Рынок земли и рентные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:09, курсовая работа

Описание

Наряду с трудом и капиталом важнейшим фактором производства является земля. Термин "земля" охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. Для фермера участок земли служит средством для выращивания определенных сельскохозяйственных культур, для горожанина - территориальной площадкой для размещения жилых и производственных зданий.
Земля как место расположения любого предприятия предстает всеобщим условием производства. Но земельный участок для сельского хозяйства уже является основным ресурсным фактором производства. Почвенные, климатические, геологические, характеристики земельных участков, их географическое местоположение вся совокупность природных разностей в этих условиях приобретает первостепенное экономическое значение.
Различия эффективности производства обуславливают получение предпринимателями разных доходов, что в свою очередь накладывает печать на отношения между собственниками ресурсов и их пользователями, определяющим образом воздействует на рыночные цены ресурсов.
Земельная рента это центральная экономическая категория, регулирующая экономические отношения между землевладельцем и предпринимателем, арендующим землю для ведения сельского хозяйства на капиталистической основе. Анализ образования ренты и позволяет выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты. Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет мой краткий теоретический анализ.
Так как на данном этапе уровень развития рынка земли нестабилен, я считаю, что тема выбранная мною, очень актуальна. Любое принятие закона регионального уровня влияет на положение вещей в целом по стране.
В свое время проблемы развития рынка земли и земельных отношений рассматривали такие ученые, как А. Маршал, К.Маркс, А. Смит, С. Фишер, П. Самуэльсон и др.
Основными методами исследование, которые я использовала при моем анализе выступают аналитический, математический, исторический, статистический.
Целью этой работы является изучение земельной ренты как экономической категории. В связи с этими задачи, преследуемые курсовой работой следующие: во-первых, проследить процесс образования земельной ренты; во-вторых, дать характеристику разным формам земельной ренты; в-третьих, проанализировать особенности рентных отношений. В своей курсовой работе я дам определение таким терминам, как «земля», «земельная рента», раскрою основные проблемы земельного рынка в Украине.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
1. Характерные черты рынка земли…………………………………………………………..
1.1 Особенности рынка земли как объекта купли-продажи…………………………..
1.2 Предложение земли и спрос на нее…………………………………………………
1.3 Рыночная цена земли……………………………………………………………….
2. Земельная рента и цена земли……………………………………………………………….
2.1 Экономическая природа цены земли и ее определение…………………………….
2.2 Дифференциальный рентный доход и его изменение………………………………
3. Формирование рынка земли и рентные отношения в Украине……………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

КУРСАК МИКРО .doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

     Автономная  республика Крым столкнулась с острой проблемой, которая затрагивает интересы не только Крыма, но и перспективы социально-экономического развития всей Украины. Это вопрос равноправного участия депортированных в земельной реформе. Сегодня мы должны констатировать тот факт, что грубо нарушаются права крымско-татарского народа, подвергшегося преступной депортации в 1944 г. при сталинском режиме и в неимоверно трудных экономических условиях возвращающегося на Родину.

     В приватизационном процессе в Крыму  фактор возвращения депортированных на свою историческую родину был проигнорирован, хотя он активно проявил себя еще в 90-е годы, в момент формирования законодательно-нормативной базы экономических реформ в Украине. Игнорирование этого важного политического и социально-экономического фактора в реформировании отношений собственности в аграрном секторе привело, особенно после принятия нового Земельного Кодекса Украины, к резкому осложнению и обострению социально-экономической ситуации на полуострове, следствием чего сегодня являются выступления крымских татар за обеспечение их прав на земельные участки для обустройства на исконно принадлежащей им земле.

     Урегулирование  земельных вопросов жизненно необходимо не только для страны в целом, а  и для каждого города в отдельности. Вопросами, которые требуют правового закрепления, являются:

- создание специализированного фонда перераспределения земель  в границах всей страны, который бы разделялся на отдельные фонды по областям. Для этого должны быть реально спланированы источники их пополнения и направления распределения.

- проведение регистрации и учета субъектов, которые желают получить земельные наделы по единой для всей страны системе, которая может быть автоматизирована.

- установление размеров земельных участков и их целевого назначения, которые могут быть переданы одному лицу в процессе перераспределения.

- выявление возможных правонарушений в сфере перераспределения земель и установления видов ответственности за их совершение путем ссылок на соответствующие нормы земельного законодательства, так и установления собственных земельно-реформационных видов ответственности.

     Дальнейшее реформирование рынка земельных ресурсов в Украине возможно лишь при принятии соответствующей законодательной базы, которая существовала бы не только на бумаге, а была бы утверждена и претворялась в жизнь. Без этого обеспечить стабильное развитие экономики невозможно. Современный период является самым главным этапом реформ.

     Время покажет, какие последствия для  экономики принесут новые меры по урегулированию рынка, принятые правительством.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     На  данном этапе растет роль государства  на рынке земли. Обоснованное и своевременное  вмешательство государства в  характер землевладения и землепользования, реализация государственного экономического механизма регулирования земельных отношений и рынка земли обеспечивает эволюционный процесс развития и становления рынка земли в переходной экономической системе, возрождение земель, повышение эффективности их использования.

