Рынок труда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:29, курсовая работа

Описание

Состояние рынка труда РФ , условия по безработице , центры занятости.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономик.docx

— 251.80 Кб (Скачать документ)

Добровольная  безработица вызвана тем, что  в любом обществе существует прослойка  людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят  работать. Также она возникает  в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-то другими обстоятельствами.  

Можно выделить еще один вид безработицы - скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.  

Изучая  проблемы безработицы, экономическая наука  пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме. 

1.4. Состояние рынка  труда в стране, области.

Отчет о состоянии рынка  труда Москвы:

 

2. Организация, принципы, содержание работы  центра занятости.

На 1 января 2010 года в государственной службе занятости  населения зарегистрировано 43698 человек. Уровень безработицы к численности  экономически активного населения  составил 2,8% (по Российской Федерации  – 2,8%, по Сибирскому Федеральному округу – 3,1%).

Наиболее высокий  уровень безработицы зарегистрирован  в п. Кедровый Емельяновского района, Енисейском, Бирилюсском, Боготольском, Большеулуйском районах. Наименьший уровень  безработицы (менее 1%) зарегистрирован  в Дивногорске, Железногорске, Красноярске, Березовском районе.

В течение 2009 года 429 тысяч человек получили государственные  услуги в центрах занятости населения (27,8% от экономически активного населения; в 1,4 раза больше, чем в 2008 году). Около 205 тысяч человек получили информацию о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях, о программах службы занятости, более 98 тысяч человек были охвачены услугами по профессиональной ориентации.

При содействии службы занятости было трудоустроено 139 тысяч человек (в 1,6 раза больше, чем  в 2008 году). Одним из мероприятий, активно  содействующих трудоустройству  граждан, являются ярмарки вакансий, где жители края, ищущие работу, и  работодатели имеют возможность  встретиться непосредственно. В  течение прошлого года центрами занятости  населения было организовано 389 ярмарок.

Трудоустройство ведется не только на постоянные рабочие  места, но и по ряду программ временного трудоустройства. Более 28 тысяч подростков получили возможность поработать в  свободное от учебы время и  получить первые навыки труда, работы в команде, первую свою заработную плату. Более 2000 человек из числа тех, кому особенно непросто найти работу в  условиях, когда работодатель может  выбирать, были трудоустроены с помощью  службы занятости на временную работу по специальности. Более 60 тысяч человек  приняли участие в оплачиваемых общественных работах.

Более 3000 человек  получили различную помощь в открытии собственного дела: семинары, консультации, тестирования, выделение финансовой поддержки, субсидий и грантов.

Для тех, чья  профессия или уровень подготовки не востребован на рынке, есть возможность  пройти подготовку, переподготовку или  повышение квалификации. В течение 2009 года 11815 человек прошли подобное обучение на курсах по различным специальностям за счет средств бюджета (в 2008 году – 8748 человек). Около 10 тысяч человек  получили услуги по психологической  поддержке и социальной адаптации  на рынке труда. Это тренинги, деловые  игры, тестирование, консультации профессионалов, которые помогают найти человеку свое место на рынке труда, правильно  оценить себя и учат путям поиска работы. 

Для реализации государственной политики в области  занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих  центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана  Государственная служба занятости. 

В связи с  этим, нового определения потребовало  понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость  граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить  основанием для привлечения человека к административной или уголовной  ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который  ищет работу. Именно эта категория  населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное  право на труд. Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов  незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. 

Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие. 

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

      

Функции службы занятости  многообразны: 

1.     Анализ и прогнозирование  спроса и предложения  на рабочую силу, информирование населения  и работодателей  о состоянии рынка  труда;

2.     Учет свободных  рабочих мест и  граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства; 

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации  в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке  информации, оставляет время для  разбора различных вариантов  принимаемых решений. Основным средством  автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также  представляется создание распределительных  информационных систем, сети локальных  баз данных с обменом информацией  между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном  уровнях системы целесообразно  создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в  службу занятости за помощью в  трудоустройстве. 

3.     Консультация обращающихся  в службу занятости  трудящихся и работодателей  о возможностях  получения работы  и обеспечения  рабочей силой,  о требованиях,  предъявляемых к  профессиям и работникам;

4.     Оказание помощи  гражданам в выборе  подходящей работы, а работодателям  - в подборе необходимых  работников; 

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом  граждане имеют право на свободный  выбор работы путем прямого обращения  на предприятия, а не обязательно  через службу занятости. 

5.     Организация профессиональной  подготовки, переподготовки  и повышения квалификации  граждан в учебных  центрах службы  занятости или  других учебных  заведениях, оказание  помощи в развитии  и определении  содержания курсов  обучения и переобучения; 

В настоящее  время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий  общеобразовательный уровень: в  промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую  и 17% - низкую. При значительном высвобождении  с предприятий работников потребуется  организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной  программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему  служб занятости, должно стать "непрерывное  образование". На базе действующих  учебных заведений необходимо создать  межреспубликанское учебное заведение  для переподготовки и повышения  квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба занятости  и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных  делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии. 

6.     Оказание услуг  в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам  и другим категориям  населения; 

В связи с  этим необходима разработка новой концепции  развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения  статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической  поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это  требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями  системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты  для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого  населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе. 

7.     Регистрация безработных  и оказание им  в пределах своей  компетенции помощи; 

В законе определен  статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство  не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе. 

8.     Оплата стоимости  профессиональной  подготовки, переподготовки  граждан, трудоустройство  которых требует  получение новой  профессии, установление  им на весь период  обучения стипендии;  

9.     Выдача в установленном  законе порядке  гражданам пособия  по безработице  и приостановление  выплаты этих пособий; 

10. Подготовка предложений  и заключений об  использовании труда  иностранных рабочих,  привлекаемых в  РФ на основе  межправительственных  соглашений и лицензий; 

11. Разработка республиканских  и региональных  программ занятости,  включая финансовое  обеспечение и  мероприятия по  социальной защищенности  различных групп  населения. 

  

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения. 

В 1996 г. службе занятости  России удалось трудоустроить 2,3 млн. человек. Если учесть, что в среднем  за год в общероссийском банке  данных насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости  обратилось 5,3 млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

Однако Федеральная  программа занятости населения  по таким показателям, как организация  и проведение общественных работ, а  также временная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах было занято 291,5 тыс. человек  вместо 350 тыс. человек по плану. Причина - дефицит средств в ряде центров  занятости, что существенно скажется на реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства  подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с  нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых  льгот для работодателей.

Информация о работе Рынок труда РФ