Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
5. Кроме того, будет наблюдаться
тождество основных
58. Современная модель макроэкономического равновесия. Исходные положения и графическая трактовка.
Макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.
При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен.
Если экономика близка
к состоянию полной занятости, то
рост совокупного спроса вызовет
не столько увеличение объема выпуска
(так как практически все
В структуре совокупного спроса можно выделить:
1) спрос на потребительские товары и услуги;
2) спрос на инвестиционные товары;
3) спрос на товары и услуги со стороны государства;
4) спрос на наш экспорт
со стороны иностранцев (или
спрос на чистый экспорт, если
спрос на импорт входит в
первые три компонента
59. Деньги: сущность, этапы развития и функции.
Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот.
Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом. Тому способствовали его свойства:
качественная однородность;
количественная (произвольная) делимость;
портативность (в небольшом количестве золота воплощается большое количество труда);
сохраняемость.
Как обычный товар золото обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота заключается в том, что оно служит для изготовления украшений, золочения, используется в промышленности и т. д. Стоимость золота, согласно трудовой теории стоимости, определяется общественно необходимым трудом, затраченным на его производство.
Золото как всеобщий эквивалент имеет свойства товара особого рода, т. е. обладает особой потребительной стоимостью и особой формой стоимости. Особая потребительная стоимость состоит в свойстве приравнивать к себе стоимости всех прочих товаров. Особенность стоимости золота как денежного материала состоит в том, что оно приобретает форму непосредственной всеобщей обмениваемости.
Деньги выполняют ряд функций.
Классическая политэкономия выделяла пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления (сокровище), мировые деньги.
Современная экономическая наука концентрирует внимание на двух основных, фундаментальных функциях: мере стоимости и средстве обращения.
Функция денег как меры
стоимости состоит в
Для этого нет необходимости иметь наличные деньги, т. е. функцию меры стоимости могут выполнять мысленно представляемые идеальные деньги.
Изначально деньги для выполнения этой функции должны были обладать собственной стоимостью. Эта функция закрепилась за золотом.
Стоимость товара, выраженная в стоимости золота, называется ценой. Чем больше стоимость товара, тем к большему количеству золота он приравнивается. Значит, цена товара находится в прямой зависимости от стоимости товара. На цену товара воздействует не только стоимость товара, но и стоимость золота: если она повышается, то цены товаров должны упасть, и наоборот. Таковы исходные положения трудовой теории стоимости, в которой выясняется прямая, не усложненная великим множеством других факторов связь указанных категорий.
Функцию средства обращения деньги выполняют, когда играют роль посредника в обмене товаров по формуле T-Д-Т, которая распадается на два акта: продажу T-Д и куплю Д-T. Собственник товара, продав его, может отсрочить покупку нового товара и задержать у себя деньги. Тогда кто-то другой не сможет продать свой товар. Значит, в связи с выполнением этой функции возникает формальная возможность кризиса перепроизводства.
60. Цена и ее функции. Система цен и методы ценообразования в рыночной экономике.
Сущность цены раскрывается с помощью трёх концепций: стоимостной, потребительской, и меновой.
Суть стоимостной концепции заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости товара, т.е. совокупности общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда, израсходованного на производство и реализацию данного товара.
Меновая концепция цены состоит в том, что цена целиком обусловливается соотношением спроса и предложения на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента - денег. В рамках меновой концепции цена представляет денежное выражение меновой стоимости товара.
Цена - количество денег ( или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, выражает в денежной форме стоимость единицы товара (услуги).
Категория цены тесно связана
с категорией стоимости (ценности).
Возможность количественного
· конкуренцией предприятий (фирм) различных форм собственности, форм хозяйствования, характером производственных отношений;
· степенью влияния спроса и предложения на цену товаров;
· возможностями государственного регулирования цен;
· динамикой социальных процессов и социальных ориентиров;
· развитием инфляционных процессов.
Цена может перестать быть формой выражения стоимости, так как вещь может иметь цену, не имея стоимости. Цена в этом случае носит не рациональный, а иррациональный характер. Иррациональную форму цены имеют, например, честь, совесть, шельфы и акватории морей и океанов..
2. Функции и роль цены
Социально - экономическая сущность цены развёрнуто проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции цены:
· учётная - цена измеряет в единых признанных денежных знаках стоимость товара, выражает общественно необходимые затраты труда на его производство;
· регулирующая - в рыночной экономике цены представляют собой основной инструмент уравновешивания спроса и предложения.
· распределительная - заключается в возможности за счёт перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара.
· контрольная - цены переводят показатели количества и качества товаров в материально - вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах; цена становится инструментом учёта и контроля;
· социальная - с ценами и их изменением связаны структура и объёмы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
· стимулирующая - как в рыночной, так и нерыночной экономике цены создают заинтересованность предпринимателей и фирм в повышении объёмов производства, снижение издержек ради увеличения прибыли, которая непосредственно связана с ценами на факторы производства, продукцию и услуги;
· информационная - суть этой функции состоит в доведении до всех участников хозяйственной деятельности сведений о конъюнктуре рынка и рыночных ценах
Роль цены заключается в том, что:
1) Свободные цены выступают
инструментом поддержания
2) При помощи цены определяются,
анализируются и
3) Ценой измеряется
4) От уровня и динамики
цен на товары и услуги
СИСТЕМА ЦЕН:
1. По сфере обслуживания национальной экономики:
· оптовые на продукцию промышленности
· закупочные на продукцию сельского хозяйства
· тарифы транспорта
· на потребительские товары
· тарифы и услуги
· внешнеторговые
- экспортные
- импортные
Оптовые цены, по которым
предприятия реализуют
Закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;
Тарифы транспорта - плата
за перемещение грузов и пассажиров,
которая взимается
На потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
Тарифы и услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Внешнеторговые цены- цены, формирующиеся в рамках внешнеторговой и таможенной политики, проводимой государством.
Экспортные цены -- это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены -- это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги -- акциз и налог на добавленную стоимость.
2. По степени
участия государства в
· рыночные
· свободные
· монопольные
· демпинговые
· регулируемые:
- фиксированные
-предельные
Рыночные цены по условиям их формирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые.
Свободные цены складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
Монопольные цены (высокие, низкие) формируются в условиях доминирующего положения одного или нескольких субъектов ценообразования.
Демпинговые цены - являются сознательно заниженным одним или несколькими субъектами ценообразования по сравнению со сложившимся рыночным уровнем цен. Они используются как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объёма продаж.
Регулируемые цены - это цены, которые складываются на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Они подразделяются на:
- фиксированные - регулируемые
цены твёрдо определённой
- предельные - регулируемые цены, ограниченные нижним или верхним пределом, предельными размерами снабженческо - сбытовых или торговых надбавок, предельным уровнем рентабельности.
3. По стадиям ценообразованиям:
· оптовые изготовителя
· оптовые отпускные
· оптовые закупки
· розничные
Розничные - цены, по которым
товары реализуются конечному