Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных сред.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета
Глава 2. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами
2.1 Платежи за пользование недрами
2.2 Налог на добычу полезных ископаемых
2.3 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
2.4 Водный налог
2.5 Лесной налог
2.6 Земельный налог
Глава 3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы
Глава 4. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы
4.1 Обобщение зарубежного опыта платежей за природные ресурсы
4.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

федеральные налоги.docx

— 44.89 Кб (Скачать документ)

2) 1,5 % в отношении прочих земельных  участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости  от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения  освобождаются, в частности:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной  системы Минюста РФ - в отношении  земельных участков, предоставленных  для непосредственного выполнения  возложенных на эти организации  и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных  участков, занятых государственными  автомобильными дорогами общего  пользования;

3) организации - в отношении земельных  участков, непосредственно занятых  объектами мобилизационного назначения  и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не  используемыми в производстве; всеми  видами мобилизационных запасов  (резервов) и другим имуществом  мобилизационного назначения, отнесенным  к создаваемым по решениям  органов государственной власти  страховым запасам; испытательными  полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой  системы организации воздушного  движения, отнесенными к объектам  особого назначения;

4) религиозные организации - в  отношении принадлежащих им земельных  участков, на которых расположены  здания, строения и сооружения  религиозного и благотворительного  назначения;

5) общероссийские общественные  организации инвалидов, среди  членов которых инвалиды и  их законные представители составляют  не менее 80 %, - в отношении земельных  участков, используемых ими для  осуществления уставной деятельности; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг); учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям и др.

Порядок исчисления налога и авансовых  платежей. Сумма налога исчисляется  по истечении налогового периода  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму  налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют  сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных  участков, используемых ими в предпринимательской  деятельности. Сумма налога и авансовых  платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися  физическими лицами, исчисляется  налоговыми органами.

Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей  налоговой базы и установленной  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой  ставки в размере, не превышающем  одной второй налоговой ставки, в  случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой  ставки в случае установления двух авансовых платежей.

Если отчетный период определен  как квартал, суммы авансовых  платежей исчисляются по истечении  первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как  одну четвертую соответствующей  налоговой ставки процентной доли кадастровой  стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты налога и  авансовых платежей. Земельный налог  и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке  и в сроки, которые установлены  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту  нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи  по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым  органом.

Организации или индивидуальные предприниматели  по истечении налогового периода  представляют в налоговый орган  по месту нахождения земельного участка  налоговую декларацию не позднее 1 февраля  года, следующего за истекшим налоговым  периодом. Расчеты сумм по авансовым  платежам по налогу представляются налогоплательщиками  в течение налогового периода  не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

Глава 3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы

Прежний отечественный опыт аккумулирования  большой доли доходов рентного происхождения  в государственном бюджете, методы их последующего межотраслевого перераспределения  представляют особый интерес для  современной хозяйственной практики в России. Сейчас число рентообразующих  отраслей (способных давать крупные  рентные доходы) уменьшается, практически  лишь топливная и горнорудная  промышленность еще в состоянии  реализовывать часть ренты, хотя ее поступление в федеральный  бюджет также значительно сократилось. Резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве, легкой и пищевой  промышленности означает и пропорциональное уменьшение величины ренты в этих отраслях. В 1996-1997 гг. в целом поступление  ренты в федеральный бюджет РФ по сравнению с 1989 г. сократилось  более чем в два раза. Анализ платежей за природные ресурсы, имеющих  в основном рентное происхождение, показывает, что наиболее крупные  поступления в федеральный бюджет осуществляются в виде платежей за пользование природными ресурсами (в 1997 г. - около II млрд. руб.) и акцизов  на природный газ, нефть и нефтепродукты (свыше 44,6 млрд. руб.). Если исключить  из этого перечня акцизы как часть  прежней системы изъятия доли чистого дохода предприятий добывающих отраслей, то именно платежи за природные ресурсы идентичны фиксированным рентным платежам (в нашем расчете их величина достигает 24 млрд. руб.), приблизительно отражающим величину абсолютной ренты, реализуемой собственником природных ресурсов. Отметим также, что большая доля абсолютной ренты реализуется в ходе внешней торговли продукцией топливной промышленности, причем лишь меньшая ее часть поступает в бюджет в виде доходов от внешнеэкономической деятельности (в 1997 г. - около 12 млрд. руб., а в 1998 г. - свыше 15 млрд. руб., то есть сумма, сопоставимая по величине с платежами за природные ресурсы). Причем эти доходы совсем не обязательно используются в целях развития минерально-сырьевой базы и отраслей добывающей промышленности.

Доля совокупных доходов от использования  природных ресурсов в доходах  федерального бюджета в 2003 году предусматривается  в размере 13,5%, что ниже соответствующего показателя 2002 года (15,4%). Как и в  предыдущие годы, бюджетная эффективность (отношение расходов бюджета к  его доходам) по статьям, касающимся природных ресурсов остается весьма низкой. В 2001-2003 годах она изменялась в пределах 5,2-7,4%. Как отмечают эксперты, даже при нынешней схеме формирования федерального бюджета можно повысить бюджетную эффективность вышеуказанных статей, путем повышения уровня адресной рециркуляции средств, собираемых от использования природных ресурсов.

