Системный анализ качества организационной структуры системы управления объектом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:13, контрольная работа

Описание

Устав предприятия.
Определение цели функционирования предприятия.
Анализ эффективности деятельности предприятия, исходя из анализа факторов внешней среды.
Анализ принципов функционирования предприятия.
Построить блок-схему организационной структуры системы управления предприятием.
Обозначить функции, выполняемые предприятием в целом и его структурными подразделениями.
Определить информационные связи между структурными подразделениями в процессе выполнения функций. Построить схему информационных связей. Произвести анализ эффективности документооборота. Дать рекомендации по его совершенствованию.
Построить дерево целей структурных подразделений предприятия. Проанализировать, насколько цели структурных подразделений способствуют наиболее эффективному достижению цели предприятия в целом. При выявлении недостатков в структуре предприятия дать рекомендации по ее совершенствованию.
Оценить роль вычислительной и организационной техники в достижении целей предприятия.

Работа состоит из  1 файл

КР Системный анализ.docx

— 250.01 Кб (Скачать документ)

Фирма существует и  тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет  его потребности. Это утверждение  справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства - оказывать  услуги своим гражданам по обеспечению  территориальной целостности, по обеспечению  их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются потребителями  и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с  государственной бюрократией. Тем  не менее, в период выборов использование  рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что  кандидаты в будущие хозяева  кабинетов рассматривают граждан  как потребителей услуг государственных  организаций.

4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. 
Следует понимать, что потребители - не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды - трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий. 
Однако есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского рынка от Японии три конкурирующие автомобильные американские компании - Дженерал Моторс, Форд, Крайслер - разработали стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков - QS-9000.

  Понятие и основные  элементы косвенного  воздействия внешней  среды организации

Факторы внешней  среды косвенного воздействия внешней  среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так  же заметно, как факторы внешней  среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Прогнозируя ее воздействие  на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией  относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная  минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому  зачастую при принятии стратегических для организации решений оно  вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать  прямого влияния на изменения  факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них - технологии (в широком смысле - как состояние  научно-технического прогресса), состояние  экономики, социально-культурные и  политические факторы, отношения с  местным населением, международное  окружение.

Итак, к элементам  косвенного воздействия внешней  среды организации относятся:

1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно - технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой  продукцию или услугу можно производить  и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как  можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают  потребители от данной организации.

Скорость изменения  технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая  связь, атомная энергетика, генная инженерия  и многое другое.

Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен  для организаций, имеющих дело непосредственно  с высокими технологиями.

2) Состояние экономики.  Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Состояние мировой  экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние  национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое. 
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

3) Социально-культурные  факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых - установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое - влияют на организацию непосредственно.

Примеры социально-культурного  влияния на деловую практику:

- в США этичный  бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без использования  слухов, порочащих конкурентов;

- во многих странах  до сих пор действует стереотип,  дискриминирующий женщин при  приеме их на работу; при продвижении  по службе, согласно которому  женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;

-при производстве  одежды и обуви многие организации  используют честолюбие определенных  слоев населения, готовых платить  дороже за продукцию престижных  фирм, - им кажется, что это способствует  возрастанию их веса в обществе;

- представления основной  массы населения о "культурном  обслуживании" влияет на работу  магазинов, кафе, ресторанов. В целях  успешного функционирования организации  должны быть в состоянии предугадывать  изменение ожиданий общества  и обслуживать своих клиентов  более эффективно, чем конкуренты.

4) Политические факторы  - настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Некоторые аспекты  политической обстановки представляют для организаций особое значение.

Другой элемент  политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм - это группы особых интересов или лоббисты. Примеры  таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и  многое другое.

Для компаний, ведущих  операции или имеющих рынки сбыта  во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

5) Отношения с местным  населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

6) Международное окружение.

В то время как  факторы внешней среды, описанные  выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это  обусловлено уникальной совокупностью  факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное  устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все  это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой  организации. 

Сущность анализа  состояния внешней среды и  деятельности предприятия - в систематическом  изучении и оценке контролируемых и  неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию.

Главной целью  такого анализа является получение  необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить  сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней  средой. При анализе состояния  внешней среды особое внимание уделяется  анализу рынков, уровня конкуренции  и технологий.

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что  организация может оказывать  существенное влияние на характер и  содержание этого взаимодействия, тем  самым она может активно участвовать  в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления  угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура. 

При проведении анализа  непосредственного окружения ОАО  «Северо-Западный Телеком» в первую очередь необходимо рассмотреть  потребителей данной организации, которые  оказывают очень сильное влияние  на нее. Специфика производимого  ассортимента услуг такова, что ОАО  «Сибирьтелеком» является производителем услуг народного потребления, поэтому  подавляющее число потребителей - это физические лица (более 70% рынка). Но на долю юридических лиц, потребляющих услуги ОАО «Северо-Западный Телеком» также приходится значительная доля от общего объема выпускаемых услуг (более 50% для делового сектора). Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг сотовой связи, которая занимает немалую долю в  ассортименте существующих услуг(75%), такими потребителями являются Пенсионный фонд, Сбербанк, городская налоговая инспекция, кроме того еще и ряд коммерческих предприятий являются потребителями услуг ОАО «Северо-Западный Телеком».

Как известно, «Северо-Западный Телеком» сегодня обслуживает около  пяти с половиной миллионов абонентов.

Необходимо при  анализе потребителей учитывать  и тот факт, что почти 80% услуг  реализуется не на федеральном, а  на окружном рынке, поэтому необходимо расширять территорию потребителей. 

Если же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм - поставщиков являются конфиденциальными  и данная информация не доступна для  распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии - это зарубежные фирмы. С одной  стороны положительная сторона  этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя  получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг ОАО «Северо-Западный Телеком», но с другой стороны - это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш  регион не может обеспечить свои предприятия  в полной мере современным отечественным  оборудованием и приводит к зависимости  от зарубежных стран - поставщиков. И  если по какой - то причине эти страны откажутся поставлять нам это  оборудование, то данное предприятие  не сможет обеспечить производство своих  услуг, что грозит серьезными последствиями  и даже кризисом. Поэтому нашей  стране стоит развивать инновационные  технологии и всерьез задуматься об этой проблеме.

По результатам  проведенного анализа можно смело  утверждать, что предприятие развивается  в правильном направлении и  является на данный момент ведущим оператором связи. 

Можно уверенно сказать,  что,  во-первых, СЗТ это предприятие  с огромной территорией охвата, во - вторых с большим числом производственных мощностей и количеством рабочих  мест, в - третьих, если оно уже встало на путь расширения, то ему просто необходимо расширять список деловых партнеров, союзников и выходить на качественно  новый путь развития.

Этого можно добиться опять -таки объединением предприятий, но уже не на уровне регионов, а на уровне округов. Поэтому, я считаю, что предприятие с многолетней историей имеет все шансы стать лидером своей отрасли.

5. Блок-схема организационной  структуры системы  управления предприятием.

Под организационной  структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения  по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации.

Различают несколько  типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.

Линейная структура  характеризуется тем, что во главе  каждого подразделения стоит  руководитель, сосредоточивший в  своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство  подчиненными ему работниками. Его  решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю.

На этой основе создается  иерархия руководителей данной системы  управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные  выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного  начальника.

Линейная структура  управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими  несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между  предприятиями.

Функциональная структура  предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для  их осуществления выделяются отдельные  подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.

Информация о работе Системный анализ качества организационной структуры системы управления объектом