Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.
Цель данного исследования – раскрыть сущность рынка труда и его структуру, исследовать его негативные явления, а также проанализировать его состояния в современных условиях.
Введение
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура
1.1 Эволюция понятия «рынок труда»
1.2 Рынок труда и заработная плата
1.3 Особенности рынка труда
1.4 Инфраструктура рынка труда
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Сущность занятости
2.2 Безработица и ее формы
Глава 3. Анализ ситуации и перспективы на рынке труда в России
3.1 Состояние на рынке труда в РФ
3.2 Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год
3.3 Прогноз ситуации на рынке труда
Заключение
Список литературы
Приложения
Реальные основания
для участия в развитии производства,
независимо от профессионального статуса,
имеют, прежде всего, получившие современное
среднее специальное, высшее и научное
образование, которое во всех своих звеньях
обычно в первую очередь направлено на
выявление и развитие творческих способностей
учащихся. Указанное образование, не считая
подавляющего большинства специалистов
с высшим и средним специальным образованием
и административно-
Чрезвычайно благоприятно
на рынке труда сказывается
Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно- эксплуатационное, минутно-потребительское отношение к человеку, его возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе экономики господствует многократно проверенный международной практикой, поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип: «прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень сопряженной с политэкономическими представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма. Но, несомненно, и то, что существовавший рынок труда был в нашей стране своего рода квазирынком, порождением административной экономики, отягощенным многочисленными диспропорциями.
Переход России к рыночной экономике вызвал превращение рабочей силы в товар и привел к формированию специфического рынка - рынка труда. Характерным признаком регулируемого рынка труда является развитая инфраструктура, которая позволяет использовать различные организационные формы и методы, создающие условия для его развития.
Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:
1. совокупность учреждений
и организаций,
2. инфраструктура рынка труда включает биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.;
3. совокупность институтов
содействия занятости,
С точки зрения И. Бушмарина, инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.
Такой подход дает основание
рассматривать инфраструктуру рынка
труда в широком и узком
смысле. В широком смысле инфраструктуру
рынка труда можно
Обычно отмечают, что
главной социально-
Следует иметь в виду, что в условиях рыночной экономики под полной занятостью понимают такую занятость, когда работой обеспечивается то население, которое может и хочет работать. Под рациональной занятостью следует понимать такую занятость населения, которая создает условия для динамичного развития экономики и обеспечивает ее эффективное участие в международном разделении труда.
Для реализации этой задачи, то есть обеспечения эффективной занятости населения, инфраструктура выполняет ряд функций:
- содействие населению
в трудоустройстве,
- обеспечение социальной защиты работников, выходящих на рынок труда;
- осуществление
- устанавливает контакты между работодателями и работниками;
- координирует деятельность
различных органов, в той или
иной степени связанных с
Таким образом, инфраструктура рынка труда представлена как составная часть этого рынка, включающая государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.
В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.
Пожалуй, особое место
в системе элементов
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда и занятости является Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Необходимо особо отметить, что в России, где территория достаточно велика, определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит региональным и местным органам службы занятости, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность местных отделений службы занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.
Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.
Органы службы занятости совместно с органами власти Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
Работу Федеральной государственной службы занятости возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
Территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях субъектов Российской Федерации, городских сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют свою деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Существующая конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с государственными структурами, все возрастающую роль начинает играть негосударственная система занятости, которая также занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
Проблемой занятости населения на государственном уровне занимается биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
Биржа труда, как рыночная структура, выполняет следующие функции:
- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах;
- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения;
- содействие территориальной
и профессиональной
- участие в подготовке
и реализации программ
- контроль над соблюдением трудового законодательства;
- постановка на учет
безработных и оказание им
помощи, социальная защита населения
и содействие местным органам
власти в организации
Биржа труда - наиболее развитая
организационная форма
Негосударственные службы занятости, действующие
на рынке труда, могут оказывать услуги
по всем квалификационно-
Отличительной чертой работы
негосударственных служб
В процессе своей деятельности
негосударственные структуры
Эффективность работы негосударственных служб занятости обусловлена развитием конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.