Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
Дифф-ия пр-ции:часть покуп-ей нач-ют выделять прод-ию одной фирмы среди аналог-ой др-х.Дп-дает фир-м воз-ть обладать огран-ым влиянием на цены.Стратегии влияния ф V продаж:*ценовая конк-ия;*следовать диф-ии продукта;*примен стратегию в стимул-ии сбыта.
20: Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде.
Кр спроса моноп конк-та-наклон отриц-ый.Т.к.фирма обладает моноп-ой властью(зависит от диф пр-та),то мон конк-т яв-ся ценоискателем и стреми-я устан-ть цену,мах-ю прибыль.Спрос на прод-ию дост эластичен,но убывает.Кр пологая,тк потр-лям легко переклюю-ся на тов-замен-ли при повыш-ии цены.Выбирает Vвыпуска,чтоб MR=MC. Ситуация на рынке монополистической конкуренции схожа с чистой конкуренцией: фирма может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если её AC меньше рыночной цены, при Р меньшем АС— в убытке. Краткосрочное состояние монополизации прибыли совпадает с ситуацией, характерной для простой монополии. Объём производства определяется пересечением кривых МС и МR. Колебание цены задаётся высотой прямой спроса вне этой прямой. Фирма получает экономический доход. В данной ситуации (график) цена превышает средние издержки.
График получение прибыли фирмой-
моноплолист. конкурентом в краткосрочном периоде.
График мин-ии убытков фирмой-моноплолист. Конк-ом в крат-ом пер-е.
21Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм
В усл-х мон-ой конк-ции не существует высоких барьеров при входе в отрасль.МКФ выпускает < перод-ии,чем надо для достиж-ия мин-ма средних издержек.Сущ-ет тенденция к получ-ию норм-ой прибыли(безубыточности).
У новых фирм нет мотивов ко входу на рынок,а у сущ-их нет стимулов к выходу.Св-ва долгоср-го равн-ия:*P>MC,тк отриц наклон;*P=ATC(тк вхо-выход-нулевая прибль).-отличие от ЧМ.В усл-х мон-ой конк-ции фирмы производят <прод-ции,чем фирмы-чистые конкуренты, и реализуют по большим ценам.
22.Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности
Мон-ая конк-ия- это рыночная структура, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Она имеет место во многих отраслях промышленности, но в основном в отраслях, где производятся и реализуются потребительские блага широкого ассортимента.На рынках не достиг-ся эф-ое исп-ие рес-ов,прои-ая эф-ть.МКФ прои-ят <Vпро-ва,кот-ое осущ-ся с более высокими издержками,должны назн-ть выс-ую цену для достиж-ия норм-ой прибыли.Изб мощ-ть-разница мд ур-ем выпуска и эф-ым Vвыпуска(говорит о неэф-ое испол-ие ресурсов).Для равновесия:*ф может соз-ть и запант-ть прод-т,получив преимущ-ва над конк-ми;*географ выгод-ое место;*испол-ие перед-ых технологий;*увел барьера из-за доп-ых инвестиций,связ-ых дифф-ей прод-ии и сбытом.Отличие МК от СК:*наценка;*наличие избыт мощ-ти.
Результатом недогруженности предприятия
явл более высокие уровни средних издержек и цен по сравнению с конкурентными рынками. Избыточные мощности явл платой за дифференциацию продукции.
23.Неценовая конкуренция. Дифференциация и совершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Характерной чертой мон-ого рынка яв-ся сочетание ценовой и неценовой конкуренции. На этом рынке особенно велика роль неценовой конкуренции.К неценовым методам относятся:диф-ия пр-та,реклама.Для данного рынка характерна дифференциация продукта ( расцветка, материал, фасон, цена) –разнообразие.Может идти разными напр-ями:упаковка,услуги и условия,кол-во тов.Диф прод-тех-ие инновации,расшир-ие границ потреб-го выбора.Стратегия спец-ции-стр-ия из-зи неодин-ых предпо-ий и потреб-тей потреб-ей.Условия для ее:*разные нужды;*внимание покуп-ей;*нехватка ресурсов.Ее суть:обслужить огран-ый рын-ый сегмент,завое-ть расположение потреб-ей,занять свою нишу.В условиях НТП усиливается предложение новых товаров. Продвигать новые товары на рынке повышать спрос на них помогает реклама. Для фирмы реклама – это дополнительные издержки, которые необходимо приплюсовать к издержкам на производство и реализацию.
Сторонники:*инфо;*развитие про-та;*усиление конк-ции;*поддержание нац системы связи.Противники:*
убеждает,а не ин-ют;*высо расходы-высок цена;*поощряет монополию.
Влияние рекламы на V пр-ва и сред издержки
Допустим AC1(первоначальные издержки), если реклама была успешной, то объем увеличения до Q2, а точка M будет определять объем средних издержек(AC2) – в зависимости от эффективности AC2 может остаться неизменной, но может и снизиться.Если реклама неэффективна, то V остается неизменным Q1=Q3, а издержки увеличатся(AC3>AC1).
24 Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
Олигополия - наличие на рынке определенного товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Такая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними.
Признаки:*нес-ко кр фирм;*однородная(сталь, алюминий) и разнород-ая(автомобили, компьютеры) пр-ция;*воз-ны препятсвия на входе и выходе;*ограничен доступ к инф-ии.
Причины возник-ия:*слияние фирм;*в
рез-те посту-ия кр инве-ий;*жесткая конк-ия.
25”Модель с ломаной кривой спроса. ”
Поведение олигополистов на рынке различ.многообразием.
Основн.типы повед.-я олигополистов на рынке:-кооперативное;- некооперативное.Модель лом кр спроса Холл,Хитч,Суизи.
Некооперативн.:Каждая фирма стремится
максимизировать прибыль,но на этом рынке ей приходится вырабатывать стратегию,основанную на представлении о поведении конкурента.В рез-те взаимод-ия м/у разъединенными олигопол-ми,цена на этом р.мож.принимать различн.значения в промежутке м/у монопол-им уровнем цены и уровнем цены на р.ЧК.На этом р.,если ф-мы не договариваются, они могут попасть в сит.ценовой борьбы.Способ вытеснения конкурентов с р.-снижение цен.Ломаная кр спроса на пр-ию фирмы-монополиста:
Кривая спроса предст.на ломаной Д2Д1 с точкой перегиба Е. Т.Е соотв.оптимальн.отраслевой цене P0,она опред.оптимальный Vвыпуска прод-ии Q0.Спрос на отр.ЕД2 очень эластичен по цене.Отрезок пологий и показ.,что при незначит.увелич.цены,резко уменьш.оптим.Vвыпуска.При увелич.цены выше P0 покупатели перестанут покуп.прод-ию данной фирмы,а приобретут у конкурента.На отр. ЕД1 кривая крутая,т.е.спрос на прод-ию уменьш.в меньш.степени,чем уменьш-ая цена.Это приведет к снижению цены и у фирм-конкурентов.
Кривая MR(предельн.дохода)с разрывом и кривая предельн.изд.-ек/MC на рис.Разрыв MK(пред.дохода)соотв.излому кривой спроса.При Vвыпуска меньше Q0 MR близок к оптимальной цене, в след.того,что при фиксир-ых ценах конкурентов для увелич. V спроса фирмы-олигополиста требуется небольш.снижение цены.При V, превыш-их Q0 и MR гораздо меньше оптимальной цены,поск.для увелич. V спроса в сит.,когда соперники идут по пути снижения цены, требуется значит.сокращение цены для данной ф-олигополиста.В усл.,когда сущ.перегиб кривой спроса,кривая предельных изд-ек MC будет проходить ч/з разрыв кривой MR,даже при изменении величины изд-ек,оптимальной ценой будет оставаться Q0,а Vвыпуска-Q0.
26 Модель олигополии, основанная на тайном сговоре. Картель
Если фирмы-олигополисты видят возможности (одинаковые или очень похожие условия спроса и издержек) совместного увеличения своих доходов путём повышения цен и ограничения объёмов выпуска и заключают соглашение о дележе рынка с этой целью, то они образуют картель. Образуются, главным образом, тайно, так как запрещены законодательно. Тайный сговор означает, что конкуренции на период сговора между олигополистическими фирмами не существует. Таким образом, олигополия превращается в чистую монополию (см. тему 4) с соответствующими последней условиями максимизации прибыли и последствиями:
*уменьшение объёма выпуска,*повышение
цены,*увеличение прибыли.
Внутренние проблемы картеля:1. Различия в спросе и издержках. Различия в издержках и спросе будут означать, что будут отличаться и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы. Очевидно, что не будет одной цены, которая является приемлемой для всех. Поэтому тайное соглашение о ценах зависит от способности достичь компромиссов и уступок, добиться взаимопонимания.2. Число фирм. При прочих равных условиях, чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения о ценах.3. Контроль за выходом на рынок со стороны других фирм. Поскольку картель устанавливает цену выше долгосрочных средних издержек АС, постольку он действует как магнит для предпринимателей. Следовательно, успешный тайный сговор требует того, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей.4. Спад. В этом случае кривые спроса и предельного дохода олигополистов сдвигаются влево, каждая фирма отодвигается на более высокую точку на своей кривой АТС (АС). В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов. 5. Мошенничество. Установление квот на выпуск продукции приводит к тому, что у каждого члена картеля есть стимул обмануть своих коллег, если он уверен, что все играют честно или что все жульничают.6. Правовые препятствия: антимонопольное законодательство. Именно в силу этой причины получило развитие такое менее явное средство регулирования цен, как лидерство в ценах.
27 Модели олигополии, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска).
Ценовая сигнализация — это форма непрямого тайного сговора. Например, фирма объявляет о повышении цены (возможно, через пресс-релиз) и надеется, что ее конкуренты воспримут это объявление как сигнал, что они должны также поднять цены. Если конкуренты последуют ее примеру, то все фирмы (по крайней мере, в краткосрочном интервале) получат более высокие прибыли.Иногда устанавливается такой порядок, когда одна фирма регулярно объявляет о ценовых изменениях, а другие фирмы в отрасли следуют ее примеру. Эта схема называется лидерством в ценах: одна фирма неявно признается как «лидер», в то время как другие фирмы, «ценовые последователи», приспосабливаются к ее ценам. Ценовое лидерство – ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии (ценовым лидером), поддерживается всеми или большинством компаний на рынке (т.е. тоже принцип картеля – явный). В этом случае проблема координации цен исчезает: каждая фирма просто назначает ту цену, которую требует за свой товар лидер.Лидерство в ценах особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь). Следуя за лидером в повышении цены, все олигополисты получают возрастающую экономическую прибыль при незначительном сокращении индивидуального, а значит и всего отраслевого выпуска. В этом случае характер эластичности спроса на продукцию олигополиста полностью совпадает с характером спроса на продукцию всей отрасли. Это совпадение происходит потому, что все фирмы синхронно изменяют цены вместе с ценой лидера
Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут не последовать за лидером, корректировки цен делаются редко. Кроме того, ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде. Причина этого заключается в том, что фирмы отрасли нередко стремятся помешать вступлению новых фирм.
Модель доминирующей фирмы (лидерства по объёму выпуска)
Крупная фирма может выступать как доминирующая фирма, назначая цену, которая максимизирует ее собственную прибыль. Другие фирмы, которые могли бы в ее отсутствие обладать небольшим влиянием на цену, в этом случае действуют как совершенные конкуренты: они принимают цену, назначенную доминирующей фирмой, как данность и производят соответствующий объем продукции.