Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:28, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика".

Работа состоит из  1 файл

econom14.docx

— 122.07 Кб (Скачать документ)

Замещение одних  факторов другими осуществляется на основе экономического анализа взаимодополняемых  и взаимозаменяемых факторов производства и их рыночных цен. Для фирмы удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданных объемов выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства.

Методика подобного  анализа опирается не только на сопоставлении рыночных цен факторов производства, но и цен предельного продукта, получаемого от применения каждого данного фактора производства. Искомый критерий эффективности достигается при эавенстве цены каждого применяемого ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта, произведенного с его помощью. Стремясь минимизировать издержки производства, фирмы действуют по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат (издержек) на применяемые ресурсы и факторы производства должен быть получен одинаковый предельный продукт.

37 Факторы  производства

Производство и технический  закон «затраты — выпуск». Производственная функция

Технический закон  «затраты — выпуск» принято называть производственной функцией, поскольку эта функция характеризует технологическую взаимосвязь между данными затратами факторов производства и размерами выпуска благ. Различное сочетание факторов производства позволяет определить такие их сочетания, при которых заданный объем выпуска продукции можно обеспечить с минимальным уровнем издержек.

Каждая фирма  осуществляет экономические расчеты  объема выпуска продукции и количества необходимых для этого факторов производства. В наиболее общем виде это и есть расчет фирмой собственной производственной функции, которую можно представить в следующем виде:

Q=f(L,K...)

где Q — объем выпуска продукции фирмой;

L — количество ресурсов труда;

K— капитал, технические средства, сырье и другие факторы производства.

Представленная  производственная функция — это  возможные сочетания количественно  изменяющихся затрат факторов производства труда и капитала и результат такого сочетания — объем выпуска продукции.

Для каждой фирмы  вычисление своей производственной функции — это нахождение наиболее оптимального соотношения факторов производства для данного объема выпуска продукции. Соизмерение и комбинация сочетающихся факторов производства рассчитывается не только в физических единицах, но в денежном выражении, в соответствии с уровнем цен каждого фактора производства и цен выпускаемой продукции.

Производственная функция  и результаты экономической деятельности фирмы

В сфере непосредственного  производства хозяйственная деятельность фирм строится на экономических расчетах предельной эффективности затрат и выпуска благ и услуг. Критерием определения эффективности в подобных расчетах выступает предельная производительность ресурсов, а также предельная доходность от их использования. В наиболее общем виде это и есть расчет фирмой собственной производственной функции в соответствии с так называемым технологическим законом «затрат — выпуска».

Закон убывающей производительности факторов производства

Закон убывающей  производительности факторов называют основным законом экономики и  технологии. Он проявляется как важная, часто наблюдаемая закономерность, хотя и не имеет универсальной силы. Так, увеличение каких-либо одних затрат по отношению к другим, неизменным, приводит, как правило, к увеличению общего количества продукции, создавая видимость экономического роста. Однако после определенного момента дополнительная продукция от приращения каждой дополнительной единицы затрат будет постепенно снижаться.

Дополнительную  продукцию, полученную от приращения какого-либо фактора производства, называют предельным продуктом, а денежный доход от его продажи — предельным доходом. Убывающий физический объем предельного продукта, как и убывающий предельный доход можно получить вычитанием меньшего числа из большего как по оси приращения факторов производства, так и по числовым значениям показателей общей выручки (или валового дохода) от продаж продукции.

Важно подчеркнуть, что производственная функция составляется и подлежит экономическому анализу вследствие того, что она выявляет для фирмы ряд альтернативных возможностей, при которых различные сочетания факторов производства обеспечивают один и тот же объем выпуска продукции. Это имеет существенное значение для поиска точки оптимума фирмы, в которой она стремится либо минимизировать издержки производства на выпуск заданного объема продукции, либо максимизировать прибыль при данном неизменном уровне издержек производства.

38 Краткосрочный  и долгосрочный периоды

Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном периоде, а объем выпуска может изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья, и других ресурсов применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества ресурсов, которое необходимо для производства. Издержки производства какого-либо продукта данной фирмой зависят не только от цен необходимых ресурсов, но и от технологии — от количества ресурсов, которое необходимо для производства.

