Рынок труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большей части населения страны.
Цель данного исследования – раскрыть сущность рынка труда и его структуру, исследовать его негативные явления, а также проанализировать его состояния в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура
1.1 Эволюция понятия «рынок труда»
1.2 Рынок труда и заработная плата
1.3 Особенности рынка труда
1.4 Инфраструктура рынка труда
Глава 2. Проблемы рынка труда
2.1 Сущность занятости
2.2 Безработица и ее формы
Глава 3. Анализ ситуации и перспективы на рынке труда в России
3.1 Состояние на рынке труда в РФ
3.2 Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год
3.3 Прогноз ситуации на рынке труда
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Рынок труда в РФ.doc

— 247.50 Кб (Скачать документ)

 

По данным обследования населения по проблемам занятости в апреле 2009 года, в численности безработных, по методологии МОТ, 725 тыс. человек (10%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 315 тыс. человек (43%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 281 тыс. человек (39%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 129 тыс. человек (18%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

 В апреле 2009 года  общая численность безработных  по сопоставимому кругу лиц  (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 3,2 раза (в ноябре 2008 года - в 3,6 раза) (приложение Г).

Безработица прогрессирует, и прогнозы на будущее далеко не утешительные.

Петр Дьяковский, эксперт по поиску топ-персонала, компания «Петр Дьяковский», пресс-службе “Start Capital” - “ Наиболее пострадавшими отраслями экономика считаются: банки и строительство. Но не стоит забывать, что многие сферы экономики тесно взаимодействуют между собой. Исходя из этого, можно сделать вывод, что сокращения штатов будут подобны цепной реакции. Если осенью была первая волна сокращений, сейчас мы наблюдаем вторую, то к осени ожидается третья, наиболее болезненная и массовая ”.

2. Активное введение  режимов неполной занятости. Более 1000 российских предприятий были вынуждены прибегнуть к переводу значительной части своих сотрудников в режим неполного рабочего времени, предоставлять им неоплачиваемые отпуска, либо держать в простое, суммарная численность таких работником на сегодняшний день составляет 943 064 человека. В том числе:

- численность работников, находившихся в простое по  вине администрации, составила  279 891 человек;

- численность работников, работавших неполное рабочее  время, – 560 867 человек;

- численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе администрации,  – 102 327 человек.

Все эти меры хоть и  помогают предприятиям удержаться на плаву, сократив, таким образом, свои издержки, но все, же больше приводят к негативным последствиям в среднесрочной перспективе, искажая все экономические показатели.

3. Рост задолженности  по выплате заработной платы.  Просроченная задолженность по  заработной плате, по данным Росстата, на 1 мая 2009 года составила 9 млрд. 755 млн. руб., увеличившись на 8,3% по сравнению с 1 апреля 2009 года Данные получены от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства.

Задолженность по состоянию  на 1 мая 2009 года существовала перед 500 тыс. человек, из которых 51% – работники обрабатывающих производств, 12% - строительства, 10% - сельского хозяйства, 8% – транспорта, на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и социальных услуг приходилось 3%. Просроченная задолженность по зарплате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 мая 2009 года составила 9 млрд. 269 млн. руб., или 94,5% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 апреля она увеличилась на 718 млн. руб. (на 9,5%).

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 486 млн. руб. и снизилась по сравнению с 1 апреля 2009 года на 50 млн. руб. (на 9,3%), в том  числе задолженность из федерального бюджета составила 219 млн. руб. (снижение на 11 млн. руб., или на 5,0%), бюджетов субъектов Российской

Федерации - 152 млн. руб. (увеличение на 1 млн. руб., или на 0,8%), местных  бюджетов - 115 млн. руб. (снижение на 40 млн. руб., или на 25,6%).

3.2 Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год

 

Кризис - время освобождения экономики от неэффективных предприятий. Поэтому будет применяться механизм банкротства для решения проблем, вызванных низким уровнем менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием собственников к эффективности их активов. Смена собственников и менеджмента предприятий – объективный процесс и государство не будет ему препятствовать, оставляя за собой задачи защиты прав работников и сохранения стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства.

В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в  развитие производства и создание новой  продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Кроме того государство собирается уделить особое внимание сохранению трудового потенциала, расширяя масштабы своей деятельности в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

Федеральный бюджет выделил  дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда.

Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее  профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить  на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.

Дополнительные бюджетные  средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании  специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.

Остальные средства будут  перечисляться в регионы незамедлительно  в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации  на оказание социальной поддержки безработных  граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Для обеспечения приоритетного  права российских граждан на трудоустройство  на вакантные и вновь создаваемые  рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение  иностранных работников субъектам  Российской Федерации по сравнению  с их предложениями.

Правительство Российской Федерации совместно с банками  с государственным участием и  АИЖК проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу (в том числе в этих целях  уставный капитал АИЖК увеличен на 60 млрд. рублей). Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной  ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

3.3 Прогноз ситуации на рынке  труда

 

Рынок труда находится  в постоянной динамике, развитие которой  определяется рядом факторов, в том  числе социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями. С октября 2008 года в связи с ухудшением экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в результате влияния мирового экономического кризиса, в сфере занятости и на рынке труда начались негативные процессы, главными из которых является рост безработицы. Но, несмотря на это, в скором будущем ожидается обратный процесс, а именно - дефицит трудовых ресурсов, что полностью искоренит безработицу и усилит иммиграцию иностранных специалистов из других стан. По прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года.

В территориальном отношении  так и останется перекос в  сторону центра. Уже сейчас спрос  и предложение сконцентрировано в центральных регионах, а в  Сибири, на Дальнем Востоке, на Северном Кавказе спрос значительно превышает  предложение.

Стоит ожидать также усиление движения персонала из компании в компанию. Поэтому большее значение приобретут мотивационные программы. Наиболее значимым фактором для мотивации станет наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки и программ кредитования населения. «Социальный пакет» приобретает все больший вес. В нем устоится в частности: медецинская страховка для всех членов семьи, включая стоматологию, сопровождение родов с 4-х месяцев, оплата д/сада для детей, бесплатное корпоративное питание, пенсионная программа и др. Будет разработана специальная программа поддержки и адаптации сотрудников при переезде из регионов.

Решение проблем нехватки персонала будет идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому стажу  сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации. Так, достаточно открыть любую газету, распространяемую в ВУЗах, и увидеть на каждой странице рекламу, призывающую выпускников и студентов последних курсов проходить стажировки и устраиваться на работу в эти компании. Даже прохождение практики и стажировок уже оплачиваться.

Наличие хорошего знания английского и других языков приобретет характер «желательного, но необязательного». Крупные международные компании уже идут на снижение этого требования. Например, Procter&Gamble, Mars, Pepsi-Cola предлагают стартовые должности торговых представителей кандидатам с начальными знаниями английского языка. Однако это характерно не для всех сегментов рынка.

Вырисовывается тенденция  старения персонала. По позициям, на которые  раньше требовались кандидаты «до 35 лет», уже сейчас эта цифра увеличена  «до 45 лет». Эта тенденция продолжится.

Возрастет роль привлечения  персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер.

В определенных же секторах экономики останется существенной доля иммигрантов (прежде всего из стран бывшего СССР). При этом отдельно стоит вопрос о международном подборе специалистов (прежде всего топ-персонала) из стран Восточной и Западной Европы. Это, прежде всего, актуально для федеральных розничных сетей и компаний, планирующих выход на IPO. Однако в целом, рост потребности в таком персонале среди российских компаний останется невысоким.

В долгосрочной перспективе  потребность в персонале будет  расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).

Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.

 

Информация о работе Рынок труда в Российской Федерации