Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных сред.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета
Глава 2. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами
2.1 Платежи за пользование недрами
2.2 Налог на добычу полезных ископаемых
2.3 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
2.4 Водный налог
2.5 Лесной налог
2.6 Земельный налог
Глава 3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы
Глава 4. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы
4.1 Обобщение зарубежного опыта платежей за природные ресурсы
4.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

федеральные налоги.docx

— 44.89 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая природа  и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета

Глава 2. Налоговые платежи за пользование  природными ресурсами

2.1 Платежи за пользование недрами

2.2 Налог на добычу полезных  ископаемых

2.3 Сборы за пользование объектами  животного мира и объектами  водных биологических ресурсов

2.4 Водный налог

2.5 Лесной налог

2.6 Земельный налог

Глава 3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы

Глава 4. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы

4.1 Обобщение зарубежного опыта  платежей за природные ресурсы

4.2 Направления совершенствования  механизма взимания и уплаты  платежей за природные ресурсы

Заключение

Список литературы

 

Введение

Для установления размера платы  за использование природными ресурсами  разработаны нормативы с расчетами  оценки получаемых благ и приносимого  вреда в сферах использования  земли, недр земли, воздушных и водных сред.

Если приведенные методы экономической  оценки природных ресурсов позволяют  оценить частичное использование  ценностного курса на момент расчета  для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности  оценить принадлежащие стране богатства  в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности  хранения и их добычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сообщающихся сосудов).

Поэтому из-за отсутствия оценки всего  потенциала богатств РФ существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:

* воспроизводственный метод позволяет  определять стоимость природного  ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства  частично потребляемого вида  сырья на планируемый период;

* результативный метод позволяет  вести экономическую оценку только  природных ресурсов, приносящих  доход, через разницу доходов  и текущих затрат;

* рентный и монопольно-ведомственный методы расчета исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы  включает:

1) плату за право пользования  природными ресурсами;

2) плату за частичное их восстановление;

3) штрафные платежи за превышение  минимального использования природных  ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены  между федеральным и местным  бюджетами.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к федеральным отнесены:

* налог на пользование недрами;

* сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

* водный налог;

* лесной налог;

К местным налогам относится  земельный налог.

 

Глава 1. Экономическая природа  и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета

Государство в лице его полномочных  органов заинтересовано в том, чтобы  природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее  равномерно и планомерно. Для этого  служат рентные платежи за природные  ресурсы, цель которых уравнять экономические  условия добычи и управлять этими  условиями. В настоящее время  это правило составляет основу хозяйствования Российской Федерации.

До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к  экономической оценке природных  ресурсов, но необходимость ее определения  была признана не сразу. Некоторое время  широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага  не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных  ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного  производства ит.д.

Поэтому разрабатывались месторождения  с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли  представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского  хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный  оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой  степени являлись подтверждением концепции  бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади - все это свидетельствовало  об ошибочности представлений о  естественных ресурсах как о "даровых  благах" природы.

Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели  к резкому падению эффективности  использования природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней.

Итак, платежи за пользование природными ресурсами - являются важнейшим компонентом  экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

 

Глава 2. Налоговые платежи за пользование  природными ресурсами

2.1 Платежи за пользование недрами

Правовые и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное использование, установлены  Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. С введением Налогового кодекса  РФ сохраняется положение, что природопользование регулируется государством путем введения платежей за пользование недрами  и воспроизводство недр.

Система платежей включает:

1) сбор за участие в конкурсе  и выдачу лицензии. Размер сбора  определяется с учетом стоимости  подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением  лицензии;

2) плату за получение права  на пользование недрами;

3) плату за пользование недрами,  включающую затраты поиска и  разведку месторождений, их добычу  и пользование недрами;

4) отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы также  относятся к системе платежей  за пользование недрами;

5) платежи за право на поиски  месторождений полезных ископаемых, их разведку и разработку, а  также платежи за право строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных  ископаемых и др.

Определение размера платежей ведется  с учетом условий геологии, гидрологии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климатических  условий, уровня обжитости местности, инженерных коммуникаций и транспорта, а также степени риска. Платежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.

Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей  недр, исключая следующие категории  пользователей:

1) собственников, владельцев земельных  участков, осуществляющих в установленном  порядке добычу общераспространенных  полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;

2) пользователей недр, ведущих работы  научно-изыскательского характера  без нарушения целостности недр, а также получивших участки  для образования особо охраняемых  геологических объектов.

Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных платежей, части  объема добытого сырья или иной производимой продукции, выполнения работ или  предоставления услуг, зачета сумм предстоящих  платежей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой  организации.

Форма внесения платы, размеры и  условия платежей по каждому объекту  лицензирования устанавливаются в  лицензии.

2.2 Налог на добычу полезных  ископаемых

Налогоплательщики. Организации и  индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объект налогообложения. Представляет собой полезные ископаемые, добытые  из недр на территории Российской Федерации  либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся  под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных  государств или используемых на основании  международного договора) на участке  недр, предоставленном налогоплательщику  в пользование.

Полезным ископаемым признается продукция  горнодобывающей промышленности и  разработки карьеров, содержащаяся в  фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая  государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному  стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных  стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).

Налоговая ставка. НК РФ устанавливает  различные налоговые ставки в  зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8 % при добыче калийных солей; 4,0 % - торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8 % - руд черных металлов; 5,5 % - сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0 % - горнорудного неметаллического сырья; 6,5 % - концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5 % - минеральных вод; 8,0 % - руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5 % - углеводородного сырья.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма  налога исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого  участка недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

2.3 Сборы за пользование объектами  животного мира и объектами  водных биологических ресурсов

Плательщики сборов - организации  и физические лица, получающие в  установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами  животного мира на территории Российской Федерации.

Кроме того, плательщиками сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами  водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации,

также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются объекты  животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие  которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии.

Не признаются объектами обложения  объекты животного мира и объекты  водных биологических ресурсов, пользование  которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации  и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно  проживающими в местах их традиционного  проживания и традиционной хозяйственной  деятельности, для которых охота  и рыболовство являются основой  существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков.

Ставки сбора за каждый объект животного  мира устанавливаются в твердых  размерах. Так, за овцебыка или зубра  размер ставки составляет 15 000 рублей; за благородного оленя или лося - 1 500 рублей; за пятнистого оленя, лань, снежного барана - 600 рублей. Подобным образом  устанавливаются ставки за каждый объект водных биологических ресурсов. Порядок  исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта  животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей  ставки.

Информация о работе Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами в РФ