В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем производства путем соединения изменяющегося количества ресурсов с фиксированными мощностями. Но в тоже время действует закон убывающей отдачи. Этот закон утверждает, что, начинам с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному, фиксированному ресурсу (например, капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.

Для любого объема производства Q общие издержки складываются из постоянных и переменных издержек: TC=FC+VC.

Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить  издержки на единицу продукции. В  связи с этим важно ввести понятие  средних издержек:

Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления  суммарных постоянных издержек ( FC ) на соответствующее количество произведенной  продукций ( Q ) : AFC = FC / Q.

Так как постоянные издержки по определению не зависят  от объема выпускаемой продукций, то и средние постоянные издержки будут  уменьшаться с увеличением объема производства.

Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления  суммарных переменных издержек (VC) на соответствующее количество произведенной  продукций Q: AVC = VC / Q.

Средние общие издержки (ATC) рассчитываются при помощи деления  общих издержек TC на объем произведенной  продукций Q:ATC = TC / Q = FC/Q+VC/Q = AFC + AVC.

Прирост издержек, связанный с выпуском дополнительной единицы продукции, т.е. отношение  прироста переменных издержек к вызванному ими приросту продукции, называется предельными издержками предприятия МС:, где ΔVС — прирост переменных издержек; ΔQ — вызванный ими прирост объема производства.

В течение длительного  периода времени все желательные изменения в структуре ресурсов могут быть предприняты как отраслью, так и отдельными составляющими ее предприятиями. Предприятие может изменить масштабы своих производственных мощностей; оно может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые предприятия могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть ее.

39)

40 Кривая  безразличия свойства

Ординалистский  принцип потребительских предпочтений иллюстрирован в виде функции безразличия, с помощью графика и соответствующей кривой, множество точек которой — это множество различных комбинаций наборов благ с одинаковой полезностью для потребителя.

Таким образом, кривая безразличия — это графическая  интерпретация выбора потребителем того или иного набора благ. С помощью кривых безразличия изучают не количественные соизмерения потребностей, а ранжирование этих потребностей в соответствии с субъективными предпочтениями. Любая кривая безразличия — это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы безразлично, какой из них выбрать.

Предпочтения субъективны  и некоторые неравенства в  одних вариантах окажутся для покупателей удовлетворительными, так как они уравновешены иным набором в других вариантах. Меньшее количество одного блага вполне компенсируется босльшим количеством другого, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта — это наборы безразличия, которые удовлетворительны для покупателя в равной степени.

Любая кривая безразличия  соответствует только одному уровню потребления, ранжированному в различных  вариантах наборов благ. При этом наличие множества вариантов  равнозначных наборов благ означает, что для потребителя они в  определенной мере взаимозаменяемы. Количественная мера такой взаимозаменяемости измеряется

предельной нормой замещения — MRS (от англ. — marginal rate of substitution)

при U = const.

MRSy x — предельная норма замещения благ Y и X;

Qx, Qy — количества взаимозамещаемых благ X и У;

Рх, Ру — цены взаимозамещаемых благ;

U = const — фиксированный уровень полезности для достигнутого уровня благосостояния потребителя.

Предельную норму  замещения чаще всего обосновывают, опираясь на графическую иллюстрацию кривой безразличия. В частности, как видно из рис. 17, кривая безразличия имеет отрицательный наклон; во-вторых, ей свойственна выпуклость к началу координат; в-третьих, она имеет нисходящий, ниспадающий вид. Перечисленные характеристики графической иллюстрации кривой безразличия имеют весьма важную трактовку применительно к теоретическим категориям и практике потребительского поведения.

Так, нисходящий вид  кривой безразличия отражает величину ] предельной нормы замещения, показывающей количество единиц блага, от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного 1 приобретения и потребления другого блага с целью максимизации полезности набора благ. Используя графическую иллюстрацию кривой ; безразличия, величину предельной нормы замещения можно определить количеством единиц блага на вертикальной оси, от которого! потребитель готов отказаться ради замены его единицей благ, отмеченных на горизонтальной оси.

