Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

econom14.docx

— 122.07 Кб (Скачать документ)

К числу неценовых  факторов спроса, влияющих на его изменения (повышение или снижение), следует отнести прежде всего ур-вень денежных доходов потребителей. Другим неценовым фактором изменения спроса могут быть ее соответствующие покупательские ожидания. Причины их изменения самые разнообразные.

В качестве неценового фактора изменения спроса может  оказаться также наличие или отсутствие на рынках взаимозаменяемых и взаимно дополняемых благ. Взаимозаменяемые блага идентичны по своим потребительским свойствам. Практически каждое благо имеет свои «дополнители.

К числу неценовых  факторов, способных влиять на покупательский спрос, являются также субъективные предпочтения и вкусы поттребителей, их личное отношение к моде на те или иные блага, к дизайну и даже способу упаковки тех или иных товаров. (например, эффект толпы, когда покупатели могут устремиться покупать тот товар, за которым выстроилась очередь и т.д.).

Проиллюстрируем на графике влияние неценовых фактора (см. рис. 6).

Рис. 6. График изменяющегося  спроса под влиянием неценовых факторов

На рис. 6. смещения кривой спроса выражены соответственно кривой d'd' (снижение спроса) и кривой d'' d'' (повышение спроса). Под влиянием неценовых факторов потребительский  спрос может меняться в сторону  снижения или повышения независимо от цены покупаемых благ.

5 Функции экономической  теории и метод исследования

Основными функциями экономической  теории являются:

1. Познавательная - позволяет расширять наши познания  в области сложных экономических  процессов в постоянно меняющемся  мире.

2. Методологическая - дает теоретическую основу для  исследований в прикладных экономических  науках.

3. Практическая - позволяет  сделать правильный выбор при  проведении государственной политики.

4. Прогностическая  - делает возможным предвидение  в области краткосрочного и  долгосрочного экономического развития.

Слово «метод» означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы  и общественной жизни. Каждая наука  имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Аристотель впервые сформулировал  основные принципы познания экономической  и других форм общественной жизни  с помощью логики. Разработанные  Аристотелем приемы познания, такие  как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических  явлений и процессов.

Экономическая теория - наука гуманитарная, общественная, что сужает возможности экспериментирования  в ходе изучения экономической жизни. Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых  являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и другого.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов - цен, доходов потребителей и другого. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут использоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко применяется сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равновесию в физическом его понимании.

Также широко используется метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Например, функция спроса определяет спрос в зависимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий потребителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-заменителей и другого.

6 Изменения  в предложении и изменения  величины предложения

Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение — неотъемлемая часть  процесса рыночного конкурентного  ценообразования. Но в этой части  процесса определяющая роль принадлежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и предлагаемых фирмами на конкурентных рынках.

Предложение (sapply —  англ.) — это выпуск благ фирмами-изготовителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.

Очевидно, что важнейшим  и определяющим фактором здесь выступает  цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней  растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят  не только прибыль, но и возможности  возместить издержки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на те или иные блага. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители.

Предложению благ свойственны по меньшей мере две  важные особенности. Во-первых, понятие  «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета  объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой  и количеством продаж товаров  можно характеризовать также  как альтернативу производственного  капиталовложения ресурсов для предпринимателя.

Рис. 7. График предложения  благ

на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зависимости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss , имеющую положительный наклон..

Такая интерпретация  функции предложения еще раз  напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Капиталовложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы.

Предложение благ способно изменяться в зависимости  от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственного  производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они способны повлиять на объемы выпуска и продажи фирмами своей продукции при существующем уровне рыночных цен.

К числу неценовых  факторов относят:

это любые способы  снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции при  данной ее рыночной цене и прочих равных условиях.

политика налогообложения, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия способны существенно повлиять на уровень издержек производства.

при неизменной цене и прочих равных условиях предложение  и объемы выпуска любой продукции  зависят от уровня цен на сырьевые ресурсы и факторы производства.

