Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Микроэкономика".
49 Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето Эффективность структуры выпуска
продукции
Чтобы произ-во было эфф-ым, необ-мо обеспечить не только мин. затрат (достигнуть макс. эфф-ти произ-ва), но и выпуск товаров в таких кол-ах, кот. соотв-ли бы потр-ям и возм-ям потреб-лей. Структура выпуска эфф-на, если произ-ли и потреб-ли одновременно находятся в состоянии равновесия, т. е. если: MRTAB=MRSAB.
(10.8)
На рис. = пред. нормы трансформации и пред. нормы замещения 2 тов-ов для сов-ого потр-ля
соотв-ет точке касания кр. трансф-ции и безраз-ия, в этом случае касательная к кр. трансф-ции в точке М будет и касательной к кр. безр-ия совокупного потр-ля в т. М.
Сформулируем третье
предельное условие эффективности ( условие эффективной структуры выпуска) – предельная норма трансформации MRT любых двух товаров должна равняться предельной норме замещения MRS этих товаров у потребителей. Это обеспечивает эффективность структуры выпуска продукта. Комбинация выпуска двух товаров в эффективной экономике должна быть такой, чтобы невозможно было через поиски других комбинаций выпуска увеличить полезность для одного индивида без снижения полезности для другого. Поскольку при совершенной конкуренции предельные нормы замещения для всех потребителей равны соответствующим предельным нормам трансформации, то такая экономика эффективна по структуре выпуска продукта.
50 Общее эк-ое равнов-ие и общ-ое благосос-ие.
На основе пред-ых усл-ий мак-ой эф-ти произ-ва,обмена и стр-ры выпуска в теории благосост формул-ся две теоремы эк-ки благосост.1-ая теорема: равн-ое размещ произв-ых рес-ов,достигнутое в рез-те функц-ия сов-ти конк-ых рынков,обязательно будет эф-ым по Парето.2-ая теорема эк-ки благосостояния: при определенных условиях (которые математически описываются выпуклостью кривых предпочтений индивидов) эффективное по Парето размещение производственных ресурсов является конкурентным равновесием для какого-либо начального распределения ресурсов. Если общество не удовлетворено распределением доходов, нет необходимости спол-ть рн-ый мех-изм,а нужно перераспределить исходное богатство (ресурсы), а все остальное сделает рыночная конкуренция. Общее экономическое равновесие(при СК) является Парето-оптимальным состоянием, при котором нельзя повысить благосостояние одного участника рыночного хозяйства без снижения благосостояния других. Следовательно, система равновесных цен обеспечивает оптимальное по Парето применение используемых в общественном хозяйстве средств. Впоследствии В. Парето отвергает возможность количественно измерить полезность.Поскольку повышение благосостояния одних индивидов за счет ухудшения положения других не может быть сопоставимо количественно в силу невозможности межличностных сравнений в единицах полезности. Предпос-ки оптима-го размещ-ия рес-ов по Порето:* каждый человек лучше всех способен оценить свое собственное благосостояние;* общественное благосостояние определяется только в единицах благосостояния отдельных людей;* благосостояние отдельных людей несопоставимо.
Критерий Парето: любое изменение, которое никому не приносит убытков и которое приносит отдельным индивидам пользу, является улучшением. Оптимальным будет такое состояние экономики, при котором благосостояние всех людей не может увеличиться через перераспределение готовых продуктов и ресурсов без того, чтобы при этом не уменьшилось благосостояние другого. Критерий Парето мало пригоден для анализа конкретных проблем экономики благосостояния.Т.к.:* не позволяет осуществить выбор из множества потенциально возможных вариантов распределения доходов;* имеет весьма сомнительную эмпирическую значимость в связи с тем, что предполагает возможность существования совершенно конкурентных рынков.
51 Фиаско рынка и необходимость
микроэкономического регулирования. Цели и инструменты микроэкономического регулирования
Парето-эфф-ая аллокация возникает в условиях С.К..Рынки терпят фиаско, по 4-ем основным причинам: рын. власть, неполная инфо, вн.эфф-ты, общ.блага. Для снижения отр-ых воздействий этих явл-ий возникает необх-ть в микроэк. рег-ии рынков со стороны гос-ва.
Рын.власть: неэф-ть возникает, когда произ-ль или продавец ресурса имеет рын.власть.(установление цены на продукцию монополистом)
Неполнота инфо.: если потреб-ли не имеют точной инфо о рын. Ценах или кач-ве продуктов, рын.система будет функц-ть неэфф-но. Недостаток инфо может побудить проив-лей предлогать слишком много 1х продуктов и мало 2х. иногда потребители не станут покупать продукт несмотря на выгодность сделки, тогда как 2ие потр-ли приобрктут продукты, от котоых им станет хуже.
