Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

ответы на экзамен по экономике.docx

— 204.50 Кб (Скачать документ)

Согласно  данной теории, цена блага для потребителя  определяется предельной полезностью.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности  блага (MU) с ростом его количества (Q):

В современной  теории потребительского выбора предполагается, что:

1) денежный  доход потребителя ограничен;

2) цены  не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

3) все  покупатели прекрасно представляют MU всех продуктов;

4) потребители  стремятся максимизировать совокупную  полезность.

Теория  потребительского  выбора основывается на следующих постулатах:

1.    Множественность видов потребления. 

2.    Ненасыщеность. MU всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория исходит из постоянства  и определенной согласованности  вкусов потребителя. Логически  это можно выразить так: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция.  Потребитель согласен отказаться  от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая  предельная полезность.

22. Потребительское  предпочтение: кривая безразличия,  бюджетное ограничение, предельная  норма замещения. Эффект дохода  и эффект замещения.

Чтобы выбрать  на рынке товар, покупатель должен измерить его предельную полезность и сравнить с другими. В процессе развития теории маржинализма возникло два направления – кардиналистов и ординалистов – каждое из которых по-своему объясняло этот механизм.

Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты – относительное. Кардиналисты ввели в науку единицу полезности – ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение – взвешенную предельную полезность.

где MV –  взвешенная предельная полезность; MV –  предельная полезность блага; P – рыночная цена блага, товара, услуги.

Сравнение взвешеных предельных полезностей различных благ – критерий выбора потребителей у кардиналистов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большой предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:

где MV – предельная полезность блага; P– рыночная цена товара.

Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:

аксиома полной упорядоченности – позволяет  покупателю определиться в порядке  предпочтений (если значения наборов  товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);

аксиома транзитивности – дает возможность  соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно  предпочтительнее третьего;

аксиома ненасыщения – гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;

аксиома независимости  потребителя предполагает, что степень  удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.

Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.

Систему потребительских  предпочтений можно представить  в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.

Кривая  безразличия – геометрическое место  точек, показывающее совокупность наборов  товаров, обладающих равной полезностью  для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров.

Кривая безразличия 

a, b, c, d– различные наборы товаров A и B; U – кривая безразличия.

Если  у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые  кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия.

Карта безразличия 

Характер  наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель  готов заменить один товар в наборе на другой.

Предельная  норма замещения – это максимальное количество товара, от которого потребитель  готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара. Предельную норму замещения можно выразить математически и графически.

где MRS –  предельная норма замещения; x и y – товары.

Предельная  норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага.

Предпочтения  не полностью объясняют поведение  потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность  потребителей, зависящая в свою очередь  от бюджета потребителя и уровня цен.

Предельная  норма замещения а, в, с – наборы товаров.

Черта покупательной  способности, ограничивающая потребительский  выбор на рынке, называется бюджетной  линией.

Она строится путем попеременного отложения  на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода  бюджета.

Бюджетная линия

Бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов) показывает, какие потребительские  наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I –  доход потребителя, Рх – цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют купленные кол-ва благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Рх Х + Рy Y

При Х=0, Y= I/Рy , т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х = I/Рх, т.е. мы находим кол-во блага Х, которое потребитель может купить по цене Рх.

Эффект  дохода возникает вследствие того, что при снижении цены одного из благ потребительской корзины покупатель может предъявить возросший спрос  при прежней величине дохода, а  при повышении цены на товар вынужден будет снизить спрос при прежнем  доходе. Как правило, при повышении  цены товара потребитель в силу эффекта  дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и  меньше – дорогих.

Эффект  замещения указывает на то, что  при изменении соотношения цен  товаров потребитель замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При  этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение потребителя  при изменении цены одного из товаров  потребительской корзины – сумма  эффектов дохода и эффекта замещения.

Эффект  дохода и эффект замещения впервые  исследовали Дж.Хикс и Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

Эффект дохода и эффект замещения по Дж.Хиксу

Линия бюджетного ограничения (1) соответствует первоначальным ценам благ и доходу покупателя. Потребительский выбор при ней  находится в точке А и обеспечивает общую полезность U1. При снижении цены товара Х бюджетная линия примет вид (2), а рациональный выбор переместится в точку С на кривой безразличия U2. Эффекты замещения и дохода показаны с помощью фиктивной линии бюджетного ограничения (3), наклон которой соответствует новому соотношению цен, но реальный располагаемый доход позволяет достичь лишь прежнего уровня благосостояния U1 в точке В, то есть остается неизменным. Таким образом, перемещение из точки А в точку В показывает эффект замещения, вызванный изменением соотношения цен, а перемещение из точки В в точку С является результатом роста реального дохода.

Эффект дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому

Первоначальная  бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень полезности U1 в точке  А . При снижении цены товара Х новая  бюджетная линия (3) позволит переместить  рациональный потребительский выбор  в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки В в точку С – показывает эффект роста реального дохода.

23. Предпринимательство:  сущность, черты, виды. Мотивация  поведения фирмы.

Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную  ответственность.

Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как  производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инвестиционная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказания услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).

В наибольшей степени предпринимательство характеризуется  такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все  это вместе взятое, в совокупности должно быть присуще экономической  деятельности с тем, чтобы ее можно  было с полным основанием назвать  предпринимательской или бизнесом.

Предпринимательство - общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин способный  действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать  граждане иностранных государств и  лица без гражданства. Однако, далеко не все кто имеет право стать предпринимателем должны ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умение работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же, надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а повседневный тягостный изнурительный труд.

Предприниматель призван удовлетворить запросы  определенного круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар  и получая за это денежную выручку.

Конечный  продукт предпринимательской деятельности реализуемый потребителю в виде товара, может быть самым разнообразным. Это все то, в чем нуждается потребитель и что способен предложить ему предприниматель: здания, сооружения, жилье, имущественные ценности, потребительский товар, информация, интеллектуальный продукт, деньги, валюта, ценные бумаги, все виды услуг, строительные и другие работы.

Черты:

самоокупаемость,

инициативность,

ответственность,

риск,

активный  поиск,

динамичность,

мобильность.

Виды:

Индивидуальное

Государственное

Коллективное 

Полное товарищество

Товарищество  на вере

Общество  с ограниченной ответственностью

Общество  с дополнительной ответственностью

Закрытое  акционерное общество

Открытое  акционерное общество

По степени  законности выделяют:

Законное,

Незаконное (Ст. 171 УК РФ)

Лжепредпринимательство (Ст. 173 УК РФ).

По характеру  деятельности различают:

Производственное,

Торгово-коммерческое,

Кредитно-финансовое,

Сервисное (оказание услуг) и др.

Для защиты своих интересов бизнес-сообщество по закону «О некоммерческих организациях»  может формировать различные  ассоциации.

Большинство ученых (экономистов) сходятся на том, что главным мотивом любого предпринимательства  является возможность получения  прибыли, а основным принципом деятельности служит достижение максимальной прибыли.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"