Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:36, шпаргалка
Ответы на основные вопросы по микроэкономике
Рын. власть - способность про-ца либо покупателя оказывать влияние на цену тов.Рын. властью облад только активные фирмы, имеющие значит долю на отраслевом рынке. Власть прод-ца наз монопольной, а власть пок-ля монопсонической. Рыночн. власть зависит от след факторов:1)эластичность спроса на продукцию фирмы: чем выше эласт спроса, тем меньше рын. власть 2)степени дифференц-ии прод: чем выше степень диф-ии, тем меньше рыночная власть 3)кол-во фирм в отрасли: чем больше фирм, тем меньше власть.
Инд. Лернера – использ. для опр.степени монопольной власти.Предполагается, что с ростом монополизма увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. (I=(P-МС) / P=(P-ATC)*Q/P*Q. В условиях совершенной конкуренции И.Л. равен 0
Индекс
Херфиндаля-Хиршмана -
степень рын. концентрации(индекс опр.
доли, кот.занимают фирмы на рынке). Если
доли равны, то на рынке конкурентная
среда; чем больше разница в долях, тем
больше степень монопольной власти:i=
, где S1,S2 — выраженные в процентах
доли продаж фирм в отрасли, определямые
как отношение объёма продаж фирмы к объёму
всех продаж отрасли.
24. Понятие и основные черты совершенной конкуренции.
Совершенная
конкуренция- модель рынка, в кот.сущ.множество
продавцов, но ни один из них не влияет
на форм. цены. Осн.
черты: множ-во продавцов; произв. однородную
продукцию;полная инф-сть о состоянии
рынка; нет барьеров для входа. Цена уст.
на основании взаим. спроса и предложения.
Понятие отрасли в сов конкур-и не равняется
совершен конкур фирме. Сорвершнно
конкурир. фирма- это фирма, принимающая
цену на свою продукцию как данную и производящая
стандартизиров продукт.
25. Конкурентная фирма, Равновесие в коротком периоде..
Конкуренция - эк. соперничество фирм на рынках эк.ресурсов и рынках гот.продукции за наиболее выгодные условия покупки эк.ресурсов и продажи гот.продукции.
В отрасли выдел. след типы фирм кон-тов:
1.фирма-лидер (если ее доля da>40% отрасл.объёма выпуска)
2.фирмы-претенд. на лидерство (10%<dп<30%)
3.фирмы-новички (dn не меньше 10-15%)
4.фирмы-аутсайдеры (d<10%)
Равновесие конкурентной фирмы в коротком периоде
В условиях чисто
конкурентного рынка цена равновесия
определяется общим, или рыночным, объемом
предложения и общим объемом
спроса. Данные об общем объеме предложения
сопоставляются с данными рыночного спроса,
и определяется равновесная рыночная
цена. Цена равновесия для отдельной фирмы
является фиксированной. Если она превышает
средние валовые издержки(P>ATC) при равновесном
объеме производства фирмы, когда MR = МС,
то возникает ситуация экономических
прибылей. При условии, что никаких изменений
в издержках или рыночном спросе не происходит,
эта ситуация может быть определена как
равновесие конкурентной
фирмы в краткосрочном
периоде.
26. Равновесие в долгосрочном периоде совершенно конкурентной отрасли. Парадокс прибыли.
В долгос.периоде фирмы располагают достаточным временем для принятия решения, чтобы либо войти в отрасль, либо покинуть ее. Возможности получения эк.прибылей будут привлекать новые фирмы в отрасль. Для того чтобы фирма на рынке находилась в состоянии долг.равновесия, т.е. не имела никаких побудительных мотивов к изменению своих планов, должны выполняться следующие условия:
1. Фирма не должна иметь побудительных мотивов к ув. или сниж. объема выпуска продукции (при заданных размерах предприятия).2. Каждая фирма должна быть удовлетворена размерами своего предприятия. Гарантия неизменности размеров предприятия - работа в режиме, для которого средние издержки находятся на минимально возможном уровне.3. Не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы входить или покидать отрасль.
Все три условия долгосрочного равновесия можно в обобщенном виде сформулировать в виде следующего уравнения:Р=МС = АТС = LAC(мин.ср.изд).
«Парадокс
прибыли»-фирмы стремятся войти в отрасль
для получ. эк.прибыли,что увеличивает
рыночное предл, снижает рыноч. цену на
товар до тех пор, пока она не станет P=L
ATCmin(L-долгос.),что свидет.об отсутствии
эк.прибыли.
29. Ценовая дискриминация и ее виды. Ценовая дискрим.- это продажа одного и того же товара(услуги) разным потребителям по разным ценам. Условия цен. дискрим.:1).покупатели не могут перепродать данную продукцию или услугу. 2.фирмы раздел.покупат. на разные группы исходя их эластич.спроса на данный товар или услугу. 3.фирма на данном этапе должна обладать значит.рыночной властью.
Виды ценовой дискрим.:1.ценовая 1 степени- связана с возможн. продавца устан.цену за кажд.ед.товара в соотв. с ценой спроса.2.ценовая 2ой степени(по объёму покупки)-цены товара одинаковы для разных покупателей,но различаются в зависим.от объёма покупок.
3.ценовая. 3степени(сегментир.рынка)-
Цен.дискриминация позволяет
монополистам завышать цены(ренту),тем
самым перерасп.излишек в свою пользу-
эк.выбор.
