Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
Любое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, всегда сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:
Что должно производиться, т.е. какие из взаимно исключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве?
Как будут производиться товары, кем, с помощью каких ресурсов и какой технологией, на каких типах предприятий? Существуют различные варианты производства всего набора благ и каждого из них в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, использовать земельные участки, выпускать автомобили и т.д.
Для кого предназначаются произведенные товары, в каких пропорциях будут распределяться между людьми, семьями, кто будет извлекать из них пользу?
Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Решение этой проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.
Различают три типа производства: единичное, серийное, массовое.
Единичное производство характеризуется малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление и ремонт которых, как правило, не предусматриваются.
Массовое производство характеризуется большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция.
Единичное и близкое к нему мелкосерийное производства характеризуются изготовлением деталей большой номенклатуры на рабочих местах, не имеющих определенной специализации.
7. Собственность: сущность и многообразие форм.
Собственность выражает характер присвоения в обществе. Для экономиста собственность это не вещь, не отношение человека к вещи, а отношение между людьми по поводу присвоения экономических благ.
Присвоение – возможность использовать в производстве и потреблении некое благо исключительно данным субъектом эконом отношений.
Отчуждение – лишение возможности данного субъекта использовать данное благо при производстве или потреблении.
Форма собственности выражает конкретно-исторический тип присвоения.
Формы собственности различаются по четырем основным признакам: 1) субъекты собственности; 2) цели хозяйствования; 3) характер управления; 4) принципы распределения и использования доходов, в том числе прибыли
При частной собственности (в ее классической форме) субъектами собственности могут быть индивид, группа индивидов, семья. Производство ориентировано на максимизацию дохода, прибыли, управление осуществляется единолично, весь продукт и прибыль, если она есть, присваиваются собственником материальных ресурсов.
При государственной собственности государство как субъект собственности, исходя из целей поддержания экономической и социальной стабильности, стимулирования экономического роста, осуществляет централизованное управление, распределяет и перераспределяет доходы.
Коллективная. Субъекты собственности - Трудовой коллектив (ТК).Цель- Благосостояние всех челнов ТК. Характер управления - Самоуправление. Принцип распределения доходов - Фонд личного потребления распределяется по трудовому вкладу и/или на основе уравнительного распределения.
8.Экономическая организация
9.Товарное хозяйство:
10.Рынок: понятие, виды, субъекты. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.
11.Функции рынка. Принципы и
инструменты механизма
12.Конкуренция: сущность, виды, формы. Методы конкурентной борьбы.
19. Эластичность
спроса по доходу и
Эластичность спроса по доходу – это соотношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей:
где Q1 – количество до изменений;
Q2 – количество после изменений;
Y1 – доход до изменений;
Y2 – доход после изменений.
Эластичность
спроса по доходу равна отношению
процентного изменения в
Потребитель
по-разному меняет спрос на различные
товары при изменении дохода. Поэтому
показатель может иметь различные
(положительные и
Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Такое бывает со спросом на товары длительного пользования.
Вероятна и другая ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Речь идет об аномальных или низкокачественных товарах. Такие товары потребители при растущем доходе покупают меньше, предпочитая более высококачественные.
Изменение эластичности по доходу связано с понятием номинальных товаров и товаров низшего качества. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные товары будет положительна.
Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении. Значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к росту или падению дохода.
Эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:
положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;
отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;
нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.
Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).
Формула перекрестной эластичности выглядит так:
Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на белый хлеб вызывает спрос на черный хлеб. Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб.
20. Эластичность
предложения. Факторы,
Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения.
Эластичность предложения можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.
Коэффициент эластичности предложения
Измерение
эластичности предложения производится
с помощью коэффициента эластичности.
Он рассчитывается как отношение
процентного изменения
Es = ΔQA : ΔP.
Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:
эластичное предложение;
неэластичное предложение;
предложение единичной эластичности
Рис. Кривые предложения с разной степенью эластичности
Кроме того,
эластичность предложения также
может принимать крайние
Степень
эластичности предложения может
иметь и графическую
На рисунке представлены различные варианты эластичности кривой предложения.
На рис. А) S1 – не эластичное предложение (Е < 1); S2 – предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 – эластичное предложение (Е > 1).
На рис. B) S1 – абсолютно неэластичное предложение (Е =0); S2 – абсолютно эластичное предложение (Е = ∞).
Факторы, влияющие на эластичность предложения
На эластичность
предложения оказывают влияние
различные факторы: цены на сырье
и уровень заработной платы, ставка
процента, наличие резервных
Решающую роль в эластичности предложения имеет количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают следующие периоды:
текущий период – это период, в течение которого производитель не имеет возможности приспособиться к уровню изменения цен;
краткосрочный период – это период, в течение которого производители не успевают в полном объеме отреагировать на изменение цен. Следовательно, не успевают изменить производственные мощности
долгосрочный
период – характеризуется достаточным
временем, для того чтобы производитель
полностью приспособился к
21. Потребительский
выбор и его особенности:
Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.
Условие равновесия потребителя:
где MUi – предельная полезность i-того блага;
Pi - цена i-того блага.
Соотношение между предельными полезностями любых благ равно соотношению их цен:
MU1 : MU2 : … : MUn = P1 : P2 : … : Pn .
Обозначим взвешенную предельную полезность через λ (MUi / Pi ), это будет предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MUi = Pi λ.
Это означает, что MU блага равняется предельным затратам потребителя.
Полезность
блага – это способность
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (TU). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (MU) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда MU становится = 0. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление блага приносит вред (MU отрицательна), то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.
Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов.
Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет 1-й стакан воды. Второй стакан принесет ему меньшее удовлетворение, чем 1-й, третий – меньшее, чем 2-й, и т.д. И так будет происходить до тех пор, пока MU очередного стакана не будет равна 0. Хотя общая полезность возрастает, MU при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности.