Рынок труда республики беларусь в 2000-2009гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:41, курсовая работа

Описание

Каждый из нас, так или иначе, связан с трудовой деятельностью, а значит и с таким понятием как рынок труда. Человек задается целью успешной профессиональной карьеры, стремится обеспечить себе благополучное будущее. Для этого он должен уметь сопоставить спрос на рынке труда со своими желаниями и способностями.

На современном этапе развития рабочая сила является одним из ключевых ресурсов экономики. Результаты производства напрямую зависят от качества, мотивации и характера использования трудовых ресурсов. К рабочей силе предъявляются все более новые требования: проявление инициативы, участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте, обеспечение высокого качества технологически более сложной продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ РЫНКА ТРУДА...……………...…5
1.1 Сущность и функции рынка труда………………………………………...…5
1.2 Занятость населения и безработица ……………….………………………...9
2 РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 2000-2009 Г.Г…………....15
2.1 Предложение рабочей силы на рынке труда Республики Беларусь……...15
2.2 Спрос на рынке труда Беларуси…………………………………….………19
2.3 Заработная плата и модели рынка труда Республики Беларусь………….24
2.4 Особенности белорусской безработицы…………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....34

Работа состоит из  1 файл

Курсов раб.docx

— 114.52 Кб (Скачать документ)

      Обобщенными характеристиками спроса на труд в Беларуси являются: формирование спроса за счет государственных предприятий, преимущественно в промышленности и сельском хозяйстве, где 80% вакансий предназначены для рабочих, причем качество свободных мест и вакансий достаточно низкое. 

      2.3     Заработная плата и модели рынка труда Беларуси 

      Заработная  плата относится к основным системообразующим  элементам в модели рынка труда. В экономической теории ее определяют как «цену, выплачиваемую за использование  труда», «цену рабочей силы», «цену  труда». Заработная плата является ценовой детерминантой в модели рынка труда, обусловливающей движение вверх или вниз вдоль существующих кривых спроса и предложения труда.

      В настоящее время в Республике Беларусь восстановлена определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании  для субъектов хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы, связанные с необходимостью повышения  стимулирующей и воспроизводственной  функций заработной платы, устранения неоправданных отраслевых дифференциаций и уравнительности.

      Для сферы зарплатообразования в  Беларуси характерны следующие тенденции:

  • наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок;
  • высокий уровень отчислений в фонд социальной защиты населения и другие, что провоцирует стремление организаций к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;
  • постоянное повышение заработной платы в экономике Беларуси. Некоторые исследователи объясняют это успехами белорусской экономики, другие же – политико-деловым циклом. Причем повышение заработной платы в Беларуси также неоднозначное (она растет непропорционально в различных областях, темпы ее прироста замедляются и на многих предприятиях ниже, чем темпы роста производительности труда). В целом уровень заработной платы в Беларуси гораздо более низкий, чем в странах Центральной и Восточной Европы, России [9, с.32];
  • особая роль надтарифной части оплаты труда в зарплатообразовании (дифференциация и повышение заработной платы до приемлемого уровня достигается только благодаря надтарифной части оплаты, возможность выплачивать которую имеют далеко не все организации);
  • труд одинаковой сложности и квалификации оплачивается по-разному в зависимости от отрасли и положения предприятия на рынке (заработная плата намного выше в нефтехимии, топливной электроэнергетике и ниже в легкой промышленности, машиностроении, приборостроении, то есть в высококонкурентных областях);
  • административные усилия государства по повышению среднемесячной заработной платы (поскольку рост заработной платы входит в перечень основный показателей социально-экономического развития), осуществление государственного контроля своевременностью выплаты заработной платы и состоянием задолженности;

      Особенностью  белорусской модели рынка труда  является формирование цены труда на макроуровне (в отличие, например, от России, где специалисты отмечают высокую степень дифференциации в этом вопросе, определяющую роль микро- и даже нано-уровня, то есть неформальных переговоров работодателя с отдельными работниками или группами) [10, с.15-16].

      Белорусская модель зарплатообразования, как следует  из изложенного выше, не соответствует стандартной модели конкурентного рынка труда, в соответствии с которой цена труда работников, выполняющих одинаковую работу с одинаковым уровнем квалификации в одинаковых условиях, не должна различаться. Такие различия сглаживаются – цена труда устанавливается не организациями, а внешними рыночными условиями.

