Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:50, курсовая работа

Описание

Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд –– свидетельство реального роста роли человеческого фактора, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности. Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Одним из главных источников роста производительности труда и национального дохода в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.

Содержание

Глава I. Рынок труда………………………………………………………………………………4
1.1.Понятие и характеристика рынка труда………………………………………………………………………………4
1.2. Основные экономические школы, рассматривающие понятие рынка труда………………………………………………………………………………8
Глава II.Модели рынка труда………………………………………………………………………….…..10
2.1.Модели рынка труда в условиях совершенной конкуренции…………………………………………………………….….…….10
2.3. Монопсония на рынке труда…………………………………………………………..…………………..14
2.4.Профсоюзы на рынке труда и их влияние на экономику………………………………………………..…………………….…15
Глава III.Способы государственного регулирования рынка труда……………………………………...………………………………….……20
3.1.Минимальный размер оплаты труда (МРОТ): понятие и проблемы установления……………………………………………………………………..20
3.2. Особенности государственного регулирования рынка труда в России………………………………………………...………………..…………21
3.3. Проблема безработицы в России…………………………………………………………………………….27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение 1………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсак.docx

— 112.41 Кб (Скачать документ)
    • ·подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
    • ·частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);·
    • условная безработица (непостоянная работа);·
    • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
    • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
    • ·безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
    • ·безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); ·
    • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); ·безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
    • ·безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; ·безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
    • ·безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий; ·первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
    • ·безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
    • ·безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; ·
    • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию; ·безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы) ·безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом; ·безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
    • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
    • ·безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных  безработных. Под неучтенными источниками  подразумеваются несколько групп  населения. Как и в каждом государстве  в России есть определенная часть  населения не желающая работать–люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

Занятость и безработица  в Российской Федерации  
в январе 2011 года 
(по итогам обследований населения по проблемам занятости)

 

Росстат подвел итоги выборочного  обследования населения по проблемам  занятости по состоянию на вторую неделю января 2011 года.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2011г. составила 75,3 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,6 млн.человек  классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с январем 2010г. численность занятого населения  увеличилась на 1,9 млн.человек, или  на 2,8%, численность безработных сократилась  на 1,1 млн.человек, или на 16,4%. 

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в январе 2011г. составил 62,8%, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) - 7,6%. (см. Приложение1).

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб  занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в  поисках работы, чем женщины. Среди  безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости  в январе 2011г. составила 31,8%, среди  безработных женщин - 49,3%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных. Соотношение представленных резюме резюме и вакансий представлены в Приложении 2.

Безработица по полу и месту проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в январе 2011г. составила 45%, доля городских жителей - 63,7%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В январе 2011г. это превышение составляло 1,7 раза. (см.Приложение 3).

 

 

Методы борьбы с безработицей

При разработке федеральной  и региональной программой обеспечения  занятости населения необходимо учитывать определенную специфику  России, исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить  безработицу невозможно, но можно  и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и  нравственные последствия неполного  обеспечения трудоспособного населения  работой.

Для обеспечения свободы  труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спец. учета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве. Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет  социального партнерства по закону над государственным управлением  трудом в его бюрократическом  исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении  занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать  нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства  и местной администрации систему  активного содействия безработным на основе страховых взносов.

Следует рассматривать безработицу  как неотъемлемый элемент рынка  труда, а под обеспечением занятости  понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию  добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических  стимулов привлечение к труду. Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы.

Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих  трудовую активность, но зачастую неспособных  к профессиональному труду, в  органы социальной опеки для последующей  трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время  предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные  в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем  настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей»  новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно  перерастет в войну с безработными. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально - трудовой сферы.

Заключение.

Итак, выполнив данную курсовую работу, можно подвести следующие итоги:

1. Рынок труда - это сфера рыночных отношений, где формируется спрос и предложение на рабочую силу, обеспечивается ее распределение и определение заработной платы на различные виды трудовой деятельности; в широком смысле: рынок труда - это система общественных отношений (в том числе взаимоотношений наемных работников и работодателей), социальных (в то числе правовых норм и институтов, которые обеспечивают воспроизводство, обмен (куплю-продажу по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения) и использование рабочей силы.

2. В приведенном определении  к рынку труда относится не  только сфера обмена, но и сфера  воспроизводства трудового потенциала (это - восполнение способности  к труду, поддержание определенного  уровня профессиональной подготовки, квалификации, переподготовки и  т.д.) и сфера использования рабочей  силы (время от времени возникает  необходимость корректировки условий  оплаты труда, продолжительности  и интенсивности труда, соотношения  времени труда и отдыха и  т.д.).

Исходя из выше приведенного определения  рынка труда, составными частями  и основными элементами его будут:

1) субъекты рыночных отношений:  работодатели и ищущие работу  люди;

2) правовые акты, которые регламентируют  отношения субъектов рынка труда; 

3) конъюнктура рынка труда - соотношение  спроса и предложения рабочей  силы, определяющая ставки заработной  платы на конкретные виды трудовой  деятельности и уровень занятости; 

4) службы занятости населения; 

5) инфраструктура рынка труда:  службы профориентации, подготовки  и переподготовки работников, фонды  занятости, рекламные фирмы и  т.д.:

6) система социальных выплат  и гарантий для высвобождаемых  из производства, безработных; 

7) альтернативные временные формы  обеспечения занятости: общественные  работы, надомный труд, сезонные  работы и т.д.;

3. Анализ современного состояния  рынка труда дает основание  для ряда выводов. Для него  характерно то, что скрытая безработица  увеличивается значительно быстрыми  темпами, чем явная. Отсутствует  развитая инфраструктура рынка  труда. Из-за низкой мобильности  рабочей силы большую роль  играет региональная сегментация  рынка труда. Поскольку, стратегия  трансформации российской экономики  осуществляется в настоящее время  в направлении создания в РФ  социально ориентированной рыночной  экономики (сохранение активной  роли государства в создании  условий для реализации свободы  выбора рода занятий, решение  проблем безработицы, формирование  законодательной и институциональной  базы и т.д.), то для этого  необходимо усилить роль государства,  как посредника между субъектами  рынка труда - работодателями  и наемными работниками.  

 

 

 

 


Информация о работе Рынок труда