Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:22, реферат

Описание

Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней). Главными элементами этого механизма являются совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю рабочую силу из числа экономически активного населения.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.14 Кб (Скачать документ)

2,8 

4,0 

Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, % 

58,0 

56,4 

56,3 

63,6 

50,5 

67,4 

36,6 

55,7 
 

Источники: [Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010, с. 109, 110, 112, 114]. 

В качестве дополнительных критериев монополизации рынка  труда, по мнению российских специалистов18, могут выступать: занятость на одном  или двух предприятиях одной отрасли  не менее 25% к общей численности  занятых в экономике города; выпуск одним или двумя предприятиями  не менее 50% общего объема промышленной продукции города; формирование одним  или двумя предприятиями города не менее 30% городского бюджета; наличие значительной географической удаленности населенного пункта от альтернативных рынков труда других городов. 

По данным критериям, к моноструктурным населенным пунктам, имеющим одно-два градообразующих  предприятия, можно отнести около 40% малых городов и городских  поселений Беларуси. Градообразующее  предприятие играет определяющую роль на рынке труда малого города: оно  обеспечивает занятостью подавляющую  часть трудовых ресурсов города; диктует  перечень профессий и специальностей; формирует городской бюджет и  содержит социальную инфраструктуру города. Ухудшение производственно-хозяйственной  деятельности градообразующего предприятия  на рынке труда малого города ведет  к возникновению критической ситуации для всего городского населения. Состояние текущего рынка труда моногорода определяется динамикой как минимум трех его секторов: открытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей); скрытого рынка труда (официальной и неофициальной его частей), внутреннего рынка труда градообразующего предприятия. 

В целом, можно отметить, что официальная часть текущего рынка в регионах представлена в  основном внешним вторичным рынком труда, с преобладанием молодежной и женской безработицы (труд низкой квалификации). Для внешнего вторичного рынка труда характерны: стабильно  высокий удельный вес женщин (2/3); высокий удельный вес лиц с  общим средним и общим базовым  образованием (1/2); низкий уровень пособия  по безработице (10% от среднемесячной заработной платы). Для внутреннего вторичного рынка труда характерны: высокий  удельный вес вакансий физического  труда средней и низкой квалификации (до 80% от всех вакансий); высокая доля рабочих мест и вакансий с низкой заработной платой (свыше 40%); высокая  доля массовых рабочих профессий (до 80%). 

Анализ структуры  общей безработицы. При анализе общей безработицы необходимо иметь в виду, что характерная для республики структурная безработица, возникшая в результате несоответствия структур спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном или региональном аспектах, усугубляется циклической безработицей, связанной со снижением деловой активности и отражающей уменьшение объемов производства и "сжатие" рынка труда в 2008-2009 гг. Из данных, приведенных в табл. 2, следует, что в регионах Республики Беларусь показатели суммарной безработицы (по отношению к экономически активному населению) значительно выше, чем в Минске, при более слабом статистическом контроле ее нерегистрируемой части. 

Анализ данного  феномена показывает, что соотношение  учитываемого и не учитываемого статистикой  населения во многом зависит от числа  учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства. Если в столице доля учащихся и  студентов составляет 14,6% от трудовых ресурсов, то в областях она колеблется от 5,7% в Минской и до 9,2% в Могилевской. Это вызывает ослабление статистического контроля незанятого населения. Получается, что вовлечение молодежи в продолжение профессионально-технического и среднего специального образования является пусть не единственным, но важным социальным механизмом уменьшения контингента незарегистрированных безработных и соответственно уровня нерегистрируемой безработицы. 

Регистрируемая безработица, находясь под управляющим воздействием государственной службы занятости, требует совершенно определенных мер  регуляции. Это - включение индивидов  в рынок труда через механизм трудоустройства и механизмы  профессионального обучения и переобучения, включение социально уязвимых категорий  населения в рынок труда через  механизмы социальной защиты, развитие гибких форм труда и рабочего времени. Что же касается нерегистрируемой безработицы, то, выходя из-под контроля органов  управления, она становится стихийным  феноменом, чреватым усилением "теневой  экономики" и других нежелательных  явлений. Регулирование этого структурного компонента возможно с помощью мотивационно-стимуляционных механизмов, формируемых усилиями службы занятости для вовлечения этой части безработных в сферу своего влияния, а также нормативно-правовых механизмов, способствующих созданию экономических, социальных и правовых условий для развития самозанятости, предпринимательства и малого бизнеса в Республике Беларусь19. 

Анализ занятости, незанятости и безработицы в  регионах и республике в целом  показывает, что усилиями государственной  службы занятости населения аккумулируется информация лишь о динамике официальной  части текущего рынка труда. Согласно данной информации, регистрируемая безработица  в Брестском регионе составляет 1%, Витебском, Гомельском, Гродненском - по 1,1%, Минском - 0,8%, Могилевском - 1%, г. Минске - 0,4%, по республике в целом - 0,9% от экономически активного населения20. Информация об остальной части безработных остается вне пределов видимости государственной службы занятости. Между тем необходимо оценивать весь текущий (в его официальной и неофициальной части) рынок труда в плане спроса и предложения рабочей силы, с учетом как регистрируемой, так и нерегистрируемой безработицы, сведения о которой получаются из обследования домашних хозяйств. Сложность проблемной ситуации состоит в том, что нерегистрируемая безработица перемещается в первичный внешний рынок труда, представляет собой феномен самостоятельного трудоустройства (в том числе с использованием социальных сетей) и осуществляется в обход государственной службы занятости. 

Причины такого явления  кроются в самой практике регулирования  трудовой занятости в Беларуси. Для  представителей вторичного внешнего рынка  труда привлекательно регистрироваться в службе занятости, так как, во-первых, это легализация их бездеятельности, во-вторых, статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот (например, в  оплате коммунальных услуг). Представителям первичного внешнего рынка труда, наоборот, нет стимула регистрироваться в службе занятости по следующим причинам: малый размер пособия не дает возможности существовать без дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не выплачивается; организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный и неквалифицированный труд; служба занятости располагает информацией о вакансиях в основном по непрестижным рабочим местам; в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду необходимости соблюдать определенные обязанности безработного. Это во многом объясняет увеличение в структуре зарегистрированных безработных доли лиц именно с невостребованным высшим образованием. 

Итак, уровень и  структура общей безработицы  являются результатом политики трудовой занятости в государственном  масштабе, а не работы отдельно взятого  государственного ведомства (в данном случае, государственной службы занятости). Практика регулирования занятости  сводится к контролю регистрируемой безработицы (официальной части  текущего рынка труда), что приводит к расхождению между уровнями регистрируемой и нерегистрируемой безработицы. Административное снижение регистрируемой безработицы (на официальной  части текущего рынка труда) неизбежно  ведет к повышению нерегистрируемой безработицы на неофициальной части  текущего рынка труда. Характер регулирования  занятости, незанятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть текущего рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости и пока что недостаточно согласуется с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, обозначившей необходимость перехода к новой экономике знаний как основе трансформационных процессов в обществе. 

1 СОКОЛОВА Галина  Николаевна - доктор философских  наук, профессор, заведующая отделом  Института социологии НАН Беларуси 

2 Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического  развития Республики Беларусь  на период до 2020 г. / Национальная  комиссия по устойчивому развитию  Респ. Беларусь. Минск: Юнипак, 2004. c. 17

3 Радаев В. В.  Социология рынков: к формированию  нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. с. 7-13

4 Анализ рынков  в современной экономической  социологии: пер. с англ. / Отв.  ред, В. В. Радаев, М. С. Добрякова. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

5 Соколова Г. И.  Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные  ответы. Минск: Белорус, наука, 2006. с. 45-85.

6 Doeringer P., Piore M. Internal Labor Markets Manpower Analysis. Lexington, 1971. с. 10-30

7 Loveridge Ft., Mok A. Theories of Labour Market Segmentation. Brussels, 1989. с. 90-115

8 Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В.  Управление региональным рынком  труда при переходе к рыночной  модели социальной политики в  Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 59.

9 Статистический  ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 108.

10 Там же.

11 Далее мы будем рассматривать только открытый рынок труда, не касаясь его скрытой части, связанной с избыточной занятостью. Поэтому вместо термина "официальная часть открытого рынка труда" будем употреблять более общий термин "текущий рынок труда".

12 Государственная  и корпоративная политика занятости / Под ред. Т. Молевой. М.: Моск. Центр Карнеги, 1998. с. 23.

13 Выборочные обследования  домашних хозяйств ежегодно проводятся  Научно-исследовательским институтом  Национального статистического  комитета Республики Беларусь. Генеральная  совокупность составляет 3855 тыс.  домохозяйств, объем выборочной  совокупности определяется в  0,2% от генеральной совокупности. В выборочную совокупность от  каждого из 7 регионов Республики  Беларусь входят по 1000 семей, включающих  в себя в общей сложности  10 тыс. жителей от 16 до 70 лет. Выборочная  совокупность репрезентирует генеральную  по признакам пола и возраста  с погрешностью не более ±1,0%, а по оценочным показателям  - ±2,0%. С учетом данной погрешности  выводы обследований можно экстраполировать  на генеральную совокупность, т.е.  население Беларуси.

14 Российский статистический  ежегодник. 2009. М.: Росстат, 2009. с. 129

15 Боровик Л. С.  Структура занятости населения:  территориальные и отраслевые  диспропорции // Экономический бюллетень  Научно-исследовательского экономического  института Министерства экономики  Республики Беларусь. 2008. N 9. С. 74 - 86.

16 Трудовые ресурсы  и занятость Республики Беларусь  в 2009 году (по данным баланса  трудовых ресурсов). Национальный  статистический комитет Республики  Беларусь. Минск, 2010. с. 6

17 Ванкевич Е. В., Морова А. П., Новикова И. В.  Управление региональным рынком  труда при переходе к рыночной  модели социальной политики в  Беларуси. Витебск, ВГТУ, 2004. с. 96-98

18 Лексин В., Швецов  А. Городская Россия - проблемное  воплощение реформ // Российский  экономический журнал. 2002. N 2. с. 14-15.

19 Соколова Г.Н., Кобяк  О.В. Социально-экономические механизмы  регулирования нерегистрируемой  безработицы // Белорусский экономический  журнал. 2001. N 4. С. 91-99.

20 Статистический  ежегодник Республики Беларусь, 2010 (Стат. сб.). Минск, 2010. с. 109

Информация о работе Рынок труда в регионах Беларуси: анализ тенденций занятости