Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".
а) виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы.
б) патиентная стратегия
конкурентного поведения
в) коммутантнаят стратегия характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти довольно мелкие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потребностей.
г) эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, она формируется при создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка.
рыночный обмен и принцип «невидимой руки»
Получить многообразные продукты узкоспециализированного труда можно лишь путем рыночного обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. Выполняя только одну, частичную трудовую операцию, работник через обмен получает возможность потреблять многообразные продукты труда других людей.
Самые несхожие между собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации. Рыночный обмен — это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».
31 Монополия.
Барьеры препятствующие
Возникновение монополий — исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием централизации, концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Монополии прочно вошли в экономику большинства стран.
Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленностью производителей. Но со второй половины века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии, привело к образованию крупных и сверхкрупных предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX — XX веков свидетельствуют следующие данные.
Эти процессы привели
к существенному изменению
Монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства, что определяет экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель — монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на рынке невелика.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему полностью устанавливать цену, приносящую максимум прибыли. Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Реальные барьеры, препятствующие входу в отрасль, следующие.
Во-первых, это эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественнойв состоянии на время снизить цену продукции и уничтожить конкурента.
Во-вторых — представление исключительных прав. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца на транспортные услуги, услуги связи, газоснабжение и т.п. Но взамен правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы не-монополизированных отраслей и населения.
В-третьих — патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке.
В-четвертых — собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволяет им завоевывать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Вместе с тем не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями.
32 Ценовая дискриминация
Иногда в целях
получения дополнительного
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.
Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цена на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках.
Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать каждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени и т.п. Так, многие покупатели
предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, когда цены ниже, что в конечном счете выгодно фирмам-производителям.
Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы за привлечение новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т.п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до Первой мировой войны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо денег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:
во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
во-вторых, должна
быть исключена возможность
в-третьих, необходимым условием является способность производителя выявить собственный сегмент рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их по характеру работы, доходам, полу, возрасту, семейному положению, вкусам, месту жительства и т. п., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной стороны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку ведет к росту объема спроса и предложения.
33 Монополистическая конкуренция. Олигополия. Сравнительная характеристика
Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся множеством конкурентов.
Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривая их весьма редко и осторожно. В условиях же монополистической конкуренции контроль за ценой незначителен, так как доля продажи отдельного продавца незначительна.
Конкуренция в случае олигополии носит преимущественно неценовой характер, а в случае монополистической конкуренции ценовой.
Технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьёзно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм. Барьеры вступления в монополистическую конкуренцию невысоки.
34 Монополия. Олигополия. Сравнительная характеристика
Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей.
Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающеё рост производства называется естественной монополией.
В олигополистической отрасли производителей больше, чем в монополистической.
В условиях олигополии товар может быть как однородным, так и разнородным, а в условиях монополии товар уникален.
Цены в условиях
монополии устанавливаются на уровне,
максимально близком к
Технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьёзно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм. Барьеры вступления в монополию очень высоки и почти непреодолимы
35 Максимизации прибыли
36 Минимизация потерь
Вычисляя производственную функцию и осуществляя выбор из многих альтернативных возможностей выпуска продукции, фирма может добиться наименьших издержек производства методом замещения дорогостоящих факторов производства другими, более дешевыми. В условиях растущих цен на привлекаемые ресурсы и соответственно денежных затрат фирмы расчет производственной функции сосредоточен на поисках таких вариантов из имеющихся альтернатив, которые обеспечили бы экономию расходов на закупку ресурсов.
Принцип замещения дорогостоящих ресурсов дешевыми — это определение выгодной комбинации ресурсов, факторов производства для выпуска заданного количества продукции. Самая экономичная точка издержек фирмы покажет для любого количества продукции минимальные общие размеры денежных затрат, издержек на оплату труда и на другие факторы производства.
Общедоступный для понимания критерий наименьших издержек может быть определен методом сравнения рыночной цены каждого фактора производства с предельным продуктом этого фактора производства. Осуществляя выбор из имеющихся альтернатив, фирма действует в данном случае по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат, то есть издержек, должен быть получен одинаковый предельный продукт.
Другими словами, издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальны, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в следующем виде:
МРа / Ра = МРв / Рв
где МРа — предельный продукт фактора А; МРв — предельный продукт фактора В; Ра — цена фактора А; Рв — цена фактора В.
Очевидно, что если
МРа / Ра > МРв / Рв
целесообразно осуществить перелив издержек, сокращая их на фактор А и увеличивая на фактор В, так как его предельный продукт выше. За счет такого перелива издержек производства может быть достигнута минимизация издержек на данный объем выпуска продукции. И наоборот, если соотношение предельного продукта фактора А (МРа) и его цены (Ра) меньше, чем по фактору В, то перелив издержек произойдет в пользу фактора А и сократится по фактору В, покупка которого фирмой прекратится.