        Тарифная часть заработной платы (до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена высшими по отношению к работодателю и наемному работнику факторами: административными решениями и Единой тарифной системой.

      Развитие  инновационной экономики определяет необходимость изменений в оплате труда, поскольку экономика этого типа формирует новую экономическую и институциональную среду зарплатообразования – заинтересовывающую в инвестициях в человеческий капитал, увеличивающую отдачу от образования и квалификации и т. д. 

    1.  Особенности белорусской безработицы
 

     Характеризуя  рынок труда в Республике Беларусь, принято обращать внимание на его  отличия от аналогичных моделей  в странах Центральной и Восточной  Европы. При этом в первую очередь  называется низкий уровень официальной  безработицы. За последние десять  лет произошло его снижение на 1,2% (таблица 2.4.).  

    Таблица 2.4.

    Динамика  уровня официальной безработицы  в Республике Беларусь

    за 2000-2009 г.г.

  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Численность безработных,

зарегистрированных  в органах по труду, занятости  и социальной защите,

тыс. человек

95,8 102,9 130,5 136,1 83,0 67,9 52,0 44,1 37,3 40,3
В процентах к экономически активному населению 2,1 2,3 3,0 3,1 1,9 1,5 1,2 1 0,8 0,9

Источник: [11, с.28].

     Если  в 2000 г. численность зарегистрированных безработных составила 95,8 тыс. чел., то в 2009 году эта цифра сократилась  до 40,3 тыс. чел. Как изменялся этот показатель из года в год можно проследить в диаграмме о численности официально зарегистрированных безработных (рис 2.4.).

     Рисунок 2.4. Динамика численности официально зарегистрированных безработных в Республике Беларусь за 2000-2009 г.г., тысяч человек

      В настоящее время уровень официальной безработицы составляет 0,9%. Анализ численности безработных в Беларуси предполагает учет трех потоков – численности обратившихся в службу занятости граждан; зарегистрированных в течение года и состоящих на учете на конец отчетного периода. За 1991-2009 г.г. параметры этих потоков изменились, но в разной степени.

      Общая численность обратившихся в службу занятости граждан возросла почти  в 10 раз, в том числе обратившихся по вопросам трудоустройства – почти в 5 раз. Удельный вес же безработных, состоящих на учете в численности лиц, признанных таковыми в течение года, за 1995-2009 г.г. снизился с 68,4% в 1995 г. до 15% в 2009 г.

      Объясняется это не только укрепившимся потенциалом государственной службы занятости и расширением спектра услуг, оказываемых гражданам, испытывающим трудности с трудоустройством, но также изменением правил учета безработных, ужесточением процедуры регистрации безработных и постановки их на учет. В итоге официально контролируемым стал рынок труда преимущественно неквалифицированной рабочей силы, в то время как потоки квалифицированной перемещаются за пределы видимости государственной службы занятости.

      Причины такого явления кроются в самой  практике регулирования занятости  в Республике Беларусь. Средний размер пособия по безработице в 2007 году составил 46 тыс. руб. (около 22 долл. США). Это намного ниже установленного ООН статуса бедности (доход 2 долл. в день) и составляет около 25% бюджета  прожиточного минимума в стране (порог  физического выживания). Поэтому  для регистрации квалифицированных  специалистов и рабочих в службе занятости в качестве безработных  нет стимулов. Служба занятости предлагает широкий спектр услуг, но очень ограниченной категории граждан, из числа нуждающихся в трудоустройстве [5, с.22].

      Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется высокой долей  женщин, что свидетельствует о  существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы  на рынке труда, чем мужчины. Женщины доминируют и в структуре длительно безработных. В общем составе состоящих на учете безработных на начало 2008 года 39% составляет молодежь в возрасте 16-29 лет. Анализ распределения безработных по продолжительности безработицы позволяет говорить о снижении числа длительно безработных (свыше одного года) – с 18,7% в 1998 г. до 16,2% в 2009 г. Следует отметить, что их шансы на трудоустройство постоянно снижаются, так как рынок труда пополняется молодой рабочей силой, происходит быстрое моральное старение профессий.

