Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат
Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Главными элементами этого механизма являются совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю рабочую силу из числа экономически активного населения.
2,8
4,0
Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, %
58,0
56,4
56,3
63,6
50,5
67,4
36,6
55,7
Источники: [Статистический
ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат.
сб.). Минск, 2010, с. 109, 110, 112, 114].
В качестве дополнительных
критериев монополизации рынка
труда, по мнению российских специалистов18,
могут выступать: занятость на одном
или двух предприятиях одной отрасли
не менее 25% к общей численности
занятых в экономике города; выпуск
одним или двумя предприятиями
не менее 50% общего объема промышленной
продукции города; формирование одним
или двумя предприятиями города
не менее 30% городского бюджета; наличие
значительной географической удаленности
населенного пункта от альтернативных
рынков труда других городов.
По данным критериям,
к моноструктурным населенным пунктам,
имеющим одно-два
В целом, можно отметить,
что официальная часть текущего
рынка в регионах представлена в
основном внешним вторичным рынком
труда, с преобладанием молодежной
и женской безработицы (труд низкой
квалификации). Для внешнего вторичного
рынка труда характерны: стабильно
высокий удельный вес женщин (2/3);
высокий удельный вес лиц с
общим средним и общим базовым
образованием (1/2); низкий уровень пособия
по безработице (10% от среднемесячной заработной
платы). Для внутреннего вторичного
рынка труда характерны: высокий
удельный вес вакансий физического
труда средней и низкой квалификации
(до 80% от всех вакансий); высокая доля
рабочих мест и вакансий с низкой
заработной платой (свыше 40%); высокая
доля массовых рабочих профессий (до
80%).
Анализ структуры
общей безработицы. При анализе общей
безработицы необходимо иметь в виду,
что характерная для республики структурная
безработица, возникшая в результате несоответствия
структур спроса и предложения труда в
профессионально-
Анализ данного
феномена показывает, что соотношение
учитываемого и не учитываемого статистикой
населения во многом зависит от числа
учащихся в трудоспособном возрасте,
обучающихся с отрывом от производства.
Если в столице доля учащихся и
студентов составляет 14,6% от трудовых
ресурсов, то в областях она колеблется
от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской.
Это вызывает ослабление статистического
контроля незанятого населения. Получается,
что вовлечение молодежи в продолжение
профессионально-технического и среднего
специального образования является пусть
не единственным, но важным социальным
механизмом уменьшения контингента незарегистрированных
безработных и соответственно уровня
нерегистрируемой безработицы.
Регистрируемая безработица,
находясь под управляющим воздействием
государственной службы занятости,
требует совершенно определенных мер
регуляции. Это - включение индивидов
в рынок труда через механизм
трудоустройства и механизмы
профессионального обучения и переобучения,
включение социально уязвимых категорий
населения в рынок труда через
механизмы социальной защиты, развитие
гибких форм труда и рабочего времени.
Что же касается нерегистрируемой безработицы,
то, выходя из-под контроля органов
управления, она становится стихийным
феноменом, чреватым усилением "теневой
экономики" и других нежелательных
явлений. Регулирование этого структурного
компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных
механизмов, формируемых усилиями службы
занятости для вовлечения этой части безработных
в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых
механизмов, способствующих созданию
экономических, социальных и правовых
условий для развития самозанятости, предпринимательства
и малого бизнеса в Республике Беларусь19.
Анализ занятости,
незанятости и безработицы в
регионах и республике в целом
показывает, что усилиями государственной
службы занятости населения
Причины такого явления
кроются в самой практике регулирования
трудовой занятости в Беларуси. Для
представителей вторичного внешнего рынка
труда привлекательно регистрироваться
в службе занятости, так как, во-первых,
это легализация их бездеятельности,
во-вторых, статус безработного обеспечивает
ряд социальных льгот (например, в
оплате коммунальных услуг). Представителям
первичного внешнего рынка труда, наоборот,
нет стимула регистрироваться в службе
занятости по следующим причинам: малый
размер пособия не дает возможности существовать
без дополнительного приработка, но в
случае его появления пособие не выплачивается;
организуемые общественные работы уравнивают
квалифицированный и неквалифицированный
труд; служба занятости располагает информацией
о вакансиях в основном по непрестижным
рабочим местам; в период безработицы
затруднен самостоятельный поиск работы
ввиду необходимости соблюдать определенные
обязанности безработного. Это во многом
объясняет увеличение в структуре зарегистрированных
безработных доли лиц именно с невостребованным
высшим образованием.
Итак, уровень и
структура общей безработицы
являются результатом политики трудовой
занятости в государственном
масштабе, а не работы отдельно взятого
государственного ведомства (в данном
случае, государственной службы занятости).
Практика регулирования занятости
сводится к контролю регистрируемой
безработицы (официальной части
текущего рынка труда), что приводит
к расхождению между уровнями
регистрируемой и нерегистрируемой
безработицы. Административное снижение
регистрируемой безработицы (на официальной
части текущего рынка труда) неизбежно
ведет к повышению
1 СОКОЛОВА Галина
Николаевна - доктор философских
наук, профессор, заведующая отделом
Института социологии НАН
2 Национальная стратегия
устойчивого социально-
3 Радаев В. В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 7-13
4 Анализ рынков в современной экономической социологии: пер. с англ. / Отв. ред, В. В. Радаев, М. С. Добрякова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.
5 Соколова Г. И.
Рынок труда Республики
6 Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets Manpower Analysis. Lexington, 1971. с. 10-30
7 Loveridge Ft., Mok A. Theories of Labour Market Segmentation. Brussels, 1989. с. 90-115
8 Ванкевич Е. В.,
Морова А. П., Новикова И. В.
Управление региональным
9 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 108.
10 Там же.
11 Далее мы будем рассматривать только открытый рынок труда, не касаясь его скрытой части, связанной с избыточной занятостью. Поэтому вместо термина "официальная часть открытого рынка труда" будем употреблять более общий термин "текущий рынок труда".
12 Государственная
и корпоративная политика
13 Выборочные обследования
домашних хозяйств ежегодно
14 Российский статистический ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009. с. 129
15 Боровик Л. С.
Структура занятости населения:
16 Трудовые ресурсы
и занятость Республики
17 Ванкевич Е. В.,
Морова А. П., Новикова И. В.
Управление региональным
18 Лексин В., Швецов А. Городская Россия - проблемное воплощение реформ // Российский экономический журнал. 2002. N 2. с. 14-15.
19 Соколова Г.Н., Кобяк
О.В. Социально-экономические
20 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 109
Информация о работе Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости