Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:36, шпаргалка
Ответы на основные вопросы по микроэкономике
№1Возникнове-е и этапы микроэк-й теор-и.
Микроэ-ка явл.состав-й
частью эк-ой тео-и и представ-т собой
её углубленный уровень.Осново-м микроэ-ки
явл. А.Маршал (1842-1924)Этапы
микро-ки : Предыстория микроэк-ки (1850-1890)
В этот период возникает «Теория предельной
полезности»(марженализм).
№2Микроэко-ка: предмет,
объект и методы.Микро-а – наука,
изучающая эконом-й выбор малых экономических
агентов мире ограниченных экон-х ресурсов
.Объектами являт-ся малые эконо-кие
еденицы: домашнее хозяйство, фирма
и т.д.Предметом экономики являе-я экономич-й
выбор осуществляющий малыми экономическими
еденицами на рынке готовой продукции
и эк.ресурсов.Эконом-й
выбор – выбор наилучшего из имеющихся
вариантов в использовании ресурсов в
мире ограничений .Микр-а подраздел-ся
на 1) Позитивная : Изучает факты и зависимости
между этими фактами.2) Нормативная: предлагает
рецепты действий, определяет, какие условия
экономики желательны или нежелательны.Методы
норм-ой микроэ-ой теории:1)Предельный
анализ, или маржинализм: экономические
явления анализируются не только в законченном
(изучение общих, средних величин), но и
в постоянно изменяющемся виде.2)Функциональный
анализ: последовательность исследования,
выявление зависимости одного явления
от другого - функция.3)Равновесный
подход означает, что микроэкономика
изучает состояние в ней относительной
стабильности.Если при незначительном
изменении внешних условий экономическое
положение изменяется существенно, такое
равновесие называется неустойчивым.
Если же при внешних изменениях в самой
системе имеются силы, которые возобновляют
в системе прежнее положение, то такое
равновесие называется устойчивым. 4)Метод
верифицируемости (проверяемости) теории,
согласно которому теория должна получить
частичное или косвенное подтверждение
на практике. В том случае, когда теория
не согласуется с фактами, то теорию или
улучшают, или отвергают и создают новую.
Позитивисты считают - нужно объяснять,
что и как происходит в экономике, однако
давать субъективных оценок не следует
№3 Экономич-я модель кругооб-а в микр-ке.В микр-ке применяются модели 2-х видов :1) оптимизационные, которые используются при изучении поведения отдельных эконом-х тсубъектов.2) Равновесные, кот.используются при изучении взаимоотношений между эконом-ми субъектами.Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются дом.хозяйства, фирмы, государство и его подразделения.Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот. Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. Двухсекторная модель эконо-ки состоящая из 2-х агентов: дом.хояйств и фирм и 2-х рынков Схема:.
1)поток экон-х ресурсов:дом.хоз-во осуществляет предложение эк-х ресурсов на рынке (капитал,труд,земля)2) эконом-е ресурсы преобретаемые фирмой ,использованные в процессе произ-ва наз. Факторами произв-ва 3)поток товаров и
услуг произведен-й фирмой(издержки)
4)поток товаров и услуг приоб-х домашн-и
хозяйст-и для удовлет-я личных потребнос-й
5)денежные доходы(зарплата,рента)6)
№4 Рынок и цена.Рынок-система экономич-х отношений возникающих на основе взаимодей-я продавц-в и покупателей с целью совершения между ними взаимовыгод-х сделок.Существ-т ситуации при которых заключен-е между субъектами сделки несет для 1-й из них невыгодный характер,что приводит к нарушению рыночного равновесия и неэффективному использован-ю эконом-х ресурсов.Такие ситуации называются провалы или фиаско рынка.Ситуации: 1)наличие рыноч-й власти у отдельных субъектов рынка: монопсоническая у покупателя и монополист.-я у прод-ца2)наличие внешних эффек-в рынка: положит-х и отрицательн-х3)наличие общественных благ, произ-во которых не выгодно частным фирмам. Товар – экономическое благо предназначенное для купли-продажи и обладающее ценностью.Товар обладает 2 свойствами: стоимость и ценность.1)Стоимость –овеществленный в товаре труд.Его происхождение связано с затратами конкретного труда и абстрактного труда.W= C+V+M ,где C- постоянный капитал, V- переменный капитал, M- прибавочная стоимость. Цена- денежное выражение стоим-ти товара . Виды цен в рыночной экономике: Цена спроса- max-я цена которую готов предложить покупатель.Цена предл-я- min-я цена ,которую готов предложить продавец.Равновесная цена – это результат взаимодействия спроса (теория предельной полезности) и предложения(теория трудовой стоимости) Базисная цена- используется для опр. качества товаров или услуг ,согласовывается между продавцом и покупателем.Оптовая цена- устанавливается производителем при продаже крупных партий товаров торговым или промышлен-м предприятиям.Оптовая цена = издержки + прибыль.Розничная цена устанавливается для отдельной группы товар-в при продаже в розницу населению.Розничная цена = оптовая+прибыль торговых организац-й.Скользящая цена- устанавливается на основе договора в зависимости от даты продажи, уровня инфляций.Монопольная цена- это цена ,установленная монополистами в отраслях производящих уникальный товар.Демпинговые цены- устанавливаются для увелечения спроса путем снижения уровня цены товаров аналогичного качества и потребит-го назначения конкурирующих фирм.
№5 Рыночное равновесие .Рента потребителя и рента производителя.
Рыноч-е равновесие – ситуация на рынке, когда спрос на товар= предл-ю товара.Объем товара и его цена наз.равновесными.Равнов-я цена-цена, при которой объем спроса = объему предложения.Равнов-й объем – объем спроса и предлож-я при равновес-й цене. С точки зрения рыноч-го механизма сущ-т 2 подхода восстанавлива-щие баланс нарушенного рын-го равновесия.1)Подход Вальраса 2)подход Маршала. Модель спроса и предлож-я.по Вальрасу применима к краткоспроч-у периоду.
Главн-м инстру-м регулиро-я рыночного равновесия выступает величина спроса и предло-я.
По Маршалу:Главным инструментом регул-я равно-я явл. цена спроса и предл-я. Эта модель пременима к долгосрочному периоду прои-ва .
Факторы,способствующие восстан-ю равновес-о уровня цен и объемов спроса и предл-я на рынке готов-й продукции:1) Гос.регулирование уров-я цен (пол и потолок цен) 2)монополизм прод-ца искусственно удерживаю-го цену на высоком уровне в области эласт-го спроса.
Рента произ-ля – показатель, при кот. фирма получ-т излишек по каждой прода-й ею едени-е товара по цене,превращ-й предлож-е в издерж-и прои-ва данной еденицы.
Рента
потребителя- потребительский излишек
, т.е разница между ценой, которую потребитель
готов заплатить за товар, и той,которую
он действительно платит при покупке.
Предположим, что человек был готов заплатить
30000 рублей за килограмм говядины,
хотя ему надо заплатить только 20000
рублей за фунт. Сэкономленные 10000
рублей за килограмм являются потребительской
рентой. Когда мы сложим излишки
всех потребителей, которые приобретают
товар, мы получим размер совокупного
потребительского излишка.
№6Рынок и трансакцио-е издержки. Теорема Коуза.
Рынок-система экономич-х отношений возникающих на основе взаимодей-я продавц-в и покупателей с целью совершения между ними взаимовыгод-х сделок.Существ-т ситуации при которых заключен-е между субъектами сделки несет для 1-й из них невыгодный характер,что приводит к нарушению рыночного равновесия и неэффективному использован-ю эконом-х ресурсов.Такие ситуации называются провалы или фиаско рынка.Ситуации: 1)наличие рыноч-й власти у отдельных субъектов рынка: монопсоническая у покупателя и монополист.-я у прод-ца2)наличие внешних эффек-в рынка: положит-х и отрицательн-х3)наличие общественных благ, произ-во которых не выгодно частным фирмам.
Издержки розничной торговли: 1)производства TC= FC+ VC (постоян-е + перемен-е) 2) транзакционные изд-ки.
Транзакционные издержки возникают в процессе передачи прав собственности между рыночн-и субъектами. Виды транзакц-ых издержек: 1)издержки,связанные с поиском рыночной информации 2)ведение переговоров и заключение контрактов 3)изд-ки измерения 4) изд-ки по защите прав потребителей 5) изд-ки апуртунистические. Апуртаминист – нарушающеяся для корпорации приняты е нормы.Формы апартумистического поведения:1) вымогательство 2) шантаж 3) отлынивание
Р.Коуз "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, устранять разногласия.
Теорема
Коуза: Если права собственности четко
определено,а число участников невелико
,тогда рыноч-я сделка заключается с нулевыми
транзакцион-ми издержками и нет оснований
для вмешательства гос-ва в механизм заключения
данной сделки.Те-ма Коуза раскрывает
экономический смысл прав собственности.
По его мнению ,чем более точно определены
права собственности, тем в большей степени
внешние издержки превращаются во внутренние.
7. Кардиналистская теория пред.полезности.Законы Госсена
Полезность-способность
товара удовлетворять потребности.Предельная
п.-полезность с каждой дополнительной
единицы товара (первая частная производная
от общей полезности TU). Кардиналистская(
общая пред
8. Ординалистская (порядковая) пол. – это полезность, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале. Пред. пол. измерить невозможно; потреб. измеряет не полезность отдельных благ, а пол. наборов благ. Измерению поддается только порядок предпочтения наборов благ. Предельная норма замещения (MRS) показывает, от какого кол-ва ед. одного блага потреб. должен отказаться, чтобы приобрести доп. ед. другого блага.Кривая безразличия изображает наборы благ, которые приносят одинаковую полезность.Линия бюджетных ограничений показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям: 1)находиться на бюджетной линии; 2)предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание. Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом: где PF, PC – цены двух товаров; MUF, MUc – предельные полезности товаров.
Прямая линия-ЛБО,дуги-КБ,
9. Цена – потребление.(доход неизменный, а цена изменяется)Когда при фиксированной номинальной величине бюджета изменяется цена одного из благ, тогда бюджетная линия поворачивается вокруг точки своего пересечения с осью другого блага, переходя от одной кривой безразличия к другой.Это показывает рис. верхняя часть.Все точки касания поворачивающейся бюджетной линии с кривыми безразличия образуют линию «цена-потребление» (PC). Она отражает реакцию потребителя на изменение цены одного из благ. Нижняя часть рис. показывают, как на основе линии «цена – потребление» строится график индивидуального спроса. Если изменится бюджет потребителя, то «веер» бюджетных линий сместится и вслед за ним в том же направлении сдвинется график индивидуального спроса. Кроме того, с изменением цены одного из благ меняется объем спроса не только на это, но и на другое благо. Таким образом, зависимость между объемом индивидуального спроса и определяющими его факторами, выведенная в ординалистской концепции, в общем виде представляется такой же функцией, как и в кардиналистской:
10. Линия «доход-потребление». Кривые Энгеля
Линия «доход-потребление» и кривые Энгеля
используются для ситуации, при которой
цены на товары постоянны, но меняется
доход потребителя.Тогда бюджетная линия,
перемещаясь параллельно самой себе вправо,
касается все более отдаленных кривых
безразличия.Соединив все точки равновесия
потребителя, получим линию «доход -потребление»
(YC). Она показывает, как при фиксированных
ценах меняется потребление индивида
по мере роста его бюджета. Для большинства
благ линия «доход - потребление» имеет
положительный наклон(а): с ростом дохода
увеличивается потребление обоих благ.(нормальный
товар) Но по отношению к некоторым благам
линия «доход - потребление» может иметь
отрицательный наклон(б): по мере роста
дохода индивид сокращает потребление
одного из благ. Такие товары называются
«низшими». Зависимость объема спроса
на благо от дохода потребителя в условиях
стабильных цен, представленную в графическом
виде, называют кривой
Энгеля. Он считал, что с ростом семейного
дохода доля расходов на питание сокращается,
одежду и жилье не изменяется, на образование
- увеличивается. Закон Энгеля: чем меньше
доход потребителя, тем большая его часть
тратится на продукты питания.