ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержание
права собственности в объективном
смысле как института земельного
права составляет содержание норм права,
регулирующих экономические отношения
земельной собственности. Нормы этого
института содержатся в Конституции Республики
Беларусь, Кодексе о земле, Гражданском
кодексе и целом ряде законов и подзаконных
актов. Правомочие владения означает
возможность собственника реально обладать
землей, считать ее своей, управлять ею,
вести учет земель, обеспечивать их сохранность
и представляет собой юридически обеспеченную
возможность хозяйственного господства
над имуществом. Собственник регистрирует
земельный участок за собой, учитывает
в составе своего имущества, ведет освоение,
отграничивает от соседних участков путем
установления ограничительных знаков,
может потребовать возврата земли из чужого
незаконного владения, например, в случае
самовольного захвата, может с помощью
соответствующих служб воплотить проект
землеустройства, закрепить границы земельного
участка на местности, произвести зонирование
территории. Таким образом, субъективное
право земельной собственности состоит
в комплексе правомочий собственников
по владению, пользовании распоряжению
землей, осуществляемых собственниками
самостоятельно, своей властью, подчиняясь
только требованиям законодательства.
В целом можно сказать, что право частной
собственности на землю, т.е. закрепленное
законом определенное состояние принадлежности
материальных благ, охраняется нормами
едва ли не всех отраслей права: уголовного,
административного, трудового, регулирующего,
земельного, и др.
Учитывая
антирыночный менталитет значительной
численности населения Беларуси,
сложившийся за период функционирования
административно-командной системы и
усиленный противоречиями нынешней реформы,
приверженность населения страны к социальным
гарантиям, можно с достаточно высокой
степенью достоверности полагать, что
Беларусь будет придерживаться, в основном,
модели социально ориентированной экономики
рыночного типа. Становление данной модели
более длительное по сравнению с либеральной.
Но ускорять реформы без учета психологического
фактора опасно, поскольку это может привести
к подрыву самих основ рыночных преобразований.
В данный момент наиболее существенной
и в то же время объективно трудноустранимой
на современном этапе причиной проблемного
состояния земельного рынка в Беларуси
выступает большие затраты на освоение
земли, неразвитость производственной
инфраструктуры в сельской местности,
недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное
производство и на восстановление земли.
Вместе с тем есть и вполне
устранимые причины, сдерживающие становление
полноценного земельного рынка. К ним
относятся: недостаточная государственная
поддержка землевладельцев; недоверие
людей к властям и проводимой ими экономической
политике; неразвитость системы средне-
и долгосрочного кредитования; коррумпированность
властей. Для квалифицированного решения
проблем развития и определения перспектив
использования земельно-недвижимого комплекса
Беларуси необходимо существенно укрепить
научное обеспечение управленческой деятельности
в данной сфере. Целесообразно также организовать
институт соответствующего профиля, создать
Министерство земельно-недвижимого экономического
ресурса. Принципиальное значение в развитии
земельного рынка Беларуси будет иметь
создание соответствующих земельных финансовых
инструментов и агрегатов: земельных акций,
облигаций, векселей, сертификатов и иных
ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных
инвестиций. Создание таких структур,
как Земельный банк, Земельный залоговый
фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных
сделок с земельно-недвижимыми объектами.
В заключение можно сказать, что
главной задачей на сегодня является
создания полноценной рыночной инфраструктуры,
прогнозирования перспектив развития
земельного рынка, выявления сегментных
и региональных его диспропорций, разработки
и осуществления мер регулирования, позволяющих
нейтрализовать негативные отклонения
в его функционировании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аграрное право: учебник для вузов. Под ред. Гожинов В.Р.– М.: Юристъ, 2003. – 375с.
- Гавриленко В.Г. Энциклопедия земельного права / В.Г. Гавриленко, Н.И. Ядевич. – Мн.: Бип-С, 2006. – 198с.
- Корбут Н.П. Реализация земельного права в РБ // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №. 7– С.95.
- Крохина Ю.А. Методологические аспекты землепользования в РБ // Право и политика. – 2010.
- №8. – С.87.
- Мисюров С. Земельное деление // Налоговый вестник – 2010 - №09. – С.6-9.
- Основы экономической теории: Метод. пособие/ под. ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО Мисанта, 2003. – 128 с.
- Подпорина И. Земельное право Республики Беларусь // Экономист. - №2010.
- №7. – С.78.
- Рязев А. Д. Земельное деление в РБ //НЭГ. - № 7. - 2010г - С.121.
- Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: Учеб. Пособие. – Мн.: Амалфея, 2006. – 480с.
- Станкевич Н.Г. Комментарий к законодательству Республики Беларусь о земле. – Мн.: Амалфея, 2005. – 400с.
- Тихонов А.О. Земельные вопросы в Беларуси // НЭГ:–2010 .-№8.
- Улюкаев В.Х. Земельное право: учебник. 3 изд., испр., доп. – М.: Былина, 2002. – 368с.
- Хлыстун В.Н., Улюкаев В.Х. Земельные отношения и механизм их регулирования. – М.: Знание, 2003. – 235с.
- Экономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, под. ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. – 431 с.
- Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2003. – 374 с.
- Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие/ Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.; ООО Новое знание, 2004. – 664 с.
- Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.
- Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Н.И.базылева, С.П. Гурко. – Мн.:БГЭУ,
2005. – 752с.