Платежи за пользование природными ресурсами - это основной блок доходов  в федеральный бюджет от использования  природных ресурсов. В 2003 году на его  долю приходилось 7,6% от общих доходов  федерального бюджета. По сравнению  с аналогичным показателем текущего года (установленного законом) абсолютный уровень поступлений по платежам за пользование природными ресурсами  останется на прежнем уровне (с  учетом инфляции он даже снизится на 10-12%). В то же время, ожидаемое в 2002 году поступление по платежам за пользование природными ресурсами составило 195,5 млрд. руб., что на 6,4% выше установленного законом уровня.

В структуре поступлений в федеральный  бюджет за пользование природными ресурсами  будут продолжаться изменения, связанные  с повышением роли налога на добычу полезных ископаемых (на фоне постепенного сокращения платежей за пользование  недрами, отчислений на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и полного  прекращения поступлений за счет земельного налога).

В расчетах прогнозируемых поступлений  по налогу на добычу полезных ископаемых учтены ожидаемые: объемы добычи, прогнозируемый уровень цен на полезные ископаемые (базовый показатель - цена на нефть марки "Юралс" заложена в размере 21,5 долларов за баррель), прогноз официального курса рубля по отношению к доллару США (33,7 рубля за 1 доллар), а также ставки налогообложения с учетом внесенных изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

На 2003 год прогнозировался объем  сборов за счет налога на добычу полезных ископаемых в размере 181,9 млрд. руб., или 99% от общего объема платежей за пользование  природными ресурсами. Уровень собираемости данного налога заложен в размере 98%, определенном, исходя из оценки соответствующих  поступлений в 2002году. По сравнению  с аналогичным показателем (установленным  законом) текущего года поступления  от налога на добычу полезных ископаемых (выраженные в текущих ценах) возрастут  на 5%, а в сопоставимых ценах ожидается  их снижение на6-8%.

Изменение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в наибольший степени зависит от сбора от налога на добычу нефти. В 2003 году облагаемый налогом объем добычи нефти составило 378,2 млн. тонн (97% от всего планируемого объема добычи). Ставка налога определена исходя из планируемой цены на нефть марки "Юралс" и курса рубля по отношению к доллару США. Налоговая ставка на 2003 год составила 613,82 рубля за тонну.

Как отмечают эксперты, привязка к  внешним экономическим факторам с высокой степенью неопределенности их динамики, может привести к существенным потерям поступлений в федеральный  бюджет за счет налога на добычу полезных ископаемых. В результате федеральный  бюджет может лишиться дополнительных резервов для увеличения финансирования природно-ресурсного комплекса.

Поступления платежей за пользование  природными ресурсами в консолидированный  бюджет Российской Федерации за январь-сентябрь 2006 года составили 394,1млн. рублей, и  возросли по сравнению с аналогичным  периодом 2005 года на 26,4 процента. В федеральный  бюджет поступило 190,5 млн. рублей или на 41,9 млн. рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года (темп роста составил 128,2%).

В общей сумме платежей за пользование  природными ресурсами, поступления  налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет страны в январе-сентябре 2006 года составили 83,0 %, или 327,2 млн. рублей. В федеральный  бюджет мобилизовано 124,5 млн. рублей. По сравнению с соответствующим  периодом 2005 года поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный  бюджет страны выросли на 26,3 %, федеральный  бюджет - на 29,2 процента.

 

Глава 4. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы

4.1 Обобщение зарубежного опыта  платежей за природные ресурсы

Плата за природные ресурсы, как  форма реализации экономических  отношений между собственником  природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в  экономическом механизме природопользования.

В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты  у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными  ресурсами, практикуются такие налоги, как роялти, налог суверена, специальные  налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Кроме  того, доходы от эксплуатации природных  ресурсов могут перераспределяться на основе договоров о разделе  продукции и другими способами. Рассмотрим такие платежи в зарубежных странах на примере пользования  недрами.

Обязательные платежи, взимаемые  государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Профессор Б.Д. Клюкин, классифицируя систему платежей в зарубежных странах по основным критериям, выделяет три их основных вида:

а) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения  полезного ископаемого и горное имущество в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных  в соответствии с законодательством  или рыночными ценами;

б) налог на единицу добытого полезного  ископаемого;

в) подоходный налог, уплачиваемый в  тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого.

Например, во Франции система налогообложения  разведочной и добычной деятельности включает три налога (налог на прибыль, налог на минеральные ресурсы, представляющий собой прогрессивный налог на годовой оборот компании, взимаемый центральным правительством, налог на добычную деятельность в пользу местных органов власти). Ставки и база налогообложения устанавливаются ежегодно парламентом, включая и местный налог. По отзывам специалистов, французская система налогообложения в области недропользования считается наиболее эффективной в мире.

В Германии установлена специальная  система платежей за пользование  недрами: налог на рудное поле, налог  на горные разработки. В особую систему  выделена плата за пользование недрами  для добычи углеводородов. Следует  отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные  налоги на добычу углеводородов.

ВСША в области недропользования действуют три основных налога: налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и подоходный налог.

Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату заземлю, так и аренду участка недр.

В системе недропользования и разовые платежи, которые относятся к категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих соглашений.

Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов  достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные  элементы налоговых систем, применяемых  в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов(например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями.

Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные  для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта.

Во-вторых, платежи, направленные на поддержание  существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора  средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (все возможные лицензионные сборы ит.п.). Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся следующие. Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. - это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога - предотвращение спекуляций и сверх интенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну. Это достигается путем получения дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство.

Информация о работе Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами в РФ