Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов оценки рынка земли в современном рыночном хозяйстве Республики Беларусь. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить сущность организации рынка земли;
рассмотреть проблемы становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике;
проанализировать рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития.
Введение 3
1. Рынок земли: особенности структуры и ценообразования 5
1.1 Специфика рынка земли 5
1.2 Предложение и спрос на землю 6
1.3 Механизм ценообразования 10
1.4 Налогообложение земли 12
2. Проблема становления рынка земли в условиях перехода к рыночной экономике 15
3. Рынок земли в Республике Беларусь: особенности функционирования, проблемы и перспективы развития 22
3.1 Оценка распределения земельного фонда Республики Беларусь 22
3.2 Анализ типов и форм собственности на земельные ресурсы в Республике Беларусь 25
3.3 Пути совершенствования государственного управления собственностью на землю в Республики Беларусь 28
Заключение 36
Cписок использованных источников 38
Одной из основ устойчивого
развития общества является организация
рационального использования и
охраны земельных ресурсов, обусловленная
формированием оптимальной
Территория Республики Беларусь занимает 207.6 тыс. кв. км. По областям: Брестская область: площадь - 32,8 тыс.км 2, Витебская область: площадь - 40,1 тыс.км 2, Гомельская область: площадь - 40,4 тыс.км 2, Гродненская область: площадь - 25 тыс.км 2, Минская область : площадь - 40,2 тыс.км 2, Могилевская область: площадь - 29,1 тыс.км 2 [5, с. 8].
Рисунок 3.1 - Структура земельного фонда Республики Беларусь по видам земель
(на 01.01.2010)
П р и м е ч а н и е - Источник: [7, с. 11]
Общий земельный фонд страны по состоянию на 1 января 2010 г., по данным Государственного земельного кадастра Республики Беларусь, составляет 20759,8 тыс.га. Структура земельного фонда по видам земель отражена на рисунке 2.1. В структуре земельного фонда в 2009 г. по сравнению с 2008 г. существенных изменений не произошло. Сохранилась положительная направленность в динамике площади лесных земель и земель под древесно-кустарниковой растительностью. В то же время площадь сельскохозяйственных земель продолжала планомерно сокращаться.
Наблюдалась наметившаяся ранее тенденция к увеличению площади земель под застройкой, а также под дорогами и другими транспортными путями, общая площадь которых за текущий год возросла на 18,1 тыс.га, а также к уменьшению нарушенных, неиспользуемых и иных земель, которые ежегодно сокращаются на 5–10%. На 3% увеличилась площадь земель под улицами, площадями и другими местами общего пользования, в то время как в предыдущий пятилетний период площадь данного вида земель сокращалась.
Отмечалось, как и в период с 2005 по 2007 г., сокращение земель под болотами, площадь которых в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшилась на 6,9 тыс.га. Площадь земель под водными объектами практически не изменилась.
Кроме характеристики земельного фонда страны по видам земель производилась его оценка по категориям землепользователей (табл. 3.1) [7, с. 11].
Вид земель |
Площадь, тыс. га | |||
2009 г. |
2008 г. |
+/– в 2009 г. по сравнению с 2008 г. |
+/– в 2008 г. по сравнению с 2007 г. | |
Сельскохозяйственные земли |
8968,0 |
8984,9 |
–16,9 |
–26,6 |
Лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью |
9008,1 |
8979,9 |
+28,2 |
+87,6 |
Земли под болотами |
894,6 |
901,5 |
–6,9 |
+1,4 |
Земли под водными объектами |
469,9 |
469,6 |
+0,3 |
–7,1 |
Земли под дорогами и другими транспортными путями |
386,1 |
371,9 |
+14,2 |
+7,5 |
Земли под застройкой |
331,5 |
327,6 |
+3,9 |
+3,7 |
Земли под улицами, площадями и иными местами общего пользования |
147,0 |
142,5 |
+4,5 |
–5,8 |
Нарушенные, неиспользуемые и иные земли |
554,6 |
581,9 |
–27,3 |
–60,7 |
П р и м е ч а н и е - Источник: [7, с. 11]
В 2009 г. наибольшая площадь земель принадлежала сельскохозяйственным организациям и крестьянским хозяйствам (43,4% территории страны). По сравнению с 2008 г. площадь земель данной категории возросла на 87,6 тыс.га, что связано преимущественно с передачей сельскохозяйственным организациям неиспользуемых земель граждан и земель запаса.
Доля земель государственных
В 2009 г. также сократились площади земель граждан, включающие земельные участки, предоставленные им для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хохозяйства, дачного строительства, сенокошения и выпаса скота, а также традиционных народных промыслов. Данная тенденция наблюдалась и в предыдущие годы. За трехлетний период площадь таких земель сократилась на 139,1 тыс.га и в 2009 г. составила 5,5% площади земельного фонда страны.
Таблица 3.2 - Структура земельного фонда Республики Беларусь по основным категориям землепользователей и ее изменение в 2009 г.
