Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".

Работа состоит из  1 файл

78 вопросов.docx

— 752.44 Кб (Скачать документ)

 

Еще одним важным показателем  является национальное богатство - сумма  благ, которая была создана нацией за период ее существования.

 

 

52. Сущность макроэкономических показателей.

 

Теоретическая трактовка  цели и задачи макроэкономической политики представлена широким спектром школ, направлений и практической реальностью. Все это затрудняет научную классификацию  не только современной экономической  мысли, но и практические анализы  использования реальных данных макроэкономических показателей. Поэтому, для измерения  результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной  практике необходимы различные макроэкономические показатели. Такими показателями являются суммарные объемы национального  производства.

 К ним относятся: валовый общественный продукт (ВОП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), промежуточный продукт (ПП).

 Показатели ВОП, КОП,  ЧОП долгое время являлись  основными при оценке результатов  годового производства в бывшем  СССР. В основе методологии их  исчисления лежала марксистская  доктрина о делении общественного  производства на материальное и нематериальное, а труд - на производительный и непроизводительный. Производительным трудом считается только труд, затраченный в сфере материального производства.

 Статистический валовый  общественный продукт исчисляется  как сумма всех производимых  за год благ, создаваемых в  сферах материального производства, вне зависимости от того реализованы  они или нет. Такая методика  исчисления (суммирования) предусматривала  включение в его состав промежуточного  продукта (ПП), используемого в течение  года в процессе производства. В результате возникал повторный  счет затрат сырья, материалов, инструментов, топлива, энергии,  употребляемых на разных стадиях  производственного цикла одних  и тех же товаров.

 

 

53. Индексы цен  в макроэкономике. Индекс Ласпейраса и индекс Пааше.

 

 

Важнейшая макроэкономическая проблема — обеспечение низкого  уровня инфляции и стабильного уровня цен в экономической системе. Это вызывает необходимость введения показателя, позволяющего отражать уровень  цен в экономике. Подобная необходимость  объективно предопределена еще и  тем, что показатель ВВП является величиной стоимостной, т. е. имеющей  денежное выражение. Следовательно, изменение  цен может искажать его величину. При макроанализе учитывают, что некоторые цены из года в год растут, некоторые остаются неизменными, некоторые снижаются. Так как в экономике действуют миллионы цен, то анализировать экономическую ситуацию на их основе невозможно. Поэтому для анализа используется показатель среднего уровня цен в экономике. Изменение среднего уровня цен отражает рост или падение цен в среднем.В зависимости от того какие товары вошли в упомянутый «набор», выделяют следующие индексы цен:

 

• индексы потребительских цен, которые отражают обусловленные изменением цен изменения расходов на приобретение товаров и услуг, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности и восстановления жизнеспособности людей. Индекс цен потребительских благ или индекс потребительских цен (ИПЦ) определяется исходя из рыночной цены корзины товаров и услуг, которая представляет собой покупки типичной городской семьи.. Корзина включает, как правило, свыше 250 различных наименований товаров и услуг;

 

• индексы цен производителей, дающие информацию о динамике цен по отраслям, товарным группам и отдельным товарам. В этот блок индексов входят индексы цен предприятий-производителей промышленной продукции с выделением индексов по отраслям промышленности и от­дельным видам продукции» индексы цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и ее основные вилы, индексы цен в капитальном строительстве, индексы тарифов на грузовые перевозки, индексы тарифов связи и пр.

Если  надо рассчитать соотношения цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен).

 При подсчете ценовых  сдвигов обычно используют два  метода.

 Один из них основывается  на применении индекса (формулы)  Ласпейреса: сравниваются цены текущего периода (р1) и базового (р0) на одинаковый набор товаров (товарную корзину) (q0,).

 

 Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.

 

Другой метод опирается  на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле  Пааше показывают, на сколько фиксированная  товарная корзина текущего периода  дороже или дешевле, чем в базовом  периоде:

 

Оба рассмотренных индекса  имеют недостаток: в них не учитываются  изменения номенклатуры потребительских  товаров а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает.

 

 

54. Совокупный спрос, его структура и  факторы. Графическая модель совокупного спроса.

Совокупный  спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе  продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:

 

 

где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные  инвестиции; G — государственные  закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.

 

 

1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает  как плата за использование  заемных средств. Эффект процентной  ставки связан с тем, что  между уровнем цен в экономике  и уровнем процентной ставки  существует определенная зависимость,  проявляющаяся следующим образом. 