     Ограничивающим  фактором развития аграрной экономики является земля. Поэтому землевладение и землепользование образуют основу системы аграрных отношений. Владение и пользование составляют то, что необходимо для хозяйствования на земле, независимо от формы собственности на землю. Форма собственности не является решающим условием при переходе от натурального аграрного производства к товарному. Частная собственность на землю сформировалась значительно позднее частной собственности на другие факторы производства и до сих пор не является доминирующей.

     Собственник требует плату за право приложения капитала к его земле. Это уменьшает доход предпринимателя. Свободное предпринимательство возможно, если сложился механизм передачи земли в аренду.

     Арендная  плата за землю во всех странах  учитывает доход на капитал, вложенный в имущество землевладельцем. В силу этого плата за землепользование может включать амортизацию за постройки, находящиеся на земле, процент на вложенный в землю капитал. Но основную часть арендной платы составляет рента. Именно благодаря этой части при аренде земли возникают рентные отношения.

     Рентные отношения представляют собой по существу отношения между собственником  земли и арендатором по распределению  прибыли. Одна ее часть в виде сверхприбыли – достается предпринимателю, а  другую долю – в форме сверхприбыли – получает земельный собственник. Можно сказать, что земельная рента – это форма экономической реализации на землю.

     В отличие от обычных индустриальных средств производства, которые могут  изготавливаться в нужном количестве, земля количественно ограничена. К тому же она различается по качеству (по плодородию и месторасположению – удаленности от рынка сбыта сельскохозяйственной продукции): лучшие, средние и худшие участки земли.

     Владелец  земельной собственности прекрасно  осведомлен о качестве принадлежащей ему земли. Поэтому разностная прибыль достается ему в виде дифференциальной ренты. Такая рента бывает двух видов. Собственник земли получает дифференциальную ренту 1 (первого вида) с наилучших участков. В арендном договоре он сразу предусматривает такую арендную плату. Дифференциальная рента 2  (второго вида) образуется в результату того, что арендатор повышает экономическое плодородие земли. Она означает увеличение выпуска продукции без расширения земельных участков, путем улучшения использования средств производства и рабочей силы.

     В развитом рыночном хозяйстве земля  становится предметом купли-продажи. На рыночную цену земли определенное влияние оказывает соотношение  предложения и спроса на данный товар.

     Для современных условий характерна тенденция уменьшения предложения земли по ряду причини. Так непрерывно ускоряется процесс урбанизации и использования земли для других несельскохозяйственных целей. Одновременно растет спрос на землю, вследствие чего цены на землю на Украине непрерывно растут.

     Формирование  цивилизованного рынка земли  является сложным и продолжительным  по времени процессом. На мой взгляд, это обусловлено, во-первых, сложностью перехода от государственной к частной  собственности на землю, во-вторых, спецификой и важностью данного экономического ресурса, необходимостью его сохранения для будущих поколений, в-третьих, недопустимость со стороны государства спекуляции при совершении рыночных спекуляций землей.

     Сложность процесса становления рынка земли  предусматривает дальнейшие научные исследования развития земельного рынка. Научные предложения вместе с разработкой и принятием ряда законодательных и нормативных актов в недалеком будущем приведут к развитию цивилизованного рынка земли в Украине.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Алчиан А.А. Рента. Экономическая теория. Под. Ред. Дж. Итуэла, М. Милгейта, М.: Инфра-М.,2004, 135 с.
  2. Билецька Г.М. «Становлення та розвиток землi в Україні» - К.; журнал «Экономика, финансы и право» № 11; 2006, 216 с.
  3. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»; «Юристь»; 2000, 568 с.
  4. Гарбуз М.Л. «Формування і розвиток ринку землі в Україні» - К.; журнал «Экономист» № 9; 2005, 113 с.
  5. Даниленко А.С. «Формирование рынка земли в Украине» - К.; журнал «Урожай»; 2002, 280 с.
  6. Добрынин Н.В.«Экономическая теория»; «Питер» 3-е изд.; 2004, 544 с.
  7. Макконел К. Р., Брю С. Л. Аналитическая экономия. Принципы, проблемы и политика. Часть 2. Микроэкономика: / пер. с англ. 13 изд. – Львов, Просвита, 1999, 854 с.
  8. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 2-го изд. В 2т. – М.: Республика, 1992, 925 с.
  9. Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. – М., 1996, 128 с.
  10. Малый И. К вопросу о теории земельной ренты и проблемах реформирования земельных отноешний. Экономика Украины, 2000, №8.
  11. Мартин О.Г. «Формирование рынка земли в Украине» «Региональная экономика» № 2, 2004, 211 с.
  12. Нуреев Р. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – М.: Инфра-М, 1998, 245 с.
  13. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2006, 456 с.
  14. Тулуш Л.Д. Економічний зміст плати за землю. Фінанси України, 2002, №9.
  15. Экономическая школа. 50 лекций по микроэкономике: В 2т. – Спб.: Высшая школа экономики, 2000. т.2, 230 с.
  16. Ястремскький О., Гриценко О. Основи мікроекономіки. – К.: Знання, 1998, 244 с.

Информация о работе Рынок земли и рентные отношения