28. Монополистическая конкуренция. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах при монополистической конкуренции
Монопол.конкур.- модель рынка, в кот.множество продавцов кот производят диф.продукт.
Основн.черты монопол.конкур:1.относ.большое число небол.фирм. 2.каждая фирма обладает рын.властью в пределах своего диф.продукта и конкурирует за покуп-й, увелич.обёмы продаж и примен. методы цен. и нец.конкуренции 3.преобладание неценовой конкур.4.нет барьеров для входа на рынок.
В
долгосрочном периоде существует тенденция
к получению нормальной прибыли, или, другими
словами, к безубыточности. Долгосрочное
равновесие фирмы на рынке монополистической
конкуренции представлено графически.
Новые фирмы не имеют побудительных мотивов
ко входу на рынок, а существующие - не
имеют стимулов к выходу. Цена устанавливается
на уровне средних общих издержек (Р=АС).
АС=Р P
Р - АС = 0 - экономическая прибыль равна 0.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут получать прибыли или нести убытки. Данные ситуации могут быть проиллюстрированы графически.
P прибыли МС
30. Сущность и основные модели олигополии.
Олигополия- модель рынка,где в произ-ве и реализации,как дифф.так и станд. продукта,доминирует небол.число крупных фирм и появл.новых фирм,продавцов затрудненно или невозможно из-за присутств.значит.входных барьеров.
Рынок с олигополистичной конкуренцией характеризуют следующие признаки:
1) фирмы могут производить диф. и станд. продукцию;
2) каждая фирма обладает значительной долей рынка и имеет возможность контроля над ценой (обладает рыночной властью);
3) фирма учитывает поведение своих конкурентов, т.к. каждая фирма занимает на рынке такое положение, что ее решение и действия отзываются в других фирмах, часто заставляя их реагировать определенным образом;
4) основные методы борьбы, используемые фирмами на рынке, - ценовые;
5) существуют барьеры входа на рынок (лицензии, патенты, авторские права и т.п.).
6) возможен сговор фирм.
В теории олигополии сущ.большое разнообр.теоритич.моделей поведения фирм. Модели олигоп.поведения :модель Курно(1838) – стратегия одновременно игры (одноврем.уст.V выпуска)
Модель Бертрана (1856)-одновременное установление цены.
Модель Штакельберга(1934)-
Модель «ломаная кривая спроса»(1958)- объясняет неизменность цен на олигопольном рынке при изменении затрат или спроса на продукцию.
Модель Форхаймера – ценового лидера.
Модель «Дилемма заключённого»-
игра, в которой игроки стремятся получить
выгоду, сотрудничая друг с другом или
предавая.
31. Стратегия одновременной игры. Модель дуополии Курно.
Модель дуополии Курно — простая модель олигополии (на примере ее частного случая — дуополии), где фирмы конкурируют друг с другом, производя однородный товар и зная общую кривую рыночного спроса. Модель Курно - модель олигополии , в которой фирмы конкурируют, выбирая объём своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта. Обе фирмы должны решить, сколько продукции выпускать, и обе принимают свои решения в одно и то же время. Конечная цена зависит от совокупного объема производства обеих фирм. Главная особенность модели: каждая фирма принимает решения, считая объем выпуска своих конкурентов постоянным в течение заданного периода .
32. Стратегия последовательной игры. Модель Штакельберга.
Модель
Штакельберга - модель олигополиии,
в которой фирмы движутся последовательно,
и первый, начавший движение, считается
рыночным лидером. Лидер первый устанавливает
объём выпуска товара, после чего вторая
фирма - фирма-аутсайдер - анализируя действия
фирмы-лидера, определяет свой выпуск
Основные предпосылки:1)Отрасль производит
однородный товар; 2)В отрасли действует
небольшое число фирм; 3)Фирмы устанавливают
количество производимой продукции, а
цена на неё определяется исходя из спроса.(рынок
регулирует цену)
27. Экономический выбор фирмы в условиях монополии. Условие максимизации прибыли
Монополистически конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли и выбирает объем выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам (МR = МС), а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут получать прибыли или нести убытки. Данные ситуации могут быть проиллюстрированы графически.
P прибыли МС
А)
б)
а - случай максимизации прибыли;
(Р-АС)*Q0 - совокупная максимальная прибыль (на графике площадь Р0 прямоугольника);
б - случай минимизации убытков (АС-Р - отрицательная величина, т.е. убытки на единицу продукции; совокупные убытки - на графике площадь прямоугольника).
Если фирмы
в краткосрочном периоде
В долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически.
Фирмы
будут предпринимать усилия, чтобы
улучшить свое положение и получать экономическую
прибыль в долгосрочном периоде благодаря
использованию неценовой
конкуренции.
33.Значение и основные понятия ресурсных рынков.
Рынок ресурсов - это рынок, на котором домохозяйства продают экономические ресурсы, а фирмы покупают эти ресурсы. Рынки ресурсов играют важную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложения они регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями.
Экономические ресурсы подразделяются на:
- природные (земля)- пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые»
- материальные - все созданные человеком средства производства (которые, следовательно, сами являются результатом производства);
- трудовые (труд) - население в трудоспособном возрасте, которое участв. в пр-ве;
- финансовые (капитал) - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.
Все ресурсы ограничены.
Пр-тель должен уметь правильно распределять
ресурсы. Принцип выбора фирмой количества
используемого ресурса обосновывается
равенством: предельные издержки (МRС)
= предельная производительность труда
(МRP)