Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Работа состоит из  1 файл

78 вопросов.docx

— 752.44 Кб (Скачать документ)

· Мировая экономика как  система не может развиваться  без определенного порядка, основанного  на нормах международного публичного частного права, которые регулируют экономические отношения между  государствами, экономическими объединениями, юридическими и физическими лицами.

· Мировое хозяйство является исторической и политико-экономической  категорией. Это объясняется тем, что каждому конкретному историческому  этапу присущи определенные масштабы и уровень производства интернационализации  хозяйственной жизни и социально-экономическая структура.

Субъектами мирового хозяйства  являются хозяйствующие единицы, обладающие необходимым капиталом, способные  организовать производственную деятельность на международном хозяйственном  пространстве и обладающие определенными  международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих  субъектов входят национальные государства, транснациональные компании (ТНК), региональные интеграционные хозяйственные объединения, международные экономические организации.

Международные экономические  организации относятся к числу  важных субъектов мирового хозяйства. В качестве носителя международной  экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития. Последний вместе с  созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

Участниками мирового хозяйства  выступают региональные интеграционные объединения. Их насчитывается свыше 20. Они представляют собой межгосударственные экономические образования, ставящие своей целью постепенное объединение  их хозяйств путем сближения и  изменения хозяйственных механизмов прежде всего во внешнеэкономической сфере.

Региональные интеграционные объединения включат территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Почти все они находятся  на низших уровнях хозяйственного единства. Реальное продвижение к объединению  национальных хозяйств происходит в Западной Европе, где складывается экономическая общность в форме Европейского Союза (ЕС), и в Северной Америке (НАФТА).

 

68. Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели и основные инструменты реализации.

 

Государственное регулирование экономики - это система мер воздействия государства на те или иные стороны экономической жизни с целью достижения устойчивого развития.

Вмешательство государства бывает прямое и косвенное.

Прямое вмешательство предполагает такие меры, как установление фиксированных цен, максимальной или минимальной цены. Например, для поддержки сельскохозяйственных производителей может быть установлена минимальная цена. Для поддержки малообеспеченных граждан может быть установлена максимальная цена на отдельные виды продуктов питания (хлеб, молоко), плата за аренду жилых помещений, коммунальные услуги. Также регулируются цены на продукцию естественных монополий.

Косвенное вмешательство предполагает использование инструментов фискальной, кредитно - денежной политики и т.д. Например, налоговые льготы и налоговые каникулы, государственное инвестирование с помощью Институтов Развития, снижение или, наоборот, повышение ставок Национального банка и использование других инструментов кредитно - денежной политики, политика ускоренной амортизации, образовательные программы, программы занятости, программы поддержки малого бизнеса и т.д.

Используемые меры зависят  от стратегических и текущих приоритетов, состояния экономики.

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы.

Функцией государственного регулирования является воздействие  государства на распределение доходов  в обществе.

В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством.

Здесь прежде всего имеется в виду

 промышленное и банковское  законодательство, при помощи которого  государство пытается поддерживать  определенную структуру - степень  монополизации рынка; 

-тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования;

-трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы;

-наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды

Материальной базой и  важным инструментом государственного регулирования являются государственная  собственность и государственное  предпринимательство. Государственная  собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования.

Социальная политика и  внешнеэкономическое регулирование  являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным  инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого  распределения доходов.

Внешнеэкономическое регулирование  включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Для каждой страны набор  инструментов и степень вмешательства  государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех  или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

 

 

69. Финансы: сущность и структура финансовой системы страны. Государственный бюджет проблема его дефицита.

 

Финансовая  система — это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

  Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

- общегосударственные финансы;

- финансы предприятий и организаций.

  Финансовая система в ее широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

  Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев. Звенья первой сферы — общегосударственных финансов — относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

  Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

  Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно,, особой ролью в финансовой системе.

Главным звеном финансовой системы является государственный  бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она  формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы  той или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет  двухъярусное построение – государственный  и местный бюджет.

 

Через бюджетную систему  реализуются функции бюджета:

 

1.Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2.Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3.Контрольная.

Представляется несомненным, что нормальным состоянием всех видов  бюджетов является равенство доходов  и расходов.

Как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Если сумма расходов равна сумме  доходов, то бюджет считается сбалансированным. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит бюджета, если наоборот - есть превышение расходов над доходами - то это означает наличие бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит -- превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда -- характерен сегодня для большинства развитых стран. Обычно дефицит закладывается уже при составлении государственного бюджета. Наличие последнего является одной из причин инфляции, так как он обычно покрывается выпуском дополнительных денег в обращение. Доход, образующийся у государства в результате выпуска в обращение дополнительного количества денег, называется сеньоражем.

Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

Во время кризисного спада  бюджет, естественно, имеет отрицательное  сальдо (ит. saldo - расчет). То есть при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Профицит - существенное превышение доходов  над расходами - является следствием большого поступления налоговых  платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов  на фазе бума способствует снижению "перегрева" экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить  стабилизирующую политику, которая  призвана "гасить" экономические  колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение доходов и расходов может усилить циклические колебания  экономики. Так, во время кризиса  совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится. 

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется  это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни  общества, увеличением численности  государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно  превышают скорость увеличения ВНП.

Причины возникновения  дефицита бюджета

 

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать  исключительно с чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит может  быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения  правительства осуществлять крупные  государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре  общественного производства.

Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в  экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность  налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных  мер со стороны правительства  по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке  бюджетной политики.

В исключительных случаях  превышение расходов над доходами становиться  результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные источники  финансирования чрезвычайных расходов.

 

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

· Чрезмерных государственных расходов.

· Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов).

 

70. Принцип налогообложения и налоговая система. Сущность и виды фискальной политики государства.

 

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия  налоговой системы. Однако действовавший  в прошлом Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" содержал указанное выше понятие.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"