Рис. 8. График изменения  предложения под влиянием неценовых  факторов

В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках цене выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конкурентную способность в отрасли, а также создает предпосылки монополизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.

7)

8 Эластичность  спроса

Оценка спроса и  предложения важна не только в  теоретическом плане, но имеет также  практический смысл. В этом можно  убедиться на примере анализа  их эластичности. Термин «эластичность», пришедший в экономику из физики, используется для измерения степени влияния ценовой политики на объем продаж товаров и торговую выручку. Например, если цена бытовой техники выросла на 10%, насколько изменится количество ее продаж за тот или иной интервал времени? Ответ на этот вопрос можно получить, измерив ценовую эластичность как по спросу, так и по предложению бытовой техники.

Унифицированной единицей измерения эластичности выступает  процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в тоннах, метрах, штуках и т.д. Эластичность можно представить как зависимость между случайными величинами.

Показатель ценовой  эластичности спроса применяют для  того, чтобы выяснить, на сколько  процентов изменился объем продаж вследствие процентного изменения  цены за единицу товара.

Расчет коэффициента эластичности имеет вид:

Э= изменение объема продаж товаров, в % /изменение цены, в %

Варианты эластичности спроса

1)спрос эластичный, когда при 1-процентном снижении  цены объем продаж возрастает  более чем на 1%;

2) спрос имеет  единичную эластичность, если однопроцентное  снижение цены вызывает 1-процентное  увеличение продаж;

3)спрос неэластичный, если однопроцентное снижение  цены вызывает увеличение продаж  менее чем на 1%.

Могут иметь место  варианты бесконечно эластичного и  абсолютно неэластичного спроса.

Глава 6. Основы теории спроса и предложения

Рис. 13. Варианты эластичности спроса:

кривая А— неэластичный спрос; кривая В — единичная эластичность; кривая С — эластичный спрос.

В частности, при  увеличении цены товара на 100%, приводящем к сокращению продаж на 50%; можно  установить неэластичный спрос, коэффициент  которого меньше единицы, то есть он равняется 0,5 и свидетельствует о нецелесообразности повышения цены данного товара.

В матем смысле коэффициент эластичности имеет  знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных  направлениях (обратная зависимость  переменных спроса)..

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены товара в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.

Оценка эластичности спроса и ее коэффициент определяются также для случаев ожидаемых  изменений торговой выручки от роста  продаж при повышении, например, денежных доходов населения или от других неценовых факторов, способствующих росту спроса.

9 Собственность  типы, виды и формы.

Для систематизации отношений собственности необходимо найти тот критерий, который позволил бы осуществить это. В качестве такого критерия следует выбирать распоряжение и присвоение. Именно это сочетание позволяет наиболее полно раскрыть не только сущность экономической системы. Можно выделить следующие исторически известные формы собственности — частная и общественная.

Частная собственность — это отношения собственности, при которых субъект осуществляет функции распоряжения и присвоения независимо от других, а все основные правомочия находятся у него.

Частная собственность  предполагает, что средства труда  и внешние условия труда принадлежат частным лицам.

1.Частная собственность  отдельного работника — здесь  основные правомочия собственника сосредоточены у отдельного физического лица (отдельной личности или семьи).

2. Индивидуальная капиталистическая частная собственность — здесь основные правомочия сосредоточены в руках владельца средств производства (капитала), т.е. капиталиста, а работники лишь коллективно используют эти средства в процессе своей трудовой деятельности.мануфактура, фабрика.

В обществе наблюдался процесс все большего обобществления производства, основанного на развитии общественного разделения труда, его специализации и кооперирования. В этих условиях преобладающими становятся:

3. Ассоциированные формы частной собственности и прежде всего — акционерная собственность

Именно в развитом капиталистическом хозяйстве наблюдаются  явления, когда непосредственные работники  становятся владельцами акций, участвуют (через профсоюзы) в управлении производством, решении социальных проблем, осуществляют контроль за условиями труда, занятости.

Общей тенденцией эволюции частной собственности  становится переход от отношений  частного присвоения к отношениям коллективного, общественного присвоения.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"