Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:50, курсовая работа
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд –– свидетельство реального роста роли человеческого фактора, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Одним из главных источников роста производительности труда и национального дохода в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
Глава I. Рынок труда………………………………………………………………………………4
1.1.Понятие и характеристика рынка труда………………………………………………………………………………4
1.2. Основные экономические школы, рассматривающие понятие рынка труда………………………………………………………………………………8
Глава II.Модели рынка труда………………………………………………………………………….…..10
2.1.Модели рынка труда в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………….….…….10
2.3. Монопсония на рынке труда…………………………………………………………..…………………..14
2.4.Профсоюзы на рынке труда и их влияние на экономику………………………………………………..…………………….…15
Глава III.Способы государственного регулирования рынка труда……………………………………...………………………………….……20
3.1.Минимальный размер оплаты труда (МРОТ): понятие и проблемы установления……………………………………………………………………..20
3.2. Особенности государственного регулирования рынка труда в России………………………………………………...………………..…………21
3.3. Проблема безработицы в России…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение 1………………………………………………
Для регулирования рынка труда государство законодательно устанавливает минимальный уровень заработной платы. Эффект оказываемый этой мерой на рынок труда неоднозначен, и многие экономисты уже давно исследуют этот феномен, по-разному его интерпретируя.
Дж. Стиглером была предложена модель конкурентного рынка труда, в соответствии с которой превышение зарплатой равновесного уровня приводит к безработице. Однако на практике такая теория не нашла подтверждения — значительного снижения занятости в ответ на рост ставки минимальной заработной платы не наблюдалось. Поэтому многими экономистами было сделано предположение относительно того, что существуют два сектора рынка труда — первый, где действует законодательный минимум заработной платы, и второй, где зарплата устанавливается ниже минимума. Это так называемый «вторичный» рынок труда, на котором мелкие фирмы нанимают работников без контрактов, часто с нарушением законодательства.
Цель установления МРОТ заключается в установлении минимума заработной платы выше равновесного уровня. Средний уровень заработной платы при этом повышается, однако масштабы найма рабочих сокращаются.
Проиллюстрируем это на примере. Без фиксации минимальной заработной платы равновесие установилось бы на уровне Wc. При такой зарплате было бы занято Lc рабочих (рис. 3). Закрепление заработной платы на уровне, превышающем равновесный (Wmin>Wc), приведет не к увеличению числа занятых до Lа, а к его сокращению до Lmin, так как предприниматели наймут меньше рабочих, чем при равновесном уровне.
Рис.3. Влияние законодательства о минимуме заработной платы на уровень занятости
Рынок труда выполняет две основные социально-экономические функции: распределение людских ресурсов по альтернативным видам занятости (по профессиям, отраслям, предприятиям, территориям) и распределение доходов в форме окладов, заработной платы как стимула и как вознаграждения за труд. Реализация этих функций рынка труда должна содействовать: эффективности, т.е. максимизации производительности, отдачи от людских ресурсов, максимизации доходов, экономическому росту государства, социальной справедливости и, наконец, обеспечению равных для всех возможностей доступа к рабочим местам и профессиональной подготовке.
Рынок труда, если он складывается стихийно, позволяет решить проблему экономической эффективности, однако для достижения социальной справедливости и гарантии равных возможностей доступа к рабочим местам рынок должен регулироваться государством.
Принципами стратегии
регулирования рынка труда
Целевая функция регулирования рынка труда состоит в содействии расширенного спроса на рабочие руки и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем чтобы:
– развить трудовые ресурсы и приспособить их к структурам изменениям для улучшения возможностей экономического роста;
– содействовать социальному равенству путем улучшения как способности к занятости, так и возможностей для занятости в первую очередь групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях;
– стабилизировать занятость в период экономического спада и создать условия преодоления недостаточного предложения рабочей силы на стадии экономического подъема.
Для регулирования социально-
Основная задача этих институтов
состоит в минимизации
Степень регулируемости рынка труда зависит главным образом от сущности социальных функций государства. Так, к примеру, «шведская» модель рынка труда предполагает значительную роль государства в перераспределении национального дохода, в поддержании высокого уровня жизни граждан, в профессиональной подготовке и переподготовке работников. Социальные функции, которые берет на себя государство, формируют направление и принципы регулирования рынка труда.
Меры государственного регулирования рынка труда целесообразно дифференцировать следующим образом:
По объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, предприниматели и их группы. В зависимости от особенностей объекта регулирования можно выделить меры общего воздействия или специальные меры. В то же время в качестве объектов регулирования рынка труда могут выступать элементы организации труда, а именно: оплата труда, его продолжительность, условия труда и т.д.
По направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) предложение труда на рынке труда; меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, направленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.
По форме воздействия меры регулирования рынка труда можно разделить на прямые и косвенные, при этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда.
По характеру воздействия на рынок труда меры регулирования можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные.
По содержанию мер при регулировании рынка труда предпочтение может быть отдано мерам экономического или административного характера, либо их определенному сочетанию. К экономическим мерам регулирования рынка труда, к примеру, можно отнести: поддержку экономически целесообразных рабочих мест, организацию общественных работ, специализированное инвестирование для создания новых рабочих мест, поддержку малого бизнеса и т.д. В числе административных мер регулирования рынка труда можно назвать: снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства и т.д.
По уровню воздействия меры государственного регулирования рынка труда можно разделить на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.
По источникам финансирования — госбюджет, не бюджетные средства, средства Фонда занятости, средства коммерческих организаций и др.
В основе выбора тех или иных мер из всех вышеназванных направлений лежат: анализ и прогноз ситуации на рынке труда, определение степени предпочтительности каждой из мер по результатам анализа и прогноза, оценка следствий и последствий принимаемых мер, анализ степени сочетаемости или противоречивости, разнонаправленности их следствий.
Практика использования методов регулирования рынка труда сформировала представление о двух типах политики на рынке труда — активной и пассивной.
Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда.
Государство предоставляет всем участникам рынка труда определенные гарантии: работникам — сохранение рабочего места, выплату заработной платы и пособий, социальное страхование, пенсии и т.п.; работодателям — спрос на запланированный объем выпущенной продукции, предоставление сырья и материалов, устойчивые цены и целевое финансирование.
В пассивную политику регулирования рынка труда принято включать следующие меры: регистрацию ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организацию системы предоставления пособия по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т.п.
Активная политика на рынке труда нацелена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности и исходит из того, что здоровый человек должен самостоятельно заработать средства для обеспечения своей семьи, это его долг, ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом, а государство — лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости.
На разработку и осуществление активной политики на рынке труда решающее влияние оказывают три важнейшие группы факторов:
– международные трудовые нормы, устанавливающие такие основные права, как свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;
– сложившийся тип социально-
– разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри стран.
Активная политика на рынке труда по форме — это комплекс мер, нацеленных на содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду и включающих:
– помощь при трудоустройстве;
– содействие в профессиональной переподготовке;
– развитие самозанятости;
– профессиональное консультирование и др.
В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулировании рынка труда, осуществляемого, в частности, Государственной федеральной службой занятости населения.
К задаче службы занятости
относятся: сбор и распространи ние
информации о рынке труда, профессиональное
консультирование ищущих работу и обучение
безработных новым
Безработица –это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны: структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики и многие другие факторы.
Проблему безработицы в России усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов: