Недооцененной
остается и «выход» работников
с рынка труда. Отсутствие границы
с Россией, где в 1990-е гг.
развивался полулегальный рынок
рабочей силы, открыло для белорусских
граждан возможности для заработка.
К сожалению, статистических оценок
масштабов данного явления не
ведется – согласно информации
Министерства труда и социально
защиты в 2004 г. лишь около
5000 граждан Беларуси официально
работали по договорам в России.
В то же время эксперты оценивают
число белорусских «нелегалов»
в 300 тыс. человек, занятых в
г. Москве и области, в основном, в строительстве.
Оценки, сделанные НИСЭПИ в 2003 г. говорят
о 300–400 тыс. человек, так или иначе занятых
в теневом секторе, что составляло 6.7–8.9%
от экономически активного населения
в 2003 г.
3.3 Необходимость
и основные направления государственного
регулирования рынка труда в
Республике Беларусь
О необходимости
государственного регулирования
рынка труда свидетельствует
опыт стран с развитой рыночной
экономикой. Он показывает, что механизм
"саморегулирования" рынка
труда не способен сам по
себе решить его проблемы. Для
этого необходимо государственное
вмешательство, которое должно
быть осторожным и взвешенным,
и не должно ограничиваться
лишь задачами сокращения безработицы
и смягчения ее последствий.
В центре внимания должны быть,
прежде всего, проблемы эффективности
экономики, увеличения производительности
труда, повышения мобильности
рабочей силы.
Система государственного
регулирования рынка труда должна
охватывать как все трудоспособное
население, занятое и ищущее
работу, так и общую потребность
народного хозяйства в рабочей
силе, которая складывается под
влиянием структурных сдвигов
в экономике, а также механического
и естественного движения кадров.
Соответствовать этому должен
и механизм регулирования занятости,
включающий систему товарно-денежных
отношений (в качестве косвенных
регуляторов), опосредующих и согласующих
воспроизводство рабочей силы
и рабочих мест.
Государственное
регулирование рынка труда предусматривает:
• оказание
помощи в трудоустройстве и
материальную поддержку незанятого
населения;
• профессиональную
подготовку и переподготовку
незанятого населения, совершенствование
системы профессиональной ориентации;
• бронирование
(квотирование) и создание рабочих
мест на действующих предприятиях
и в организациях для трудоустройства
граждан, не способных на равных
условиях конкурировать на рынке
труда (трудоустройство инвалидов,
молодежи, женщин с частичной
компенсацией затрат на эти
цели из средств государственного
фонда содействия занятости);
• развитие
предпринимательства, малого бизнеса
в целях создания новых рабочих
мест, содействие самозанятости;
• формирование
информационно-справочной сети, обеспечивающей
учет спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда.
Система государственного регулирования
рынка труда на макроуровне включает
взаимосвязанные подсистемы законодательного,
перспективного и оперативного регулирования.
Законодательная
подсистема обеспечивает формирование
соответствующей правовой основы
характера отношений работника
и работодателя, а также их
отношений с государственными
органами и органами самоуправления
различных уровней (область, район,
город и т.п.), определяет формы,
методы и средства регулирования
данных отношений.
Основными
законодательными и нормативно-методическими
документами по регулированию
рынка труда Беларуси являются:
Закон о занятости населения Республики
Беларусь (в ред. Законов Республики Беларусь
от 24.11.1992 № 1962-XII, от 01.02.1994 № 2731-XII, от 11.11.1994
№ 3379-XII,от 21.02.1995 № 3601-XII, от 06.01.1998 №124-З
от 06.01.1999 № 232-З); Положение о порядке образования
и использования Государственного фонда
содействия занятости Республики Беларусь;
Положение о порядке и условиях выплаты
безработным пособий и материальной помощи;
Положение об организации профессионального
обучения безработных; Положение о порядке
регистрации безработных в Республике
Беларусь; Положение об организации оплачиваемых
общественных работ в Республике Беларусь
и др.
Перспективная
подсистема устанавливает цели
регулирования рынка труда, соответствующий
механизм их реализации, масштабы
регуляторов, обеспечивает получение
системного эффекта от их применения.
Она предполагает разработку:
• государственных
программ по определению будущей потребности
народного хозяйства и его отраслей в
кадрах специалистов и квалифицированных
рабочих;
• специальных
государственных программ занятости,
включая систему создания рабочих
мест для отдельных категорий
(молодежь, женщины, инвалиды и
т.д.), учет их наличия;
• профориентацию,
переквалификацию и переподготовку
кадров, включая субсидии негосударственному
сектору экономики на данный
вид деятельности;
• систем
налоговых льгот на доходы, инвестируемые
в данную сферу; льготных режимов
предоставления банковских ссуд
на эти цели и т.д.
Оперативное
регулирование осуществляет корректировку
процессов экономического и социального
развития, выходящих за пределы
законодательно-нормативного регулирования.
Оно должно быть направлено
на решение таких проблем, как
трудоустройство и социальная
поддержка незанятого населения,
оказание помощи в профподготовке,
переподготовке, переобучении и общественных
работах, создание новых рабочих мест,
социальная поддержка маргинальных групп
населения.
Оперативная
деятельность государства направлена
на постоянную заботу о том,
насколько эффективно работают
рыночные механизмы, связанные
с организацией и совершенствованием
системы информации о свободных
рабочих местах, что сокращает
время, в течение которого человек
занят поиском работы. Оно принимает
на себя ответственность за
развитие профессионального обучения
и переквалификации, налаживает
работу центров содействия занятости,
осуществляя постоянный контроль
над состоянием рынка труда,
финансирует исследования проблем
занятости. Государство также
стимулирует разработки новых
технологий, освоение которых позволит
создать дополнительные рабочие
места, или льготное налогообложение
малого бизнеса, обеспечивающего
работой население.
Каждая из
вышеназванных подсистем использует
прямые и косвенные методы
регулирования трудовых отношений.
Прямые (административные) методы непосредственно
определяют: состояние, образ действия
и результаты деятельности хозяйствующих
субъектов, реализуясь в создании
фондов и при разработке специальных
программ занятости; формы договорных
отношений в нормативных актах
тарифно-квалификационных систем
и систем оплаты труда; индексирование
заработной платы и т.д. Косвенные
(правовые и экономические) методы
создают заинтересованность хозяйствующих
субъектов в действиях определенного
рода и реализуются, прежде
всего, посредством налоговой
и кредитной политики. Например,
правовое регулирование представляет
совокупность законов, механизмов
их принятия и осуществления.
Посредством правовых регуляторов
государство устанавливает «правила
игры» на рынке труда, а через
систему экономических целенаправленно
«настраивает» рыночный механизм
так, чтобы на его основе
стимулировать или сдерживать
спрос на рабочую силу. По своей
сущности регулирование рынка
труда в отличие от непосредственного
управления занятостью формирует
правовую и социально-экономическую
среду, в которой осуществляются
трудовые отношения. Проявлением
действия механизма регулирования рынка
труда в экономике является политика занятости,
которая зависит от социально-экономических,
политических и национальных особенностей
страны. [№ 1 с.632-634] Политика занятости
одновременно включает комплекс мер, связанных
с экономическими условиями организации
рабочих мест: закрытием неэффективных,
техническим обновлением действующих
и созданием новых рабочих мест. Воздействуя
на решение задач в области занятости
и социальной политики в целом, государство
участвует в создании необходимого для
экономического развития социально-политического
климата. Главное направление политики
занятости - это государственное содействие
занятости и помощь лицам, оказавшимся
без работы, в профессиональной подготовке,
повышении квалификации и переподготовке.
В борьбе
против безработицы на современном
этапе акцент переносится с
пассивного регулирования на
меры активного характера. Если
пассивные меры направлены на
решение проблемы излишков рабочей
силы, то активное регулирование
предполагает государственное воздействие
на уровень занятости путем
создания необходимых условий
для увеличения числа рабочих
мест. Главная роль при этом
принадлежит программам обучения
и переобучения, повышения квалификации
для безработных, а также лиц,
высвобождаемых из производства,
вооруженных сил. Кроме того, важную
роль играют местные инициативы
в отношении трудоустройства,
поощрения инновационной и предпринимательской
деятельности.
Наиболее
предпочтительными методами сдерживания
безработицы являются: неполная
занятость, т.е. разные формы
перераспределения совокупного
фонда рабочего времени между
большим, числом работающих, а также
ограничения в отношении заработной платы.
Если государство заинтересовано в том,
чтобы сохранить на предприятии «излишних»
работников, то оно идет на возмещение
потерь, понесенных предпринимателем
в связи с временным сохранением излишней
численности, а также его затрат на переобучение
работников. К формам такой поддержки
относятся дотации, разного рода налоговые
льготы и т.д. Неполная занятость рассматривается
в качестве меры, позволяющей сдерживать
нарастание безработицы и смягчающей
проблемы занятости маргинальных групп
населения (женщин, воспитывающих детей,
учащейся молодежи, лиц старших возрастов).
При формировании политики занятости
в условиях нарастающей безработицы используются
такие инструменты, позволяющие регулировать
предложение рабочей силы, как снижение
границ пенсионного возраста и предоставление
возможности более раннего выхода на пенсию
безработным, увеличение продолжительности
отпусков и размера пособий женщинам,
воспитывающим детей, удлинение сроков
обучения молодежи. Таким образом, в системе
мер государственного регулирования на
первое место выдвигаются не отрицательные
последствия, возникающие в сфере занятости
при переходе к рыночной экономике, в частности,
безработица, а меры, предупреждающие
ее возникновение. В этом проявляется
суть государственного регулирования
занятости.
В условиях
перехода республики к рыночной
экономике приоритетной задачей
ставилась выработка и осуществление
такой политики занятости, которая
сможет обеспечить социальную
стабильность, дальнейшее движение
по пути экономических реформ
и переход к рынку. Большую
роль при этом играло творческое
использование зарубежного опыта
с учетом национальной специфики,
который свидетельствует о том,
что политика занятости должна
быть тесно увязана с антикризисной
программой, структурной перестройкой,
преобразованием форм собственности.
В соответствии
с Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2006-2010 годы основными задачами
в области занятости населения
являются формирование благоприятных
условий для повышения ее эффективности,
преодоление дефицита рабочих
мест, поддержание стабильности
в сфере социально-трудовых отношений.
Основные усилия будут направлены
на реализацию активных мер
по обеспечению занятости населения
и удержание уровня регистрируемой
безработицы в пределах 1,5–2% к
экономически активному населению.
Важнейшими принципами государственного
регулирования занятости являются:
1) равные стартовые
возможности для всех граждан
страны в реализации права
на труд и свободного выбора
сферы приложения своего труда;
2) обеспечение
реальной занятости и содействие
мобильности трудовых ресурсов;
3) обеспечение
трудовой мобильности;
4) государственные
гарантии рабочим и безработным,
социальная защита;
5) единонаправленность
и координация политики занятости с экономической
и социальной политикой государства, профсоюзов
и работодателей с органами государственного
управления;
6) сочетание
мероприятий местных органов
власти в области занятости
с централизованными мероприятиями;