представляется ему в тягость: эффективное хозяйство, основанное на свободном и заинтересованном труде позволяет содержать освобожденных от труда, предоставлять им необходимую поддержку. Для общества экономически выгоднее и нравственно честнее поступать, таким образом, чем прилаживать к делу без надобности каждого ради всеобщей занятости. Не желающий или не способный работать по объективным причинам не должен мешать трудящимся, что естественно вытекает из законов рынка труда. Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно.       

          В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица – не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы. Переход от одной экономической системы к другой- от трудозатратной, основанной на всеобщем уравнительно- принудительном труде, к экономике высокоэффективного свободного труда - неизбежно приводит к появлениям массовой безработицы. Бороться с безработицей - это все равно, что бороться с прогрессивными преобразованиями в экономике, с политическими и социальными свободами личности. Безработица- результат состояния экономики и общества, в котором мы живем, она не причина

социальных  бедствий и конфликтов, а их результат. Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания.

          Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать. Рынок труда, занятость и безработица являются важными экономическими явлениями их необходимо изучать хотя бы для того чтобы не вернулась система поголовной занятости, включая ее самые отвратительные и бесчеловечные формы, когда человека действительно лишали свободы и элементарного человеческого быта ради безусловной занятости рабочих мест на лесоповалах, в рудниках, на стройках индустриальных гигантов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономики // Вопросы экономики 2007 № 9;
    2. Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в Восточной Европе и России / Под редакцией Р. Емцова, С. Коммандера и Ф. Коричелли. - М.: ИНФРА - М, 2006;
    3. 6.Борисов Е.Ф. Экономическая теория :Учебник.-М.: Юрайт-Издат,2006;
    4. Государственная служба занятости: основные сведения // Человек и труд 2008  № 12;
    5. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.-М.: Экономистъ, 2007;
    6. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л.С.Чижова; Институт макроэкономического исследования. - М.: Наука,2007;
    7. Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 2005г., стр.76-91;
    8. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Учебник / Дж. М. Кейнс. - СПб.: Гелиос АРВ,1999. - 458 с.;
    9. Кибанов А.Я. «Экономика и социология труда: Учебник». - М.: ИНФРА-М, 2007. - 584с.;
    10. Кошанов А., Ибрагимова И.С. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики 2008 №7
    11. Кузьмин С.А.  Рыночная экономика и труд - М.: Наука,2008;
    12. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю, Экономикс, принципы, проблемы и политика. Издательство «Республика», г.Москва, 2004 г.;
    13. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс. М., 2006. Т.1;
    14. Мамедова О.Ю. Современная экономика, Лекционный курс, Ростов на/Д, Феникс,2008;
    15. Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века. СПб. 2007;
    16. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. выс. уч. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-288с.;
    17. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2007;
    18. Постановление  Правительства  Белгородской  области от 16 ноября 2009 г. № 357-пп «Об  утверждении  программы стабилизации ситуации на рынке труда Белгородской области в 2010 году»;
    19. Российская экономика: прогнозы и тенденции. 2009№72-74;
    20. Сакс Дж. Рыночная экономика в России. М.2007;
    21. Современная экономика. Под ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону, 2009г.;
    22. Труд и занятость России / Гос. ком. РФ по статистике - М.:2008;
    23. Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический журнал», №11-12, 2006г., стр.50-59.;
    24. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 2009г., стр.102-113.;
    25. Шульгина Л. В., Тамошина Г. И., Щевелева Т. А. Занятость населения и человеческий капитал (монография). - Белгород: Тип. БГУ. 2009. – С. 112;
    26. Экономическая теория: учеб. для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб., 2007;
    27. Экономика труда: социально-трудовые отношения / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М.: ЭКЗАМЕН, 2008г.

Информация о работе Рынок труда и занятость населения в Российской экономике. Проблемы регулирования занятости