Обычная выпуклость кривой безразличия к началу координат  графика означает, что предельная норма замещения неуклонно уменьшается с увеличением потребления одного блага вместо другого | в процессе их взаимного замещения. Кривая безразличия приняла бы вид прямой линии (с более крутым наклоном, чем бюджетная линия) при выборе совершенно взаимозаменяемых благ. Практический смысл этой ситуации состоит в том, что при совершенной взаимозаменяемости благ потребители делают выбор в пользу того из них, цена которого ниже.

41 Условие  потребительского равновесия(Карта  кривых безразличия и бюджетные  возможности покупателя)

Изменяющийся уровень  потребления благ (снижение или рост потребления) — это соответственно иной набор благ, иной уровень предпочтений, что может быть изображено иными, соответствующими этому изменяющемуся уровню кривыми безразличия. Каждому строго фиксированному уровню потребления соответствует своя кривая безразличия. Например, покупатель, переместившийся на более высокий уровень потребления, ранжирует свои новые предпочтения и варианты набора благ, соответствующие более высокому уровню полезности. И наоборот, снижение уровня потребления — это перемещение покупательских предпочтений в область выбора товарных наборов меньшей полезности. Следовательно, каждому уровню потребления соответствует свой уровень предпочтений относительно полезности наборов благ и каждому из этих уровней соответствует своя кривая безразличия.

Различные уровни потребления могут быть показаны несколькими соответствующими кривыми безразличия. Каждому уровню соответствуют такие варианты и наборы благ, которые определяются бюджетными возможностями потребителя.

Рост денежных доходов  покупателей вызывает соответствующее  изменение их платежеспособности и  спроса на товары. Рост платежеспособности происходит и в том случае, если денежные доходы не изменились, но снизились потребительские цены. На рисунке эта ситуация также может быть показана смещением вправо всей бюджетной линии. И наоборот, при прямом снижении денежных доходов и неизменных ценах имеет место сокращение платежеспособности, уровня потребления и благосостояния в целом. Снижение покупательной способности произойдет и в том случае, если возросли цены на товары, тарифы на услуги и т. д. при неизменном денежном доходе потребителей. Такая ситуация может быть показана на графике смещением влево и вниз всей бюджетной линии. Множество кривых безразличия, соответствующих каждому конкретному уровню потребления благ, называется картой кривых безразличия. Карта кривых безразличия представляет собой форму выражения системы

XPx+YPy =1,

где X, У — потребительские блага;

Рх, Ру — цена единицы соответствующих благ;

1 — бюджетные  возможности потребителя. 

Соотношение товарных цен: — Рх / Ру характеризует наклон линии бюджетных ограничений. Крутизна наклона бюджетной линии будет определяться отношением цены за. единицу X— блага к цене за единицу У — блага. Наклон кривой безразличия — 2 должен равняться — MRSX,Y

Тогда выполняется  равенство:

Px/Py =MRSX,Y

В любой данный момент времени личные денежные доходы потребителя представляют собой определенную фиксированную сумму. Это может быть ежемесячный, недельный или годовой размер заработной платы инженера, врача, служащего и рабочего; стипендии студента; выплаты престарелым гражданам в виде пенсий; предпринимательский доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода представляет меру платежеспособности получателей этих доходов. Количественно денежные доходы могут существенно различаться, однако

каждый из них  выступает основой бюджетных  возможностей, платежеспособности потребителя (покупателя).

Количество потребительских  благ, которое может быть куплено  на фиксированную сумму денег  из личного бюджета, ограничено по сравнению  с безграничными потребностями  человека и его денежными доходами. Ограниченность товарных ресурсов потребления не позволяет сделать их бесплатными даже для групп населения с низкими доходами.

42 Структура  рынка

Основные критерии: 1) по объектам, 2)по субъектам, 3)по географическому положению, 4)по степени ограниченности конкуренции.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"