      Безработица в Беларуси не носит характера  долгосрочной, но этому явлению присущи  свои особенности. Во-первых, она достаточно неравномерно распределена в региональном разрезе. Во-вторых, длительная безработица  очень показательна по своим социально-демографическим  характеристикам. Например, в Витебском  районе среди длительно безработных  в 2006 г. было около 40% в возрасте 50 лет, 90,9% - женщины; 72% длительно безработных имеют среднее, 28% - среднее специальное образование; 36,4% - это матери-одиночки (в том числе многодетные) или имеющие на иждивении престарелых родственников. Им статус безработного позволяет получать пособия на детей, жилищные субсидии. Они не хотят работать и не ищут работу, отказываются практически от всех предложений по трудоустройству. В-третьих, в 2006 г. принято решение о снятии с учета безработных, которые стоят на учете свыше трех лет, что автоматически приводит к значительному улучшению статистических показателей – снижению доли безработных со стажем безработицы свыше одного года и средней продолжительности безработицы.

      Особенностью  Республики Беларусь является наличие  скрытой безработицы, причем можно  говорить о двух ее видах:

  • в сфере формальных трудовых отношений. Ею охвачены занятые работники, а параметры скрытой безработицы можно оценить по масштабам неполной вынужденной занятости (таблица 2.2.). Уровень скрытой безработицы этого вида составил в 2007 г. 2,53%, причем за 2000-2007 г.г. он снизился более, чем в два раза;
  • в сфере неформальных трудовых отношений. Данной формой безработицы охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Их количество можно оценить при анализе структуры экономически неактивного населения. В ней возникает доля так называемого «прочего неактивного населения», то есть трудоспособность граждан в трудоспособном возрасте, чью занятость невозможно установить (ориентировочно 800т тыс.чел. в 2007 г.). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений (по разным оценкам, до 300 тыс. чел.). Порядка 7,5 тыс. чел., по данным Департамента по миграции МВД Республики Беларусь, выехало для работы в страны дальнего зарубежья (данные же Всемирного банка о числе трудовых мигрантов из Беларуси за 2005 г. намного выше – 1799,9 тыс. чел., или 18,4% всего населения) [12, с.3]. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобной хозяйстве. Определенная часть экономически неактивного населения относится к асоциальным элементам (бомжи, тунеядцы). Таким образом, оставшуюся часть экономически неактивного населения следует считать безработными (ориентировочно 200 тыс. чел., или 4,47% в численности экономически активного населения).

     Общий уровень безработицы в Беларуси как сумма параметров официальной, скрытой в сфере формальной и  неформальной занятости (1+2,53+4,47%) составлял  в 2007 году 8 %.

     По  данным министерства труда, государственная служба занятости в условиях кризиса работала более напряженно - об этом свидетельствует приток обращений граждан, но с основными поставленными задачами она справилась. Ситуация на рынке труда оставалась спокойной и контролируемой, отметил представитель министерства труда.

     На  реализацию программ занятости населения  на 2010 год в Беларуси планируется  направить 154 млрд. рублей (без учета  собственных средств нанимателей). Это предусмотрено проектом плана  мероприятий на 2010 год по выполнению государственной программы, которая содействует занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы [13]. Поэтому в скором времени уровень фактической безработицы Республики Беларусь должен сократиться.

     Исходя  из выше написанного, можно сделать вывод, что безработица Республики Беларусь имеет региональные различия и носит структурный характер. Велика доля скрытой безработицы в сфере формальных трудовых и неформальных трудовых отношений, существует разрыв между фактической и официальной безработицей.  Наблюдается снижение привлекательности государственной службы занятости в глазах работодателей и квалифицированных работников. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Рынок труда затрагивает все сферы общества, т.к. рабочая сила нужна везде. Очень часто мы сталкиваемся с недовольством людей своим рабочим местом, плачевными последствиями безработицы: снижением жизненного уровня, распадом семей, алкоголизмом, ухудшением уровня квалификации безработных.

     Проанализировав состояние рынка труда в нашей  Республике можно сделать вывод  о том, что многие статистические показатели завышаются. Так, например уровень общего платежеспособного  спроса на труд завышен усилиями государства. Сохраняется высокий уровень  занятости населения, однако происходит это благодаря сохранению неэффективных  производств, поддержанию структурно несостоятельных отраслей.

     Со  стороны предложения труда завышение  происходит за счет нестандартных форм занятости. К ним можно отнести  непостоянную, временную занятость. Работники, получающие такое рабочее  место, лишаются социальной защиты и  перспектив карьерного роста, работодатель же снижает издержки на труд.

Информация о работе Рынок труда республики беларусь в 2000-2009гг.