Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
4. По транспортной составляющей:
· франко-склад поставщика
· франко- станция отправления
· франко- вагон - станция назначения
· франко - склад потребителя
61. Денежная система и ее структура. Основные инструменты монетарной политики государства.
Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательством.
Первая попытка упорядочить денежную систему была предпринята Еленой Глинской в 1435 году, она утвердила рубль, как единую денежную систему. Сначала были открытая и закрытая чеканки. Открытая чеканка заключалась в том, что каждый гражданин, имеющий слитки золота и серебра, имел право чеканить монеты. Закрытая чеканка- монополия закреплялась за государством.
Право чеканить монеты и выпускать их в обращение называется -монетная регалия.
Доход, полученный от чеканки монет, называется - эмиссионным доходом.
Строение денежной системы с развитием товарно-денежных отношений менялось, и на современном этапе элементами денежной системы являются:
1) денежная единица;
2) масштаб цен;
3) виды денег;
4) эмиссионная система;
5) государственный аппарат,
регулирующий денежное
Масштаб цен - весовое количество денежного металла, применяемое в данной стране за денежную единицу и закрепленное законом.
Монетарная политика оказывает
влияние на экономическую конъюнктуру,
воздействуя на совокупный спрос. Объектом
регулирования выступает
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:
1) изменение нормы обязательных резервов
2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
3) операции на открытом рынке
Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов (или нормы резервных требований – required reserve ratio). Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности.
Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования) (discount rate). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.
Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.
62. Инфляция: сущность, источники, методы возникновения, классификация и основные пути её снижения. Основные направления антиинфляционной политики государства.
Инфляция. Существует несколько определений инфляции. Наиболее общие из них: инфляция — это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, также это процесс обесценивания бумажных денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.
Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
Инфляция спроса и инфляция издержек. Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами:
• инфляцией спроса, порождаемой избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство (избыток денежных средств у покупателей);
• инфляцией издержек, возникающей в результате роста издержек (повышение заработков, удорожание сырья и топлива или повышение цен производителей, использующих свое монопольное положение).
В отличие от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста издержек ведет к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском средств, направляемых на рационализацию производства, снижением производственных и трансакционных издержек. В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно.
Структурная инфляция. Различают также особый вид — структурную инфляцию. Такое наименование получила инфляция, сочетающая элементы инфляции спроса и инфляции издержек.
Измерение инфляции.
Показатели инфляции призваны
дать количественную оценку инфляционных
процессов. Одними из широко используемых
показателей служат индексы цен,
в том числе индексы цен
в потребительском секторе
Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Если надо рассчитать (проиндексировать) рост цен, то это не составит особой трудности. Цены базового года можно принять за 100%, а цены последующих лет — пересчитать по отношению к этому году.
В зависимости от темпов (степени) развития различают следующие виды инфляции: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.
Ползучая инфляция характеризуется повышением цен не более чем на 3—5% в год. Подобный темп инфляции наблюдается во многих странах Запада. Ползучая инфляция не сопровождается кризисными потрясениями. Она стала привычным элементом рыночной экономики. Считается, что относительно невысокий, 3%-ный темп инфляции может быть использован для стимулирования производства.
Галопирующая инфляция, в отличие от ползучей, трудно управляема. Среднегодовой рост цен — от 10 до 50% (или несколько выше). Подобный вид инфляции характерен для стран с переходной экономикой.
Наибольшую опасность представляет гиперинфляция. Ее условный рубеж — ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой темп порой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она становится практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам.
Антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную. Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адаптивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Основные рычаги
управления инфляционными
Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
В соответствии
с рассмотренными выше
Меры борьбы с
инфляцией спроса: уменьшение госрасходов;
увеличение налогов;
Политика занятости. Ее цель состоит в повышении эффективности рынков труда таким образом, чтобы при любом данном уровне совокупного спроса уровень безработицы был минимальным. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Это программы, во-первых, по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест, во-вторых, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, по социальному страхованию безработицы.
Государство имеет возможность увеличить общий объем расходов на товары и услуги для того, чтобы создать новые рабочие места. При этом следует отметить, что если рост расходов вызовет рост цен и заработной платы, то это мало повлияет на уровень занятости.
Одно из направлений политики занятости — социальная защита безработных. Социальная политика даст реальный эффект, если будет строиться на основе реальных возможностей экономики, исключит ускорение инфляции и повышение институциональной безработицы.
63. Кредит и его роль в экономике. Структура кредитно-денежной системы страны и характеристика ее элементов.
Под ролью кредита как экономической категории обычно понимают результат функционирования кредитных отношений. Она характеризует конкретное проявление функций кредита в данных социально-экономических условиях.
Необходимо отметить,
что роль кредита имеет
Роль кредита в содействии
непрерывности
Участие кредита в регулировании процесса воспроизводства. Масштабы, степень и характер воздействия регулирующей роли кредита на экономические процессы в национальном хозяйстве во многом определяются способом производства, уровнем развития рыночных отношений и т.п.
Кредит способствует
повышению технического уровня
воспроизводственного процесса, выступает
фактором обеспечения научно-
Роль кредита в повышении жизненного уровня населения. Значительный социальный потенциал кредита раскрывается во многих аспектах его функционирования:
- благодаря кредиту повышается
эффективность общественного
- являясь одним из факторов
внедрения прогрессивной
- кредит положительно
воздействует на состояние