Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

econom14.docx

— 122.07 Кб (Скачать документ)

Рынок и цены

Собственники, производители  и потребители в рыночной системе «общаются » на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить. Механизм формирования цен — это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения. Рыночная конкуренция — это другая сторона механизма рыночной системы. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования потоков товаров, денег и доходов. В этой связи ее чаще всего отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». Основанием для суждений такого рода служит то, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Однако это далеко не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует.

Конкуренция или  конкурентный рынок — это невозможность  влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка повысить цену завершается невозможностью продать товары; а искусственное снижение цен приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способны повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышать их цену и собственные доходы.Только рыночная конкуренция может быть процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая прежде всего неэффективные, не способные конкурировать виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, для постоянной поддержки высокой деловой активности, и поиска новых возможностей роста и совершенствования.

Парадокс конкуренции. Неконкурентный рынок. Монополия

Своеобразным парадоксом экономического противостояния выступает возможность перерождения конкуренции в свою противоположность — монополию. Успех в конкурентном противостоянии, экономические прибыли, технические новшества и растущие масштабы выпуска при снижающихся издержках — вот главные слагаемые монопольного захвата ведущих позиций в отрасли и на рынках сбыта. Внешним проявлением неконкурентной ситуации выступают первоначально расширение масштабов, а затем контроль объема предложения с помощью рыночных цен, принудительно устанавливаемых в интересах монополиста.

Несовершенства рыночной организации  хозяйства

Представленная  в данной главе модель рыночной системы  — лишь первое приближение к пониманию  того, как функционируют ее важнейшие  механизмы. Однако и эта система  способна функционировать лишь при  наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:

— законодательное  определение прав собственности  на экономические ресурсы

— защита свободы  индивидуального выбора людьми той  или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности 

— гарантия приоритетов  личных интересов и экономической  мотивации законного получения доходов

— использование  конкурентного механизма цен, прибылей и убытков 

— осуществление  социальной политики защиты населения  с низкими доходами;

— поддержание  стабильности, эффективного и устойчивого  роста хозяйственных единиц как в государственном, так и негосударственном секторе экономики.

Вмешательство государства  в экономику необходимо также  в тех случаях, когда по различным  причинам рыночная конкуренция и  свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного  решения существующих проблем.

23)типы конкуренции.  «Невидимая рука» и совершенная  конкуренция

Экономическая природа конкуренции

В условиях стремления каждого субъекта рынка к максимизации прибылей и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке потребителей. Она характеризуется рядом черт: числом и размером фирм, типом предлагаемого продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из нее, достоверностью информации.

Виды конкурентной борьбы. Совершенная и несовершенная конкуренция. Конкурентное поведение

Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, в свою очередь включающая монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рыночную структуру. При совершенной конкуренции на рынке действует большое числе продавцов, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночные цены. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции, во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Товары одного назначения являются близкими заменителями, один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Исторически сложилось несколько различных стратегий конкурентного поведения:

а) виолентная стратегия, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы.

б) патиентная стратегия  конкурентного поведения характерна для фирм, вставших на путь узкой специализации. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производства. Издержки производства, как правило, выше, а выпускаемая продукция дороже. Сила этих фирм в удовлетворении особых запросов потребителей;

в) коммутантнаят  стратегия характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти довольно мелкие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению часто изменяющихся потребностей.

г) эксплерентная (пионерная) стратегия связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, она формируется при создании новых или радикальном преобразовании старых сегментов рынка.

рыночный обмен и  принцип «невидимой руки»

Получить многообразные  продукты узкоспециализированного  труда можно лишь путем рыночного  обмена. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок не является результатом чьей-либо мудрости: он возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способных каждый по отдельности производить весьма немногое. Выполняя только одну, частичную трудовую операцию, работник через обмен получает возможность потреблять многообразные продукты труда других людей.

Самые несхожие между  собой виды труда и их результаты оказываются взаимополезны. Различные продукты посредством обмена составляют общую массу, из которой каждый человек может выбрать себе то, что ему необходимо, предложив в обмен продукты своего труда. Не будь возможности такого обмена каждому человеку приходилось бы выполнять множество работ для удовлетворения минимальных и лишь самых насущных индивидуальных потребностей. Нетрудно представить, насколько замедлился бы в этом случае экономический прогресс и развитие цивилизации. Рыночный обмен — это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными. В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».

24 Маржинализм  и теория предельной полезности

Маржинализм как  научное направление возникло в  последней трети XIX века.

Полезность благ — это их потребительский эффект, наличие таких свойств и качеств, которые удовлетворяют конкретным субъективным запросам людей.