Внешн. Эф-ты.: иногда рын цены не отражают действий производителей или потребителей. ВЭ возникает, когда к-то деят-ть, связанная с потребл-ем или произв-ом имеет косвенное влияние на др. виды такой дея-ти, неотражаемая непосредственно рын ценами.(загрязнение окр. среды, выбросы отходов с завода в реку)
Общ. Блага: ОБ-тавар, кот благ-ря низкой цене может стать доступным для мн. потребителей, но будцчи адресованным лишь нек-ым из них ,он может остаться недоступным для др.рынки не способны обеспечить произв-во дост-го кол-ва ОБ. гос-во может решить эту проблему или предлагая это благо от себя , или стимулируя частн. предприятия к его произв-ву
52.Внешние эффекты. Проблема эффективного размещения ресурсов.
ВЭ-издержки или выгод от рын сделок, не отраж-ые в ценах.
ВЭ имеют место,когда 3-и лица (не произв-ли, не потребители) несут часть расходов, связанных с производством товара или получают часть полезности от его использования. ВЭ – результат неспособности рыноч. механизма ценообразования учесть полные обществ. затраты и полную полезность, связанную с пр-вом товара. Минусы ВЭ имеют место, когда 3-и лица несут расходы на пр-во товара. Величина их определяется расходами 3-их лиц, не учтённых в цене товара (расходы жителей домов рядом с химкомбинатом – расходы на лечение от вредных выбросов). Плюсы ВЭ – те полезности, кот. получает 3-я сторона и кот. не учтены в цене товара (студенты, получают прибыль соседи, т. к. образованные люди не склонны нарушать общ. порядок). Причина сущ-я ВЭ – стихийный рыночный механизм выделяет с избытком ресурсы на произв-во товаров с минусами ВЭ и не выд. достаточно ресурсов с т. зрения интересов общ-ва на пр-во благ с плюсами ВЭ.
Объём выпуска и цена на продукцию химкомбината при полных и неполных издержках (1).S1 – предлож. химкомбината, опр. его пред. издержки (МС). D – спрос на продукцию химкомбината. S1 пересекает D в т.Е1 – т. равновесия. МС – частные изд-ки, кот не учитывают полностью все расходы. МЕС – изд-ки, кот. несут 3-и лица – изд-ки перелива. MSC=MC+MEC, где MSC – общественные пред. изд-ки. Если бы химкомбинат нёс все расходы (с учётом МЕС), то кривая предложения имела бы вид S2 , т. Е2 – новая равновесная ситуация, уровень Р0 – цен и Q0 - V выпуска. Изд-ки больше, поэтому цена больше, соотв. спрос меньше, что соответствовало бы эффективному распределению ресурсов – наиб. оптим. ситуация. Изд-ки перелива можно трансформировать в общие изд-ки предприятия.
Объём выпуска и цена на образовательные услуги (2).Спрос на товары с плюсами ВЭ опред. только mu – кривая D1. С точки зрения общ-ва спрос должен опред. как mu, так и meu – кривая D2. mu+meu – общая полезность, кот. получает покупатель блага и др. члены общ-ва, т. е. 3-и лица (meu). msu=mu+meu, где msu – общественная общ. полезность, mu – частная полезность, meu – внешняя полезность. Т. Е1 - равновесная цена Р1, кот. готовы заплатить родители студентов и Qe – кол-во студентов. С точки зрения общ-ва лучше цена Р2 и кол-во студентов Q0 – т.Е2. Т. к. > студентов, то и Р2>P1. спрос опред. т.А – видно, что спрос уменьшится до Q2 (а не Q0). Значит, общ-во получит обратный эффект. Конечно, при желании общ-во может увел. спрос на образ. услуги до оптим. уровня Q0 , но при цене Р3, значит низшей цены Р1, фактически существующей. Разницу между ценой Р2 и Р3 должно взять на себя общ-во. Если хочет увел. кол-во студентов до оптим. уровня. Способы решения этой проблемы: общ-во может взять на себя полностью расходы на обучение и увел. кол-во мест; может взять часть расходов; может принять меры по увел. покупательной способности потребителей образ. услуг с помощью кредитов на обучение.
53. Причины существования внешних эффектов. Теорема Коуза.