Земли по категориям землепользователей |
Площадь, тыс.га | |||
2009 г. |
2008 г. |
+/– в 2009 г. по сравнению с 2008 г. |
+/– в 2008 г. по сравнению с 2007 г. | |
Земли сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств |
9007,7 |
8959,9 |
+47,8 |
+39,8 |
Земли граждан |
1145,0 |
1218,6 |
–73,6 |
–65,5 |
Земли государственных |
8286,5 |
8317,7 |
–31,2 |
+18,2 |
Земли организаций промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения |
723,1 |
683,1 |
+40,0 |
–7,0 |
Земли организаций природоохранного,
оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного |
887,1 |
887,1 |
0,0 |
+7,9 |
Земли организаций, эксплуатирующих
и обслуживающих |
39,5 |
40,1 |
–0,6 |
+0,2 |
П р и м е ч а н и е - Источник: [5, с. 8]
Площадь земель организаций природоохранного,
оздоровительного, рекреационного и
историко-культурного
В собственности Республики Беларусь находятся все земли, кроме земель переданных в частную собственность. Земли, принадлежащие государству, передаются соответствующим органам государственного управления в пользование, аренду, владение, а также отчуждаются в частную собственность в соответствии с земельным законодательством.
Распределение земель по видам собственности на 01.01.2010 г. приведена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.3 - Структура собственности на землю в Республике Беларусь на 01.01.2010
П р и м е ч а н и е - Источник: [8, с. 14]
В собственности государства находится на 01.01.2010 г. – 72,2%, в собственности юридических лиц 26,7% и в собственности граждан и физических лиц - 1,1%. В частной собственности могут находиться земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого(ых) дома(ов), для садоводства и огородничества, ведения сельскохозяйственного производства, строительства предприятий, добычи полезных ископаемых. Площадь перечисленных земельных участков ограничивается только возможностями местности, на которой они расположены. Решение о размерах конкретных земельных участков принимают органы государственного управления совместно с органами местного самоуправления. В случае разногласий между ними решение принимает хозяйственный суд.
Распределение приватизированных земель по формам собственности и собственникам представлена на рис. 3.4.
Рисунок 3.4 - Распределение приватизированных земель по формам собственности и собственникам на 01.01.2010
П р и м е ч а н и е - Источник: [8, с. 14]
Распределение приватизированных земель по формам собственности и собственникам в 2009 г. состояла из: 61,4% - общая долевая собственность (земельные доли в собственности граждан), 21,0 % невостребованные земельные доли в собственности граждан, 11,4 % - земли в собственности граждан в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, в садоводческих и дачных кооперативах и т.д., 5,4 % - земли в собственности юридических лиц, 0,8 - общая совместная собственность.
Распределение
земельных участков, находящихся
в собственности граждан
Рисунок 3.5 - Распределение земельных участков, находящихся в собственности граждан на 01.01.2010
П р и м е ч а н и е - Источник: [8, с. 11]
Распределение земельных участков, находящихся в собственности граждан на 01.01.2010 г. состоит из: 32,4 % - личные подсобные хозяйства, 29,9 % - крестьянские (фермерские) хозяйства, 27,3 % - собственники земельных участков, 5,0 % - садоводство, 2,3 % - индивидуальное жилищное строительство, 2,0 % - индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, 1,1 % - земельные участки, используемые в иных целях.
За пользование
земельными участками, предоставленными
физическим лицам в частную собственность,
пожизненное наследуемое
Таблица 3.3 - Ставки земельного налога на земельные участки
Категория населенных пунктов |
Ставка налога за 1 га за |
Ставка налога за 1 га за |
Областные центры (кроме |
9 848 100 |
10 832 910 |
Города областного подчинения с населением: свыше 100 тыс. жителей от 50 до 100 тыс. жителей до 50 тыс. жителей |
7 153 600 4 918 100 2 742 100 |
7 868 960 5 409 910 3 016 310 |
Города районного подчинения |
1 778 200 |
1 956 020 |
Поселки городского типа |
1 200 200 |
1 320 220 |
Сельские населенные пункты |
948 600 |
1 043 460 |
Примечание – Источник: [1, с. 9]
Ставки
земельного налога за один гектар в
2010 году увеличились на 10% по отношению
к ставкам 2009 года за исключением тех городов,
территория которых объедена с районами
в одну административно-
Таким образом, одной из самых актуальных задач для белорусского сельского хозяйства является повышение общего уровня конкурентоспособности земельного сектора. Это, естественно, требует существенного повышения качества продукции, улучшения ее товарного вида, освоения товаропроизводителями основ агробизнеса, снижения удельных затрат на производство. Но в числе первоочередных задач развития сельского хозяйства, позволяющих создать в перспективе надежную базу роста конкурентоспособности, является реформирование агросектора и создание на месте инертных и низкоэффективных предприятий рыночного типа, ориентированных на удовлетворение потребительского спроса в зависимости от спроса и предложения.
Несмотря на то, что в результате массовой приватизации большинство предприятий стали частными, достигнуть желаемых результатов при приватизации государственных земель не удалось:
-не сформирован
широкий слой эффективных
-структурная
перестройка экономики не
-привлеченных
в процессе приватизации