Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
57 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный наклон.
Кривая спроса на чистое общественное благо.
D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных частных полезностей.
Кривая спроса на частное благо.
Qd=∑qi , где i =1…n
То есть мы можем сказать, что для чистого частного блага совокупный Объём спроса при каждой возможной величине цены равен сумме индивидуальных объёмов спроса.
Кривая спроса на частное благо получается посредством сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.
58. Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.
Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность). У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев».Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».
59: Полная инф-ть эк-их субъектов как условие эк-го оптимума. Выбор в усл-ях неопред-ти. Асси-ая инфо.
Инфо—важ-ее усл-ие принятия оптим-ых решений. Как и любое эк-ое благо,она огр-на. Сущ-ют усл-ия неполной инфо,поэтому решения могут оказаться ошиб-ми (доход снизится, а расход уве-ся больше, чем ожидалось). Инфо как ресурс имеет важные особ-ти,кот принц-но отлич ее от др фак-ов прои-ва:1)осн-ая часть инфо,кот располагает чел-во,общедос-на.Эк-им рес-ом явл-ся та часть инфо, тир-ие кот огр-но правами собс-ти;2) исп-е инфо одним субъектом не искл возм-и ее одноврем исп-я др (свойство неконкурентности);3) потр-е инфо не унич-т исх инфо,прибавляет к ней новую;4) инфо явл-я легко тиражируемым благом, ее копирование требует минзатрат.Полная инфо-ь эк-их субъектов – ситуация, когда каждый из них в полной мере владеет ценовой инфо,инфо о кач-ве продукта, технологиях, стр-ре спроса, товарах-субститутах, уровне проц-ых ставок, перспективах роста эк-ки.Такая сит явл-ся усл-ем оптим-ого функц-ия рынка. Одним из первых учёных, заинтересовавшихся информационной неопределённостью в хозяйственной деятельности, был американец Ф.Найт (2002г.—Нобелевская премия). Изучая возможность получения определённых результатов, он выделил 2 типа их вероятности: математическая (объективная) вероятность и статистическая (субъективная). Первая базируется на расчёте частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Субъективная вероятность—эмпирическая оценка получения данного результата (на основе логического размышления). Риск—подсчитанная вероятность отклонения действительных результатов от ожидаемых. Противники риска предпочтут гарантированный результат неопределённому (большинство людей). К риску склонны люди, предпочитающие результат, содержащий возможность получения более высокого дохода. Существуют различные способы снижения риска: диверсификация, объединение риска, распределение риска, поиск информации. 1) снижение риска путём вложения средств в производство различных товаров, инвестиции в разные проекты; 2) снижение риска путём превращения случайных значений убытков в относительно небольшие, но постоянные издержки (страхование): сумма выплат и затрат на страхование не должна превышать взносы, разноплановое страхование; 3) риск вероятного ущерба делится между участниками так, что потери каждого минимальны (финансово-промышленные группы); 4) получение необходимой информации может значительно снизить величину риска, но ан её получение надо нести расходы, которые иногда превышают выгоду, получающуюся при использовании информации. (График) т. Е—оптимальные расходы Ре на количество информации Qe.
60 Рынки с ассиметричной информацией. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной ассиметрии
Асим инфо – это ситуация, при кот одна часть уч-ов сделки обладает инфо,кот не располаг др часть уч-ов сделки.Продавцы располагают большей инфо о кол-ве товара, чем покуп-ли.Рын-ый мех-зм оказывается несостоятельным в силу асимметрии инфо.Отр-ый отбор – ситуация, при кот неинфо-ая сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с кот ей хотелось бы заключить сделку.Впервые проблему о неопределенности кач-ва инфо попытался рассмотреть Дж. Акерлоф(«Рынок лимонов», 1970).На этом рынке продаются подержанные авто, машины в хорошем состоянии и плохом(на амер. сленге «лимоны»). Вероятность купить хороший авто 50% на недавно организовавшемся рынке. Покупатель боится купить «лимон». Средняя цена = 2000$. Для владельцев «лимонов» эта цена убыточна. В усл-ях асим-ой инфо(продавцы>покупатели), рынок значительно деформируется. Продавцы хороших авто будут отказываться от продаж по убыточной цене, а след-но вероятность покупки хорошей машины будет падать, в итоге на рынке останутся одни «лимоны».Спос-бы борьбы с асем-ой инфо:групп-ое страх,провед осмотра пр страх жизни,обяз-ое страх.Методом борьбы с асимметричной инфо являются рыночные сигналы– мех-мы,позвол-ие инфо-ой стороне передать инфо о себе неинфо-ой стороне.Осн-ое св-во:люди с разными хар-ми подают сиг-лы с разными знач-ми.Пр-ми сигналов явл-ся гарантии, репутация, бренды, а также стандарты и сертификаты.Сущ-ют рынки, на кот удается быстро ликви-ть асим инфо – аукционы. Аукционы нач-ся с ситуации,когда каждая из сторон располагает только инфо о нач-х ценах и пред-х свои возм-ях,но не знает о возм-ях конк-ов.
61 Методология анализа общ-ого выбора
Теория общ-го выбора связана с исс-ем принятых решений о произ-ве общ-ых благ.знач-ый метод-ий вклад в данную теорию внесли работы Даунса, Беккера и т.д. В основу ТОВ подожжен общ-ый выбор-сов-ть проц-ов нерын-го принятия реш-ий по поводу прои-ва и распред-ия общ-ых благ.осно-ые метод-ие постулаты:1) общ-во-сов-сть индивидов,изуч-е их пов-ия лежит в основе исс-ия соц-ых и пол-их проц-ов (метод-ий индив-зм);2) индивид преследует свои соб-ые интересы,т.е.яв-ся эк-им чел-ом;3) полит процесс,с помощью кот индивиды реализуют свои интересы, явл-ся разновид-ью обмена.Осн направ-ми иссл-ий ТОВ явл-ся: консти-онная эк-ка,модель политконк-ции, общ-ый выбор в условиях прямой и пред-ой демократии, теория бюр-ии, теория политренты.
62. Общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии. Политическая рента, лоббизм, логроллинг.
Прямая демократия – такое пол-кое уст-тво общ-тва,когда все реш-ия прин-тся путем гол-ия всех членов общ-тва(принятие решения на собрании, референдуме).В зав-ости от выбр-ного принципа гол-ния существенно зависят рез-аты гол-ния. 3 принципа гол-ния:*принцип единогласия(когда предпочит все индивиды);*принцип простого большинства(50%+1голос);*
правилоКондорсе(по парно);*пр-ло Борда(м.д.неско-ми различ альтер-ми);*пр-ло выбора по традиции(пред-ия).Модель мед-го изб-ля-мод-ль,хар-ая тенд-цию,согласно кот принятие реш-й в рамках прям дем-и осущ-ся в соотв-и с интере-ми чел-а,заним-го место в сере-е шкалы интер-ов данного общ-ва.
63.Общ-ый выбор в усл-ях пред-ой демо-ии.Пара-с гол-ия.Полит рента,лобби,
логроллинг.
Пред -ная демок – форма дем-тии,когда решение принимают выб-ные органы. Преи-во:орг-ция принятия пол-их решений ч.з зак-ые органы – парламенты.Недостаток: возм-ть принятия решений, выгодных для отд-ых групп, преследующих свои узкие интересы.Парад-с гол-ия-ситу-ия,в кот устойч-ый колле-ый выбор неосуще-им.“Зацикливание гол-ия”- оно может прод-ться бесконечно долго, не давая однозначного рез-та.Парадокс гол-ия объясняет, почему часто приним-ся пол-ие решения не соотв-ие интересам больш-ва нас-ия и каким образом рез-ты гол-ия поддаются манип-ию.Группы со специнтересами – сов-ть индии-ов, кот заинтер-ны в принятии опр-ых решений.Лоббизм – пол-ка давления с целью принятия опред-ого реш-ия.В негат смысле,лоббирование – незак-ое давление на предс-ей власти с помощью взяток, коррупции,чтобы повлиять на принятие реш-ия в пользу группы давления в ущерб общ-ым интересам.В позит смысле,лоббизм-форма зак-ого влияния групп давления на управленческие решения госорганов.Логроллинг – практика взаимной поддержки путем торговли гол-ми. “Бочонок с салом” – закон, сопровождаемый пакетом различных предложений.Поиск политической ренты – это деятельность, связанная с использованием политических институтов для получения или сохранения каких-либо экономических выгод.
64.Фиаско гос-ва:проб эф-ти гос-го вмеша-ва в эк-ку.
Фиаско гос-ва – это случаи,когда гос-во не способно обесп эф-ое распред и использ общ-ых рес-ов в соответ-ии с принятым в общ-ве представ-ем о справед-ти.Факторы провалов:*несовер-во полит проц-са(лоббизм,логрол);*
огран-ть и ассиметр-ть инфо;*огранич-ый контроль над бюрократией;*контр-ль над ответной реакцией частного сектора. Не сущ-ет ни сов-ых рынков,ни безупречной политики гос-ва. Вмеш-во гос-ва не гарантирует достиж-ия Парето-оптим-го сост-ия. Осн-ым источ-м провалов гос-ва явл-ся огран-ость его возм-ей и специф-а инт-ов, обусловленных его функ-ием.Хотя «провалы» рынка требуют вмеш-ва гос-ва,но «провалы» гос-ва делают его вмеш-во не столь соверш-ым,что требует посто-ого контроля и корректировки этого проц-са.
65.Мор-ый риск.Проблема «принципал-
агент».Мор-ый риск и р-к страх-ия.
Скрытые действия- действия, предпринимаемые одной из сторон в эк-их взаимо-ях,кот затраг-ют др сторону,но остаются вне поля зр-ия последней.Т.к. инфо-ная сторона может предпринять «неправ» дейс-ия,то неинфо-ая сторона несет риск из-за безответ-го поведения др стороны. Это явл-ие, связ-ое со скрытыми дейс-ми получило назв-ие мор-й риск. Выделяют следующие типы морального риска в страховании:1)недоброс-ное поведение – поведение индивида,сознательно увели-его ве-сть возможного ущерба в надежде,что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страх комп-ей(спец поджег дома);2)пренебрежение рисками – ситуация,когда застрах-ся инд-д перестает выполнять те меры предосто-ти,кот были для него обязат-ми до страх-ия(открытые двери авто);3)сверхнормативное потр-ие услуг, оплач-ых в рез-те страховки(частые походы к врачу).Суть проблемы «принципал-агент»: угроза манип-ия агентом(испол-ль) принципала(заказ-ик) при вып-ии поручений и предписаний последнего.Введение принципала в забл-ие становится возможным на основе асим-ти инфо и высоких издержках контроля над деят-ью агента.Хаар-ые черты проблемы «принципал-агент»:взаимо-ия нанимателя и нанятого. Кол-во усилий, прилаг. наемными раб-ми,сложно контролировать.На практике это часто выр-ся в отлынивании – исп-ии рабврем в собс-ых целях как свободного посредством имитации бурной деят-ти.Пов-ие раб-ка отклоняется от цели мак-ии выгоды нанимателя.