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен  обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или  доход (срочные счета, облигации  и т. п.). Эти финансовые активы  представляют собой форму «овеществления»  богатства населения. Таким образом,  при росте уровня цен в экономике  происходит обесценивание накопленного  богатства. В этой ситуации  население стремится возместить  потери, снижая текущее потребление  и увеличивая отчисления в  сбережения.

3. Эффект импортных закупок.  Импорт и экспорт — важные  составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта  зависят от соотношения цен  внутри страны и за границей.

Все перечисленные  факторы обуславливают изменение  объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит стандартным образом и похожа на график индивидуального или рыночного спроса.

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже. Так как величина AD складывается из четырех основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.

 

 

 

55. Совокупное предложение: сущность, факторы и графическая  модель.

По аналогии с понятием «совокупный спрос» можно выделить агрегированный показатель, который будет отражать сторону предложения на национальном рынке. Речь идет о категории «совокупное предложение». Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен. Экономисты спорят относительно формы кривой совокупного предложения. Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически.

 

 

а графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.

 

Для кейнсианского отрезка  характерна ситуация, когда максимально  возможный объем национального  производства Qmax не достигнут. Очевидно, что здесь существует и недозагрузка производственных мощностей и значительная безработица, т. е. экономика функционирует в условиях неполной занятости и находится в фазе кризиса или депрессии экономического цикла..

Классический участок  графика совокупного предложения  предполагает, что экономическая  система достигла кривой своих производственных возможностей, т. е. функционирует в  условиях полной занятости всех экономических  ресурсов. Это означает, что достигнут  максимально возможный для данной экономики объем внутреннего  производства Qmax (ВВПпатенц). Таким образом, экономическая система находится в фазе подъема экономического цикла. На этом участке любое изменение уровня цен в экономике не приведет к изменению реального объема производства в экономике.

 

56. Классическая модель макроэкономического равновесия. Исходные положения и графическая трактовка.

 

В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос.

Классическая модель описывает  поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения  строится исходя из следующих условий:

  1. объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;
  2. изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
  3. экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;
  4. цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Согласно взглядам сторонников  классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной  способностью. Величина AS имеет фиксированный  характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она  не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.

Согласно классической теории занятость признается полной и эффективной, если работой обеспечены все, кто желает трудиться за равновесную ставку заработной платы, и используются только те работники, которые производят не меньше стоимости своего труда. При этом предполагается, что объем капитала в текущий момент постоянен и может быть изменен осуществляемыми инвестициями лишь со временем, т.е. при любом изменении цен изменений объема производства Q не происходит.

   Это значит, что  кривая совокупного предложения  будет представлять собой вертикальную  линию AS (рис. 14.7). Если же произойдет  снижение цен и производство  станет менее прибыльным, то сокращения  объема выпуска не произойдет, так как снизятся цены на  факторы производства (труд, земля,  капитал). Иными словами, совершенная  эластичность заработной платы,  ренты, процентной ставки не  позволит вывести экономику из  состояния равновесия, т.е. реальный  объем прибыли и объем производства  не изменятся.

 

57. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Исходные положения и графическая трактовка.

 

Кейнсианская  макроэкономическая модель предполагает, что анализ ситуации в экономике осуществляется на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, т. е. в условиях неполной занятости экономических ресурсов и при неизменном уровне цен в экономике, который не меняется в случае изменения совокупного спроса. Это означает, что главным объектом анализа становится только объем производства в экономике. Прежде чем приступить к исследованию кейнсианского подхода, необходимо сделать некоторые допущения.

1. Изучение национальной  экономики осуществляется как  закрытой системы, т. е. не  будет учитываться внешнеэкономическая  деятельность. Это означает, что  в рассматриваемой модели показатели  экспорта, импорта, чистого экспорта  и чистого дохода от использования  иностранных факторов производства  будут равны нулю.

 

2. Анализ ведется без  учета экономической деятельности  государства, это означает, что  государственные закупки, трансфертные  платежи и все виды налогов  (косвенные налоги, взносы на социальное  страхование, налог на прибыль,  индивидуальные налоги) равны нулю.

3. Сбережения в экономике  осуществляются только физическими  лицами, это означает, что нераспределенная  прибыль корпораций равна нулю, амортизационные фонды также  равны нулю.

4. Сказанное выше позволяет  констатировать, что совокупный  спрос в этой упрощенной модели  экономики будет представлен  всего двумя компонентами —  потреблением и валовыми внутренними  частными инвестициями: AD = С+ I&, причем I&=In.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"