Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
К числу неценовых факторов спроса, влияющих на его изменения (повышение или снижение), следует отнести прежде всего ур-вень денежных доходов потребителей. Другим неценовым фактором изменения спроса могут быть ее соответствующие покупательские ожидания. Причины их изменения самые разнообразные.
В качестве неценового фактора изменения спроса может оказаться также наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимно дополняемых благ. Взаимозаменяемые блага идентичны по своим потребительским свойствам. Практически каждое благо имеет свои «дополнители.
К числу неценовых факторов, способных влиять на покупательский спрос, являются также субъективные предпочтения и вкусы поттребителей, их личное отношение к моде на те или иные блага, к дизайну и даже способу упаковки тех или иных товаров. (например, эффект толпы, когда покупатели могут устремиться покупать тот товар, за которым выстроилась очередь и т.д.).
Проиллюстрируем на графике влияние неценовых фактора (см. рис. 6).
Рис. 6. График изменяющегося спроса под влиянием неценовых факторов
На рис. 6. смещения кривой спроса выражены соответственно кривой d'd' (снижение спроса) и кривой d'' d'' (повышение спроса). Под влиянием неценовых факторов потребительский спрос может меняться в сторону снижения или повышения независимо от цены покупаемых благ.
5 Функции экономической теории и метод исследования
Основными функциями экономической теории являются:
1. Познавательная
- позволяет расширять наши
2. Методологическая
- дает теоретическую основу для
исследований в прикладных
3. Практическая - позволяет
сделать правильный выбор при
проведении государственной
4. Прогностическая
- делает возможным предвидение
в области краткосрочного и
долгосрочного экономического
Слово «метод» означает
способы познания, инструменты, совокупность
приемов исследования явлений природы
и общественной жизни. Каждая наука
имеет свой метод, особенности которого
неразрывно связаны с ее предметом.
Аристотель впервые сформулировал
основные принципы познания экономической
и других форм общественной жизни
с помощью логики. Разработанные
Аристотелем приемы познания, такие
как анализ, синтез, индукция, дедукция,
аналогия и другие широко используются
до сих пор при анализе
Экономическая теория
- наука гуманитарная, общественная,
что сужает возможности
Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и другого.
Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов - цен, доходов потребителей и другого. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.
Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.
Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.
Также широко используется метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и другого.
6 Изменения в предложении и изменения величины предложения
Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение — неотъемлемая часть процесса рыночного конкурентного ценообразования. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и предлагаемых фирмами на конкурентных рынках.
Предложение (sapply — англ.) — это выпуск благ фирмами-изготовителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.
Очевидно, что важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят не только прибыль, но и возможности возместить издержки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на те или иные блага. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители.
Предложению благ свойственны по меньшей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя.
Рис. 7. График предложения благ
на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зависимости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss , имеющую положительный наклон..
Такая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Капиталовложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы.
Предложение благ способно изменяться в зависимости от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственного производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они способны повлиять на объемы выпуска и продажи фирмами своей продукции при существующем уровне рыночных цен.
К числу неценовых факторов относят:
это любые способы снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции при данной ее рыночной цене и прочих равных условиях.
политика налогообложения, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия способны существенно повлиять на уровень издержек производства.
при неизменной цене
и прочих равных условиях предложение
и объемы выпуска любой продукции
зависят от уровня цен на сырьевые
ресурсы и факторы
Рис. 8. График изменения предложения под влиянием неценовых факторов
В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках цене выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конкурентную способность в отрасли, а также создает предпосылки монополизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.
7)
8 Эластичность спроса
Оценка спроса и предложения важна не только в теоретическом плане, но имеет также практический смысл. В этом можно убедиться на примере анализа их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.
Унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.
Показатель ценовой
эластичности спроса применяют для
того, чтобы выяснить, на сколько
процентов изменился объем
Расчет коэффициента эластичности имеет вид:
Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %
Варианты эластичности спроса
1)спрос эластичный,
когда при 1-процентном
2) спрос имеет единичную эластичность, если однопроцентное снижение цены вызывает 1-процентное увеличение продаж;
3)спрос неэластичный,
если однопроцентное снижение
цены вызывает увеличение
Могут иметь место
варианты бесконечно эластичного и
абсолютно неэластичного
Глава 6. Основы теории спроса и предложения
Рис. 13. Варианты эластичности спроса:
кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.
В частности, при увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно установить неэластичный спрос, коэффициент которого меньше единицы, то есть он равняется 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.
В матем смысле коэффициент эластичности имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных спроса)..
При единичной эластичности,
когда коэффициент равен
Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых изменений торговой выручки от роста продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.
9 Собственность типы, виды и формы.
Для систематизации
отношений собственности
Частная собственность — это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.
Частная собственность предполагает, что средства труда и внешние условия труда принадлежат частным лицам.
1.Частная собственность отдельного работника — здесь основные правомочия собственника сосредоточены у отдельного физического лица (отдельной личности или семьи).
2. Индивидуальная капиталистическая частная собственность — здесь основные правомочия сосредоточены в руках владельца средств производства (капитала), т.е. капиталиста, а работники лишь коллективно используют эти средства в процессе своей трудовой деятельности.мануфактура, фабрика.
В обществе наблюдался процесс все большего обобществления производства, основанного на развитии общественного разделения труда, его специализации и кооперирования. В этих условиях преобладающими становятся:
3. Ассоциированные формы частной собственности и прежде всего — акционерная собственность
Именно в развитом
капиталистическом хозяйстве
Общей тенденцией эволюции частной собственности становится переход от отношений частного присвоения к отношениям коллективного, общественного присвоения.