Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 09:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике".
Еще одним важным показателем является национальное богатство - сумма благ, которая была создана нацией за период ее существования.
52. Сущность макроэкономических показателей.
Теоретическая трактовка цели и задачи макроэкономической политики представлена широким спектром школ, направлений и практической реальностью. Все это затрудняет научную классификацию не только современной экономической мысли, но и практические анализы использования реальных данных макроэкономических показателей. Поэтому, для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и хозяйственной практике необходимы различные макроэкономические показатели. Такими показателями являются суммарные объемы национального производства.
К ним относятся: валовый общественный продукт (ВОП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП), конечный общественный продукт (КОП), чистый общественный продукт (ЧОП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), промежуточный продукт (ПП).
Показатели ВОП, КОП,
ЧОП долгое время являлись
основными при оценке
Статистический валовый
общественный продукт
53. Индексы цен в макроэкономике. Индекс Ласпейраса и индекс Пааше.
Важнейшая макроэкономическая проблема — обеспечение низкого уровня инфляции и стабильного уровня цен в экономической системе. Это вызывает необходимость введения показателя, позволяющего отражать уровень цен в экономике. Подобная необходимость объективно предопределена еще и тем, что показатель ВВП является величиной стоимостной, т. е. имеющей денежное выражение. Следовательно, изменение цен может искажать его величину. При макроанализе учитывают, что некоторые цены из года в год растут, некоторые остаются неизменными, некоторые снижаются. Так как в экономике действуют миллионы цен, то анализировать экономическую ситуацию на их основе невозможно. Поэтому для анализа используется показатель среднего уровня цен в экономике. Изменение среднего уровня цен отражает рост или падение цен в среднем.В зависимости от того какие товары вошли в упомянутый «набор», выделяют следующие индексы цен:
• индексы потребительских цен, которые отражают обусловленные изменением цен изменения расходов на приобретение товаров и услуг, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности и восстановления жизнеспособности людей. Индекс цен потребительских благ или индекс потребительских цен (ИПЦ) определяется исходя из рыночной цены корзины товаров и услуг, которая представляет собой покупки типичной городской семьи.. Корзина включает, как правило, свыше 250 различных наименований товаров и услуг;
• индексы цен производителей, дающие информацию о динамике цен по отраслям, товарным группам и отдельным товарам. В этот блок индексов входят индексы цен предприятий-производителей промышленной продукции с выделением индексов по отраслям промышленности и отдельным видам продукции» индексы цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и ее основные вилы, индексы цен в капитальном строительстве, индексы тарифов на грузовые перевозки, индексы тарифов связи и пр.
Если надо рассчитать соотношения цен по набору товаров, то выбор и расчет соответствующих показателей (индексов) усложнится. В этом случае надо вначале определить, каков состав набора товаров и как рассчитать средние цены, ибо с изменением структуры реализуемых товаров изменятся их доли (веса) в наборе, а затем избрать наиболее приемлемый метод подсчета ценовых индексов (от метода подсчета зависят показатели роста цен).
При подсчете ценовых сдвигов обычно используют два метода.
Один из них основывается
на применении индекса (
Формула Ласпейреса показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде.
Другой метод опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде:
Оба рассмотренных индекса имеют недостаток: в них не учитываются изменения номенклатуры потребительских товаров а значит, не отражаются сдвиги в товарных корзинах потребителей. Если индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, то индекс Пааше его занижает.
54. Совокупный спрос, его структура и факторы. Графическая модель совокупного спроса.
Совокупный спрос — общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос — реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов:
где AD — совокупный спрос; С — потребительские расходы; I — валовые внутренние частные инвестиции; G — государственные закупки товаров и услуг; Хn — чистый экспорт.
1. Эффект процентной ставки.
Процентная ставка выступает
как плата за использование
заемных средств. Эффект
2. Эффект богатства означает,
что вместе с ростом цен
обесцениваются финансовые
3. Эффект импортных закупок.
Импорт и экспорт — важные
составляющие совокупного
Все перечисленные
факторы обуславливают
Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже. Так как величина AD складывается из четырех основных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.
55. Совокупное предложение: сущность, факторы и графическая модель.
По аналогии с понятием «совокупный спрос» можно выделить агрегированный показатель, который будет отражать сторону предложения на национальном рынке. Речь идет о категории «совокупное предложение». Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен. Экономисты спорят относительно формы кривой совокупного предложения. Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически.
а графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.
Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства Qmax не достигнут. Очевидно, что здесь существует и недозагрузка производственных мощностей и значительная безработица, т. е. экономика функционирует в условиях неполной занятости и находится в фазе кризиса или депрессии экономического цикла..
Классический участок
графика совокупного
56. Классическая модель макроэкономического равновесия. Исходные положения и графическая трактовка.
В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Предложение порождает свой собственный спрос.
Классическая модель описывает
поведение экономики в
Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер, предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.
Согласно классической теории занятость признается полной и эффективной, если работой обеспечены все, кто желает трудиться за равновесную ставку заработной платы, и используются только те работники, которые производят не меньше стоимости своего труда. При этом предполагается, что объем капитала в текущий момент постоянен и может быть изменен осуществляемыми инвестициями лишь со временем, т.е. при любом изменении цен изменений объема производства Q не происходит.
Это значит, что
кривая совокупного
57. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Исходные положения и графическая трактовка.
Кейнсианская макроэкономическая модель предполагает, что анализ ситуации в экономике осуществляется на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения, т. е. в условиях неполной занятости экономических ресурсов и при неизменном уровне цен в экономике, который не меняется в случае изменения совокупного спроса. Это означает, что главным объектом анализа становится только объем производства в экономике. Прежде чем приступить к исследованию кейнсианского подхода, необходимо сделать некоторые допущения.
1. Изучение национальной
экономики осуществляется как
закрытой системы, т. е. не
будет учитываться
2. Анализ ведется без
учета экономической
3. Сбережения в экономике
осуществляются только
4. Сказанное выше позволяет
констатировать, что совокупный
спрос в этой упрощенной