Полезность свойственна  любым благам: экономическим и  неэкономическим, если они выступают объектом производительного или индивидуального потребления людей. Именно в силу их неограниченности и общей доступности подобные блага не являются экономическими.Полезные свойства имеют даже антиблага, то есть товары, которые потребителю просто не нравятся.

Экономические блага  — это ограниченные блага, которые  становятся пригодными к потреблению лишь вследствие предварительной технологической обработки для придания им таких потребительских свойств, которые удовлетворяли бы потребностям человека. По этой причине любые экономические блага не могут быть бесплатными и не могут предоставляться в производственное и индивидуальноепользование человека безвозмездно, свободно, общедоступно. Экономические блага — это ресурсы земли, капитала, труда и произведенные с их помощью потребительские блага индивидуального назначения. Приобретение потребителем любого экономического блага требует решения множества вопросов, которые далеко не всегда содержат лишь экономические подходы, оценки и критерии.

Как измерить ценность благ, чем определить степень их полезности, в особенности если речь идет об экономических благах индивидуального потребления?

В поиске подходов к решению этих сложных проблем  сформировались два важнейших направления. Одно из них — кардиналистский (количественный) подход, основан на использовании гипотетических количественных измерителей полезности благ. Другое, получило название ординализм. Ординалисты предлагают использовать ряд аксиом, очевидных для потребительского поведения, а также шкалу предпочтений при выборе покупателем альтернативных по потребительским свойствам наборов экономических благ, товаров.

Кардинализм: предельная полезность благ и законы Госсена

Последовательно покупая  все большее количество экономических благ, считают кардиналисты, потребитель стремится увеличить для себя их суммарную, совокупную полезность. Сумма полезностей от последовательно приобретенных единиц блага, называется суммарной, общей, совокупной полезностью — ТТЛ ( от англ. — tota1

utility).

По мере достижения некоего максимума насыщения  потребности данным благом его полезность для покупателя начинает снижаться. Это происходит потому, что каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие.

Предельная полезность — MU (от англ. — marginal utility), это полезность, которую приносит потребителю использование  дополнительной единицы данного блага.

Второй закон  Госсена — это интерпретация  потребительского поведения с учетом субъективно оцениваемой покупателем  предельной полезности собственных денег, предназначенных для покупок. Действие закона убывающей предельной полезности распространяется и на такое экономическое благо, как деньги вообще — М, в частности, денежный доход потребителя, его личный бюджет, направляемый на закупку благ индивидуального пользования. Цены потребительских благ — это внешнее и наиболее общее денежное выражение содержащегося в них полезного эффекта. Гипотетическая единица измерения этой полезности — ютиль — обретает реальное выражение в соответствующих денежных единицах, именуемых ценой. Цены потребительских благ не зависят от покупателя, он свободен в своем выборе и предпочтениях, товарные дефициты отсутствуют, единственным ограничителем выступает лишь сумма денег для покупок.

25)Основы  потребительского выбора и насыщения  потребностей

В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский  набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Потребительский выбор  представляет собой такой набор  благ, который приносит потребителю  максимум совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения. Чем руководствуется  потребитель, выбирая лучший набор  благ, набор с максимальной полезностью? В чём состоит правило максимизации полезности?

Простейшее правило  максимизации полезности - это правило  здравого смысла: если вы не можете увеличить  полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим.

Наибольшую совокупную полезность приносит такой набор  благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчёте на рубль затрат является одинаковой для  всех благ.

Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует  полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение  предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Потребитель максимизирует  полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение  предельных полезностей двух благ равняется  отношению цен этих благ.

Существует бесконечное  множество потребностей, но каждая в отдельности потребность имеет  свой предел. Это привычное, коренное свойство человеческой натуры можно  сформулировать в виде закона насыщаемых потребностей, или закона убывающей  полезности, следующим образом: общая  полезность вещи для человека (т.е. совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает вместе с каждым приращением у него запаса этой вещи, но не с той скоростью, с какой  увеличивается этот запас. Если запас  увеличивается равномерно, то извлекаемая  из него выгода возрастает убывающим  темпом. Иными словами, дополнительная польза, которую человек извлекает  из данного прироста своего запаса какой-либо вещи, уменьшается с каждым новым приростом уже имеющегося запаса.

26 Закон  спроса. Сущность. Графическое построение

Законы спроса и  предложения в конкурентной рыночной системе — это законы формирования цен на разнообразные блага (товары и услуги) потребительского и производственного назначения. В этом смысле справедливо считать основным экономическим законом смешанной рыночной системы закон конкурентного формирования цен в соответствии со спросом и предложением.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"