Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:57, курсовая работа

Описание

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли, недр земли, воздушных и водных сред.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета
Глава 2. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами
2.1 Платежи за пользование недрами
2.2 Налог на добычу полезных ископаемых
2.3 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
2.4 Водный налог
2.5 Лесной налог
2.6 Земельный налог
Глава 3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы
Глава 4. Пути совершенствования платежей за природные ресурсы
4.1 Обобщение зарубежного опыта платежей за природные ресурсы
4.2 Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

федеральные налоги.docx

— 44.89 Кб (Скачать документ)

Система платежей за природные ресурсы  может обеспечивать либо изъятие  доходов рентного происхождения  с целью передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о налогах на природные ресурсы, а во втором, - о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость.

Наряду с налоговыми, на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. Прежде всего это договор о разделе продукции между государством в лице государственной компании и заинтересованной компанией-подрядчиком использования минерально-сырьевых ресурсов.

4.2 Направления совершенствования  механизма взимания и уплаты  платежей за природные ресурсы

В экономике России природоэксплуатирующие сектора занимают одно из центральных мест (25-30% ВНП). В то же время их доля в доходах консолидированного бюджета РФ, как мы уже отметили, составляет 7--8%. Остальная рента присваивается различными элементами технологической и трансакционной цепочек, по которым распределяется продукция прежде всего минерально-сырьевого комплекса. В 1993 г. был предусмотрен ряд мер, обеспечивающих увеличение поступлений в бюджет. Тем не менее их доля не превысила 15% бюджета.

В 1994-2000 г, не произошло кардинального  улучшения в этой области. Оценивая потенциал существующей сегодня  налоговой системы, приходится констатировать, что максимально возможный уровень  доли поступлений доходов от эксплуатации природных ресурсов, обеспечиваемый налоговой системой в целом (включая  прямые и косвенные налоги), не может  превысить 20%. Что касается прямых (специализированных) налогов на эксплуатацию природных  ресурсов, то они исчисляются долями процента.

Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена. Это можно сделать только в рамках осуществления общей реформы налоговой системы.

Существующая налоговая политика имеет чисто фискальный характер и направлена только на пополнение бюджета. Система налогов в России является трехуровневой и состоит  из федеральных, областных, включая  республики в составе России, и  городских (местных) налогов.

Вначале 90-х годов основные элементы механизма сбора налоговых поступлений  от эксплуатации природных ресурсов были утрачены. Соответственно потребовались  новые решения для получения  доходов от эксплуатации сырьевого  сектора. Обсуждались два основных подхода: первый -- преимущественное налогообложение обрабатывающих отраслей; второй -- введение системы платежей за право пользования природными ресурсами, приближающихся по уровню к величине рентных доходов, которые возникают в этих отраслях.

В современной практике существует достаточно развитая система федеральных  налогов на природные ресурсы. Основными  задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных  налогов и увеличение их уровня. В ближайшие годы целесообразно  сконцентрироваться на развитии налогов  типа роялти (налоги, взимаемые с  единицы добываемого сырья), которые  могли бы заменить существующие акцизы, а также на воссоздании системы  отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала (включая минерально-сырьевой сектор, водное и лесное хозяйство).

На ряду с федеральными должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что только на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов.

Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать механизм, стимулирующий максимальное получение  на местах платежей за природные ресурсы.

Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей  составляющей реорганизации налоговой  системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству  и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы  платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и  платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов.

Учитывая сложности переходного  характера и специфику современного механизма распределения доходов  от природных ресурсов, целесообразно  рассмотреть возможность введения новых налогов в форме долговых обязательств. Такой подход позволит поэтапно перейти от действующей  системы налогов к новой системе, в которой доходы от природного сектора  адекватны его месту в экономике  страны.

 

Заключение

Специфическими особенностями  природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также  масштабность и комплексность входящих в него элементов. Одновременно для  природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой - сложность и высокий уровень затрат по их освоению.

Детальный анализ зарубежного опыта  показывает, что эффективное регулирование  природопользования может осуществляться при одновременном использовании  двух видов платежей за природные  ресурсы: за их расход (потребление) и  за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого  вида платежей регулируется интенсивность  использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств  на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования  природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между  конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платеже должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье с учетом спроса и предложения и, одновременно, способствовать целям ресурсосбережения.

Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме  того, на территории России расположено  значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное  и оздоровительное значение. Будущее  России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества, чего, к сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает. Это главный его недостаток.

 

Список литературы

1. Постановление Правительства  РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных  ставках платы за древесину,  отпускаемую на корню" // Собрание  законодательства Российской Федерации. - 5 марта 2001 г. - №10. - Ст. 958.

2. Скрябина О. Новое в налогообложении  пользования водными объектами  // Финансовая газета. Региональный  выпуск. - №39. - сентябрь 2001 г.

3. Семенова О. Платежи за пользование  водными ресурсами // Финансовая  газета. Региональный выпуск. - №14. - апрель 2001 г.

4. Скрябина О. Налогообложение  водопользования // Финансовая газета. Региональный выпуск. -№7, 8, февраль  2001 г.

5. Токмаков, В.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой, второй с постатейными материалами.- М., 2005. - 1112 с.

6. Чуркин, А.В. Объект налогообложения:  правовые характеристики: Учебное  пособие. - М., 2003. - 120 с.

7. Чуркин, А.В. Объект налогообложения:  правовые характеристики: Учебное  пособие. - М., 2003. - 120 с.

8. Томаров, В.В. Местные налоги: правовое регулирование. - М., 2002. - 207 с.

9. Староверова, О.В. Налоговый процесс: Учебное пособие / О.В.- М., 2004. - 192 с.

10. Пепеляев, С.Г. Налоги: реформа  и практика. - М., 2005. - 287 с.

11. Пансков, В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М., 2003. - 240 с.


Информация о работе Система налоговых платежей за пользование природными ресурсами в РФ