Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

ответы на экзамен по экономике.docx

— 204.50 Кб (Скачать документ)

1. Экономика: предмет и функции. (сидельникова 1-6)

Экономика – хозяйство в широком смысле этого слова, т.е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов используемых людьми с целью обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей.

Экономика – это экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе людьми в процессе производства, распределения, обмена  и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени.

Экономика - наука изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общество в целом.

Функции:

-  Познавательная функция. Экономическая теория помогает понять закономерности развития и функционирования экономики.

- Прогностическая функция. Познав закономерности экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее.

- Идеологическая (критическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только раскрывают существующий порядок вещей, но и дают ему определенную оценку.

- Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.

2. Методы исследования экономических  явлений. Экономические законы  и категории.

Метод абстракции - очищение наших представлений от случайного, второстепенного в явлениях для выяснения их сущности. Именно путём абстрагирования (обобщения) выводятся экономические категории - научные понятия, характеризующие важнейшие стороны экономических явлений (продукт, конкуренция, спрос, монополия и др.)

Сочетание анализа (мысленного разложения сложного целого на простые элементы для выявления их особенностей) и синтеза (объединения расчленённых и проанализированных элементов в единое целое).

Сочетание индукции (умозаключения от единичных фактов к общим выводам) и дедукции (применение общих положений к частным случаям).

Метод сравнения - определение сходства или различия явлений.

Метод аналогии - перенос свойств с известного явления на неизвестное.

Использование гипотез - выдвижение научно обоснованных предложений о причинах или связях явлений и процессов. При этом даются доказательства, т.е. истинность одной мысли обосновывается при помощи других.

Экономический закон – это существенное, необходимое, устойчивое отношение в экономических  явлениях и процессах, определяющее их развитие.

Различают следующие экономические законы:

1. Всеобщие законы  - действующие на всех ступенях развития человеческого общества, во всех общественно-экономических формациях:

- Законы возвышающихся потребностей;

- Законы общественного разделения труда;

- Законы  повышения производительности труда и др.

2.  Общие экономические законы  - действуют при наличии общих социально-экономических условий (товарно-денежные отношения):

- Законы стоимости;

- Законы спроса и предложения;

- Законы денежного обращения и. др.

Экономическая категория — абстрактное понятие о каком-то явлении или предмете, это наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества — спрос, предложение, производство, цена, полезность, издержки, прибыль и многие другие.

3. Экономическая система: сущность, основные элементы. Типы экономических систем и их основные черты. Смешанная экономика и ее модели.

Современная экономическая наука определяет экономическую систему как совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм.

Структурными  элементами в любой экономической  системе выступают:

Производительные  силы, которые включают предметы труда, средства труда, науки, информации, рабочую силу.

Социально-экономические  отношения, основанные на определенной форме собственности на средства производства.

Технико-экономические  отношения, которые определяются уровнем развития техники и технологии и характеризуют разделение труда и взаимоотношения людей в процессе производства.

Организационно-экономические  отношения – это отношения, касающиеся установления эффективных форм организации экономических связей между предприятиями, которые проявляются в процессах специализации, кооперации, комбинирования, концентрации производства.

Хозяйственный механизм – это совокупность форм, методов и систем управления хозяйством на макроуровне на основе использования экономических законов, экономических рычагов, правовых норм и институциональных образований.

Тип экономических связей между хозяйственными субъектами.

Современная экономическая теория определяет два  критерия принадлежности к определенному  типу экономической системы: форма  собственности на средства производства; способ координации действий экономических  субъектов.

По этим критериям  выделяются следующие типы экономических  систем: Традиционная экономика. Рыночная экономика свободной конкуренции. Командная экономическая система. Смешанная экономическая система.

Традиционная  экономика основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Характерные черты экономик традиционного типа:  Слабое развитие техники и технологий производства; Большая доля ручного труда во всех отраслях экономики; Незначительная роль в традиционной экономике предпринимательства, в том числе и малого при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных подразделений; Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества традиций и обычаев.

Рыночная  экономическая система.  Основные особенности капиталистической экономики: Частная собственность; Свобода предпринимательского выбора; Конкуренция; Опора на рыночную систему; Ограниченная роль государства.  Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Государство же в свою очередь осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.

Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом.

4. Становление и развитие экономической науки.

Экономическая мысль зародилась еще в древности. Это была определенная сумма взглядов на хозяйственные явления, на ушийни силы экономической деятельности людей. Существенного развития она достигла в эпоху рабовладения.«Экономикс» (домашнее хозяйство)-так называлась работа выдающегося мыслителя древней Греции Ксенофонта, в которой предпринята попытка обосновать мотивы хозяйственной деятельности людей, высказан ряд интересных экономических мыслей. Мощным толчком к формированию экономической науки стало становление во всех структурах общественной жизни капиталистических отношений, когда бурными темпами стали развиваться производительные силы, стали формироваться рынок, обмен, торговля. Появилась потребность в исследовании всех этих явлений, изучении закономерностей функционирования экономии в целом. В конце концов, встал вопрос и об источниках богатства наций и народов, групп людей, отдельных лиц, средства их измерения. Происходит и становление экономической теории как науки под названием политическая экономия. Этот термин был впервые применен французским экономистом Антуаном Монкретье в труде "Трактат политической экономии" (1615 г.). Долгое время именно под этим названием развивалась экономическая теория. Выдающееся место в истории политической экономии заняло учение меркантелистив. Оно зародилось в XVI-XVII св странах Западной Европы. Выражая интересы торговой буржуазии, это учение было направлено против феодализма. В меркантелистив объектом исследований был обращение, в частности большое внимание, уделялось внешней торговле. Перенос анализа из сферы обращения. В производство стало началом экономической науки, что связано со становлением капиталистического строя. Именно его развитие обусловил упадок меркантилизму и возникновения классической буржуазной экономической науки. Исторически первыми на путь капитализма стали Англия и Франция, где и зародилась классическая буржуазная политическая. Ее основателями были Уильям Петти (1623-1687 гг, Англия) и физиократы во главе с Франсуа Кене (1694-1774 гг, Франция). Вопрос о происхождении богатства переносится ими из сферы обращения в сферу производства.В начале XIX в. на общественной арене появилась такая револиоцийна сила, как пролетариат. Выражая интересы робиничого класса, К. Маркс и Ф. Энгельс поставили на научную почву социалистическую идею, освободили ее от утопических иллюзий, с одной стороны, и отделили от грубого, уравнительного коммунизма, с другой. Сформировался так называемый марксистское направление в политической экономии. Маркс и Энгельс впервые для познания экономических процессов применили метод материалистической диалектики. Отношение нового общества они связывали с высшим развитием материального производства, демократии и личности.

5. Потребность и экономические ресурсы. Факторы производства и их виды.

Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности.

Экономические ресурсы. Для получения экономических благ необходимы дополнительные средства, т.е. экономические ресурсы. К ним относят:

Труд  в виде осознанной деятельности людей  направленной на создание необходимой  их потр.

Природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха  и т.д.

Средства  производства в виде средств труда и предметов труда

Средства  труда

Предметы  труда (сырьё)

Денежные  средства

Информационные  ресурсы

Время

Факторы производства (производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги. В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.).

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

6. Общественное производство: сущность, результаты, тенденции, основные проблемы, типы организации.

Первоначальную  основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и  любовью, люди должны иметь минимум  средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса.

Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.

Средства  труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"