Внешние эффекты имеют место, когда 3-и лица (не производители, не потребители) несут часть расходов связанных с его производством или
получают часть полезности от его использования.Экстерналии – результат неспособности рыночного механизма ценообраз-я
Отрицательные ВЭ – когда 3-еи лица несут расходы на производство товара. Величина ОВЭ определяется расходами 3-х лиц неучтенных. К ОВЭ относится расходы жителей домов живущих рядом с химическим комбинатом => на лечение болезней, связанных с влиянием вредных выбросов. Политические ВЭ – это полезности производства получает 3-я сторона и производс.
54.Регулирование внешних эффектов:
корректирующие налоги и субсидии.Особенности гос.регулирования внешних эффектов в РБ.
Чтобы сократить перепроизв-во товара с отриц.внешним эф-ом или увелич.пр-во тов-а с полож.,нужно трансформировать внешн.эф-ты во внутр (их интернализация).Она мож.быть достигнута путем приближения MC к MSC(предельных частных издержек к предельным общественным)Англ.эк-т А.Пигу предложил использ-ть с этой целью корректирующие налоги и субсидии.Корректирующий налог – налог на выпуск эк-го блага,облад.-го отрицат.внешн.эф-ом,к-й повышает предел.частные издержки до уровня предел.общественных изд-ек=>налог на уровне MEC. Tax=MEC.Корректир.субсидия – субсидия производ-лю или потреб-лю эк.благ,к-е обладают полож.внешн.эфф-ом,позволяющ. приблизить предельные частные выгоды к обществ.предел. выгодам;субсидия на уровне MEU.
Субсидия=MEUКоррект.субсидия мож.быть предоставлена студентам с целью увелич.их спрос.Коррект. налоги и субсидии не могут полностью решить проблемы внешн.эфф-ов,т.к.реально трудно опред.-ть предельн.изд-ки и полезность,ущерб 3-ей стороны.
55. Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Политика охраны окружающей среды. Особенности политики охраны окружающей среды в РБ.
Теория внешних эффектов используется при разработке экономической политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику; наиболее часто используется при разработке политики охраны окружающей среды.
Экологическая политика создаёт условия для сохранения редких природных ресурсов путём изъятия их из хозяйственного оборота. Она охраняет окружающую среду с целью сделать её безопасной для здоровья и жизни людей.Государство принимает законодательство, которое ограничивает загрязнение окружающей среды. Государственные органы разрабатывают эколого-экономические стандарты, нормативы, с помощью которых определяется степень загрязнения окружающей среды; они осуществляют экологический мониторинг за изменением состояния окружающей среды.Государство вводит особые налоги для предприятий, которые загрязняют окружающую среду; устанавливает штрафы за нарушение экологического законодательства. Налоги и штрафы заставляют потенциальных загрязнителей устанавливать очистительное оборудование.Значительная часть расходов на природно-охранные мероприятия осуществляется за счёт государственных средств.Экономическая наука считает эффективными в области контроля за состоянием окружающей среды такие меры, которые позволяют сбалансировать предельные общественные выгоды, полученные в результате таких мероприятий, с предельными общественными издержками на их проведение
Эффективный уровень выбросов
MSC – предельные общественные издержки
MSB -- предельные общественные выгоды
Qэф -- % эффективного выброса
Q -- уровень выброса в %
В РБ установлен экологический налог за пользование природными ресурсами и налог за загрязнение окружающей среды. Налог пользование природными ресурсами взимается с предприятий, которые добывают природные ресурсы из окружающей среды. Он зависит от объёма добычи ресурсов. Налог за загрязнение окружающей среды взимается с предприятий, которые осуществляют выбросы вредных веществ в окружающую среду. Ставки налогов ежегодно устанавливаются кабинетом министров РБ. За превышение допустимых размеров добычи устанавливается налог в десятикратном размере. За превышение допустимых размеров загрязнения устанавливается налог в пятнадцатикратном размере. Налог за превышение лимитов отчисляется из прибыли предприятия.
56. Чистые частные и чистые общественные блага. Св-ва общественных благ.
Общественные блага-блага,
выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения. Примером общественного блага служит система национальной обороны, т.к. касается всех и каждого в равной степени. Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое общественное благо-благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо-благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага могут эффективно распределять рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Целый ряд благ не является ни чисто частным, ни чисто общественным. Например, услуги полиции, с одной стороны представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу. Чистые общественные блага имеют две основные особенности: 1) чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. 2) потребление чистых общественных благ не обладает свойством исключительности в потреблении. Это значит, что потребитель нежелающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.